Промышленность и торговля. Города и городское население
В XVIII веке произошел серьезный технический перелом в мукомольном производстве. С начала XVIII века промышленники и торговцы развернули строительство однопоставных и двупоставных водяных мельниц русского типа. Вскоре подобные мельницы научились строить и чувашские крестьяне. В конце века в чувашских деревнях, по неполным данным, насчитывалось более 200 таких мельниц.
Главным образом в Чебоксарах было сосредоточено промысловое солодовенное производство. С начала XVIII века в Чувашии широко развернулась переработка хлеба в вино, которое поставлялось в казенные питейные заведения. Кроме помещичьих, в крае возникали казенные и купеческие винокуренные «заводы». В середине 18 в. в Чувашском крае действовало 43 винокуренных «завода», в том числе 1 казенный, производительностью 100 тысяч ведер вина в год, 5 помещичьих, 3 чиновничьих и 34 купеческих, выпускавших в год от 1000 до 15000 ведер вина. В общей сложности винокуренные заводы Чувашии в середине века выкуривали до 300 тысяч ведер вина в год, что составляло около 8 процентов производства вина в России.
Другой важной отраслью промышленности являлась обработка животноводческой продукции: кожевенное, скорняжное и салотопенное производства.
Центром кожевенного производства являлись Чебоксары, где в 1721 году имелось 17 кожевенных заведений, принадлежавших купцам. В Чебоксарах было также несколько небольших скорняжных заведений.
Металлообрабатывающая промышленность была представлена предприятиями по литью колоколов и производству котлов. В первой половине XVIII века в Чебоксарах действовал один колокольный завод, с середины столетия — два.
Значительное место в вывозе занимали юфть и говяжье топленое сало. До 1713 г. юфть и сало отправляли в Архангельск, впоследствии — в Петербург, откуда сбывали на заграничный рынок. Во второй и третьей четвертях ХУШ века только из Чебоксар вывозилось 30—40 тысяч яловых и юфтевых кож и 6—7 тысяч пудов сала. Из Чувашии вывозили также лес, изделия деревообрабатывающих промыслов, колокола, стекло, бумагу.
Вывоз товаров из края в ценностном выражении в 9—10 раз превышал ввоз.
Центрами местной торговли являлись города, торговые села и сельские торжки. Наибольшее значение в торговле имели Чебоксары, торговые обороты которых превышали обороты Цивильска в три раза, Ядрина — в 12 раз. Торговыми пунктами являлись также Порецкое, Сундырь, Козловка. Основное место в торговле занимало посадское купечество. И из крестьян выделялись торговцы. Но среди чувашских крестьян их было меньше, чем среди русских и татарских.
Расширение товарного обращения в стране привело к тому, что царское правительство в 1753 году вынуждено было отменить внутренние таможенные сборы.
В XVIII веке в связи с развитием промышленностии торговли произошел некоторый рост посадского населения. Произошлиизменения во внешнем облике городов. В них стало расти число казенных и купеческих каменных зданий, строилось много каменных церквей. Однако деревянные постройки преобладали, и пожары нередко уничтожали города почти полностью. В Чебоксарах крупные пожары произошли в 1704, 1720, 1755, 1758 и 1773 годах, в Алатыре-в 1731, 1741 и 1754 годах, в Цивильске — в 1768 году. О благоустройстве городов власти не проявляли никакой заботы.
Среди всех городов Чувашского края особо выделялся Чебоксары. В 20-х гг. 18 в. В числе 150 городов Российской империи по своим торгово-промышленным показателям Чебоксары занимали 27 место.
На XVIII век приходится пик строительства каменных церковных и светских зданий, среди которых выделялись Дом магистрата, Соляная контора, дом купца М. Ф. Котелъникова. Академик И. Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г. писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».
В 1767 г. Екатерина 11 совершила путешествие по Волге. 25 мая останавливалась в Чебоксарах в доме Соловцева, посетила соборную церковь Троицкого монастыря, «пожаловала к руке» местное дворянство и купечество, осмотрела дубовые рощи в окрестностях города и в тот же день отплыла вниз по Волге. Город произвел на Екатерину 11 благоприятное впечатление: «Чебоксары для меня во всем лучше Нижнего Новгорода.
В 1762 г. будущий великий поэт Г. Р. Державин приехал из Казани вместе со своим учителем М. И. Веревкиным снимать план города. По указу Сената ширина улицы должна была быть не менее восьми сажен. Веревкин приказал плотникам сделать деревянные рамы восемь на шестнадцать, окованные железом. Бурлаки таскали ее по улицам и там, где она не проходила, на воротах мелом писали: «Ломать!». Дело завершилось мирно, но вызвало большую панику среди горожан.
Стабильно росло городское население, самым крупным становится город Алатырь, в нем в середине 19 в. проживало 7573 человека, в Чебоксарах – 4736 – население уменьшилось, в конце 18 века – 5687, Цивильск – 862 (18 в.), 1730 (сер.19 в.), Ядрин – 1431, сер. 19 в. – 2513.