Вопрос Лицензирование отдельных видов торговой деятельности
Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли" были определены группы товаров, реализация которых без специального разрешения (лицензии) запрещена. Указом Президента РФ от 29 октября 1992 г. № 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" к числу лицензируемых были отнесены подакцизные продовольственные и непродовольственные товары Новым этапом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов Деятельности".
Закон провозгласил основные принципы лицензирования:
- защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при лицензировании.
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, их переоформлением и аннулированием, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензионных требований и условий.
Лицензия — это право на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, предоставляемое уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, может выполнять только получившее ее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Лицензия должна содержать:
- наименование органа, выдавшего ее;
- наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца;
- указание на разрешенный вид деятельности;
- область действия лицензии;
- особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);
- регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.
Одним из обязательных лицензионных требований является соблюдение законодательства, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
В торговле и общественном питании лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- оптовая и розничная торговля спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
- торговля автомобильными транспортными средствами и номерными агрегатами;
- оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями, драгоценными камнями и драгоценными металлами;
- торговля пиротехническими изделиями;
- оптовая торговля табачными изделиями;
- торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- торговля медицинской техникой;
- торговля предметами антиквариата;
- торговля контрольно-кассовыми аппаратами;
- оптовая торговля аудиовизуальными произведениями на любых видах носителей;
- оптовая торговля минеральной и природной водой.
Лицензирование проводят федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. На федеральном уровне полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы имеют следующие полномочия:
- лицензирование на территории Российской Федерации;
- надзор за соблюдением лицензионных требований и условий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- формирование и ведение реестра лицензий.
Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий орган:
- заявление о выдаче лицензии с указанием:
- наименования и организационно-правовой формы, места нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке (юридические лица);
- фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (индивидуальный предприниматель);
- лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срок, в течение которого они намерены действовать;
- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копия не заверена нотариусом) — юридические лица;
- копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — индивидуальные предприниматели;
- справку о постановке на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления лицензирующим органом.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Основанием для отказа в выдаче лицензии могут быть:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие. При этом соискатель имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Законом предусмотрены основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензии. Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование, изменение наименования или места нахождения; для индивидуальных предпринимателей — изменение фамилии или места жительства.
Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае:
- выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными или иными государственными органами в пределах их компетенции нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
- невыполнения решений лицензирующих органов, обязывающих обладателя лицензии устранить выявленные нарушения.
Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган должен обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Законом также предусмотрены основания для аннулирования лицензии. Можно выделить две группы таких оснований.
1. В административном порядке, т.е. лицензирующим органом, лицензия может быть аннулирована:
- в случае неуплаты лицензионного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления соискателя о выдаче лицензии;
- с момента ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.
2. В судебном порядке лицензия аннулируется:
- при обнаружении недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для ее получения;
- при неоднократном или грубом нарушении лицензионных требований и условий;
- в случае выявления незаконности решения о выдаче лицензии.
С заявлением в суд может обратиться орган, выдавший лицензию, или орган государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее трех лет. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. По заявлению соискателя лицензия выдается на срок и менее трех лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению обладателя лицензии, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения требований и условий лицензирования.
За рассмотрение заявления соискателя лицензии лицензирующий орган взимает плату, максимальный размер которой не может превышать трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за его выдачу и внесение в него изменений взимается плата в размере, не превышающем одной десятой минимального размера оплаты труда.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор, максимальный размер которого не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Суммы лицензионных платежей зачисляются в соответствующие бюджеты.
Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.
Квалифицирующими признаками данного преступления являются:
- совершение преступления организованной группой, т.е. группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;
- извлечение в результате преступления дохода в особо крупном размере;
- совершение преступления лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство.
Доходом в крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда; доходом в особо крупном размере — доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
15. Основные принципы осуществления лицензирования. Органы осуществляющие лицензирование.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Органы осуществляющие лицензирование- РОСПОТРЕБНАДЗОР,Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
16 Основания для отказа, переоформления, приостановления и аннулирования лицензии. Административный и судебный порядок аннулирования лицензии.
17 Понятие и признаки торговой организации.
Торговой организацией является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, созданный с целью получения прибыли и осуществляющий деятельность за свой риск по закупке, хранению, реализации товаров, направленную на удовлетворение потребностей рынка.
Обязательными признаками юридического лица, наличие которых необходимо для признания торговой организации субъектом торгового оборота, являются:
- организационное единство, предполагающее, что торговая организация имеет структуру, штат, органы управления, которые закреплены в ее учредительных документах, — уставе и (или) учредительном договоре либо в общем положении об организациях данного вида;
- наличие обособленного имущества. Степень имущественной обособленности имущества торговой организации зависит от ее вида и организационно-правовой формы. Торговые организации, являющиеся хозяйственными товариществами, обществами, производственными или потребительскими кооперативами, обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, а торговые государственные или муниципальные унитарные предприятия — правом хозяйственного ведения. Имущество торговой организации учитывается на ее балансе, наличие которого доказывает самостоятельность торговой организации и обособленность ее имущества;
- самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам. В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредители и участники юридического лица или собственники его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а оно не отвечает по их обязательствам. По обязательствам юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом, не отвечает и Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (ст. 126 ГК РФ). Имущественная ответственность торговой организации по своим долгам тесно /связана с имущественной обособленностью ее имущества;
- выступление в гражданском обороте от собственного имени означает, что торговая организация вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
18 Государственная регистрация торговой организации при ее создании.
Обязательная государственная регистрация всех юридических лиц является одной из форм государственного контроля и проводится для защиты экономических и политических интересов Российской Федерации, а также с целью защиты юридических лиц, для борьбы с тайным или лжепредпринимательством, для проведения налогообложения, получения сведений статистического учета и т.д. Статьей 51 ГК РФ проведение государственной регистрации возложено на органы юстиции.
1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
2. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
19 Государственный реестр юридических лиц: понятие, содержание, задачи.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
- организационно-правовая форма;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
- подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
- способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность
государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
- сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
- сведения о банковских счетах юридического лица;
- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
- сведения о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
20 Правовой процесс создания и реорганизации торговой организации.
Торговая организация создается по воле учредителей, а законность создания контролируется государством при проведении государственной регистрации. Торговая организация считается созданной с момента государственной регистрации.
Реорганизация торговой организации происходит в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования ее из одной организационно-правовой формы в другую. Реорганизация торговых организаций осуществляется в добровольном, разрешительном или принудительном порядке (ст. 57 ГК РФ).
Реорганизация торговых организаций в большинстве случаев происходит добровольно по решению учредителей (участников) либо управляющего органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может проводиться лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Так, в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением или ограничения конкуренции на товарном рынке требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа на реорганизацию (слияние и присоединение) торговой организации в случае:
- слияния и присоединения объединений торговых организаций (союзов или ассоциаций);
- слияния и присоединения торговых организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
- разделения и выделения государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%1. Лица или органы, принимающие решение о реорганизации торговой организации, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представленных в регистрирующие органы, ходатайство о согласии на реорганизацию и сведения об основных видах деятельности и объемах продукции, производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках.
Разрешение на реорганизацию торговой организации должно быть дано антимонопольным органом не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
21 Ликвидация торговой организации
В отличие от реорганизации ликвидация не предполагает никакой правопреемственности, так как права и обязанности организации, как и ее деятельность, подлежат прекращению. Статьей 61 ГК РФ устанавливается, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемственности к другим лицам. Ликвидация торговых организаций проводится как добровольно, так и принудительно.
Добровольная ликвидация торговых предприятий может иметь место по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в частности, в связи с истечением срока, на который создана организация, или с достижением цели, ради которой она была создана.
Учредители (участники) или орган, принявший решение о ликвидации торговой организации, обязаны без промедления письменно сообщить об этом органу государственной регистрации для внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц и по согласованию с этим органом назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации. К ликвидационной комиссий или ликвидатору с момента их назначения переходят полномочия по управлению делами торговой организации и выступлению в суде от ее имени.
Принудительная ликвидация торговой организации проводится по решению суда в случае деятельности без разрешения (лицензии), запрещенной законом деятельности, либо иного неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов, признания недействительной регистрации торговой организации при нарушении закона, а также в других случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации торговой организации предъявляется в суд государственным органом или органом местного самоуправления, если такое право предоставлено им законом.
Ликвидация торговой организации возлагается решением суда на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на то ее учредительными документами. Порядок ликвидации торговой организации регулируется ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которой на ликвидационную комиссию возлагается обязанность поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ее ликвидации и о порядке и сроке предъявления требований ее кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев с момента объявления о ликвидации. Ликвидационная комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о ликвидации торговой организации и принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
Ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой торговой организации, о перечне требований, предъявленных кредиторами, и о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) торговой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Ликвидационная комиссия в случае, если у ликвидируемой торговой организации не хватает денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, продает имущество организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, предусматривающей пять очередей. Денежные суммы выплачиваются в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, а кредиторам пятой очереди — по истечении месяца со дня его утверждения. Требования каждой очереди подлежат удовлетворению после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае, если имущества недостаточно для удовлетворения требований, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, если иное не установлено законом.
Удовлетворение требований кредиторов, заявленных после истечения установленного срока, осуществляется из имущества ликвидируемой торговой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Ликвидационная комиссия после завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации торговой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Имущество ликвидируемой торговой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении указанной торговой организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.
Считаются погашенными: требования кредиторов, неудовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой торговой организации; требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращается с иском в суд), а также требования, в удовлетворении которых кредитору отказано решением суда.
Ликвидация торговой организации считается завершенной, а организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Статьей 65 ГК РФ установлены дополнительные основания ликвидации коммерческих, в том числе торговых, организаций (за исключением унитарных предприятий), потребительских кооперативов и фондов. Указанные юридические лица могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства), под которой понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, как в принудительном по решению суда, так и в добровольном порядке.
Основания и порядок ликвидации торговых организаций в случае несостоятельности (банкротства) установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Законом о банкротстве регулируется также порядок и условия проведения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Торговая организация считается не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если такие обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются, как правило, на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании торговой организации банкротом и считаются установленными, если они подтверждены вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, прокурор, налоговые и иные уполномоченные федеральным законом органы, а также иные лица в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Закон о банкротстве обязывает учредителей (участников) должника — юридического лица, в том числе торговой организации, собственников имущества должников — унитарных предприятий, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства. До момента обращения в суд должны быть приняты меры по оздоровлению финансового положения должника, проведена досудебная санация (ст. 26—27 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве торговой организации, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Следует заметить, что этот норматив вызвал критику в средствах массовой информации, поскольку позволяет объявлять банкротами крупные организации, имеющие такую сравнительно небольшую с их масштабами деятельности сумму задолженности.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — торговой организации применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные Законом о банкротстве, например, упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника (ст. 174—180 Закона о банкротстве).
Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом сроком на три месяца с целью обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния. Для наблюдения суд назначает временного управляющего. В период наблюдения органы управления торговой организации не вправе совершать сделки без согласия временного управляющего, а также принимать решения о реорганизации или ликвидации, об участии в иных юридических лицах, о выплате дивидендов и т.д.
Внешнее управление может вводиться судом по собственной инициативе или на основании решения собрания кредиторов организации на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешнее управление вводится в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления внешнему управляющему, назначаемому арбитражным судом.
Внешний управляющий вправе: самостоятельно распоряжаться имуществом должника; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Обязанностями внешнего управляющего являются: принятие в ведение имущества должника и проведение его инвентаризации; открытие специального счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработка и представление на рассмотрение собранию кредиторов плана внешнего управления; ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности; принятие мер по взысканию задолженности с должника; рассмотрение требований кредиторов; ведение реестра требований кредиторов; представление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления и др. На время проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением требований о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.
Конкурсное производство открывает арбитражный суд с момента судебного признания должника банкротом. Оно свидетельствует о том, что иные процедуры не дали результата и отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника. Целью проведения конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, но может быть продлен судом на шесть месяцев, а при необходимости — и сверх этого срока. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом.
Конкурсный управляющий за счет должника публикует в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в котором наряду с другими сведениями (ст. 100 Закона о банкротстве) сообщает о сроке на предъявление требований кредиторов, причем этот срок не может быть менее двух месяцев с даты публикации. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию, оценку, обеспечивает его сохранность, формирует конкурсную массу и т.д. (ст. 101—103 Закона о банкротстве). Этим Законом (ст. 106—111) устанавливаются очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение арбитражного суда конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с момента его вынесения представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника — торговой организации. С момента внесения этой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а торговая организация — должник — ликвидированной.
В добровольном порядке объявление о банкротстве и добровольной ликвидации торговой организации может иметь место при наличии признаков банкротства, получения письменного согласия всех кредиторов должника и производится на основании решения собственника имущества должника — унитарного предприятия или органа, у