Общие понятия о фальсификации продовольственных товаров: виды, способы, методы идентификации.
Идентификация– установление соответствия наименований товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемым к ним требованиям. Это установление соотвествия конкретной продукции образцу и (или) ее описание. Описание продукции - набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установл. в соотвествующих документах.
Работа по идентификациипроводится в соответствии с гостом, с 1 января 2000г. "Идентификация продукции".
Результатомидентификации является "заключение о соответствии".
Идентификацию проводят:
1) Для подтверждения основных показателей качества продукции (используются органолептические показатели)
2)При проведении сертификационных испытаний (аккредитация лабораторий: используются также физико-химические показатели)
3) При осуществлении контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти
Идентификацию проводят по признакам, показателям и требованиям, которые необходимы для подтверждения соответствия продукции образцу или описанию.
Для идентификации используют стандарты, ТУ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, товаро-сопроводительную документацию (договор поставки, договор купли-продажи), спецификации, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию.
Структура идентификации:
1. Объектомидентификации является:
- продукция;
- услуги;
- ценные бумаги;
- информация.
2.Субъектыидентификации (осуществляют идентификацию):
- изготовители на стадии приёмки сырья и отпуска готовой продукции;
- продавец на стадии заключения договоров купли-продажи, приёмки товаров и подготовке их к продаже;
Виды идентификации:
- ассортиментная(видовая): установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования. Применяется для установления соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности. Имеет особое значение при проведении сертификации товаров. Служит методом выявления несоответствий – фальсификаций товара. Проводится также при определении отношения товара к определённым товарным группам;
- качественная (квалиметрическая): установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативными документами. Позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводительных документах. При проведении устанавливает следующие градации качества: стандартная продукция, нестандартная, условно-пригодная на пищевые цели, отходы, непригодная на пищевые цели. Для стандартной продукции устанавливается также соответствие сортности. В случае выявления несоответствия сортности фальсификация называется пересортицей.
- товарно-партионная: устанавливает принадлежность представленной части товара конкретной товарной партии. Очень часто отсутствуют надёжные критерии идентификации.
Рисунок .1
Средства идентификации:
- нормативные документы (стандарты, технические условия, правила);
- товарно-сопроводительные документы;
- маркировка товара.
Критерии идентификации:характеристики товаров, позволяющие отождествить наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке или в товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями нормативных документов. Имеетсятри группы показателей:
- органолептические показатели: характеристики основополагающих потребительских свойств, определяемые при помощи органов чувств – внешний вид, вкус, запах, консистенция, внутреннее строение, прозрачность, соотношение жидких и твёрдых фракций.
- физико-химические показатели: характеристики физических и химических свойств, определяемых при помощи физических и химических методов испытаний – массовая доля воды или сухих веществ;
- микробиологические показатели: используются для измерения микрофлоры продуктов питания.
Методы идентификации:
- органолептические методы – определение характеристик изделия при помощи органов чувств: визуальный, вкусовой, обонятельный, осязательный;
- измерительные методы – определение характеристик изделия при помощи средств измерения: микроскопия, хроматография, фотометрия, ионометрия и пр.