Стратегии стимулирования экспорта
Стратегия стимулирования экспорта является частью деятельности по содействию в развитии торговли и должна осуществляться на уровне предприятия, отрасли и общенациональном уровне.
a. Уровень предприятия
Отдельные группы деловых кругов в развивающихся странах не могут без посторонней помощи значительно увеличить объемы экспорта по следующим причинам:
1. число сырьевых товаров, которые можно экспортировать, ограничено, в силу чего экспортные сектора зависят от международных событий, влияющих на мировой рынок. Примером может служит падение цен на хлопок и неблагородные металлы, на которые приходится значительная часть экспортных поступлений стран Центральной Азии;
2. промышленное производство товаров ограничивается отсутствием перерабатывающих отраслей, что не позволяет предприятиям производить дифференцированную продукцию на экспорт или обеспечивать определенную форму диверсификации экспорта;
3. существует зависимость от одного или двух ключевых экспортных рынков и источников снабжения, а это не дает предприятиям возможности разрабатывать продукцию в соответствии со стандартами более развитых рынков. Кроме того, это ведет к нехватке знаний о зарубежных рынках;
4. предприятия не готовы экспортировать продукцию, что может быть связано с нежеланием заниматься рискованной предпринимательской деятельностью заграницей, поскольку отечественный рынок предоставляет комфортные условия и безопасность. Однако переход к рыночной экономике может заставить предприятия искать возможности для бизнеса за пределами отечественного рынка, чтобы заработать столь необходимую иностранную валюту и создать новые рабочие места. Международный маркетинг представляет собой более сложный процесс, чем маркетинг и продажа на отечественном рынке.
Странам с переходной экономикой необходимо иметь ведомство, которое стимулировало бы предприятия к выходу на внешние рынки.
b. Уровень отрасли:
Существует два направления стимулирования экспорта:
• увеличение экспорта существующей продукции;
• разработка новых товаров, пригодных для экспорта.
Увеличение экспорта существующей продукции означает изучение ассортимента продукции, производимой в настоящее время промышленностью для экспорта на мировой рынок. Многие страны с переходной экономикой и вновь образующиеся страны могут экспортировать главным образом сельскохозяйственную продукцию и сырье. В связи с этим первоначальная стратегия должна быть направлена на активизацию и увеличение объема экспорта на существующие рынки, а также на проникновение на другие экспортные рынки.
Второе направление предполагает оценку того, какие новые товары могут производиться на экспорт. Эти новые товары часто являются побочным продуктом ведущих отраслей или результатом деятельности вспомогательных производств. Например, нефтедобывающая промышленность поддерживает нефтехимические отрасли и производство нефтяного оборудования. Отсюда можно сделать вывод, что правительства могут помочь подготовить какую-либо отрасль в целом к экспорту продукции на основе планирования развития промышленных комплексов.
Промышленные советы или ассоциации могут играть важную роль, консультируя правительства или полномочные торговые органы в вопросах разработки стратегий экспорта. В основу этих стратегий должно быть положено всеобъемлющее исследование экспортного потенциала отдельных товаров. Для этого потребуется:
ü четкое определение того, что производится, организация планового производства в ближайшем будущем и определение наиболее подходящих рынков для таких товаров;
ü одновременное исследование того, что закупается на внешних рынках, с тем чтобы определить, что можно произвести у себя в стране для удовлетворения потребностей и использования возможностей внешних рынков;
ü четкое указание препятствий и проблем, мешающих экспорту, с точки зрения производства или условий рынка, что должно привести к вынесению рекомендаций относительно путей решения проблем или устранения любых препятствий.
с. Общенациональный уровень
Правительство задает общее экономическое направление и стратегию развития торговли. Для обеспечения высоких показателей национального экспорта коренное значение имеет определение экспортной составляющей этой стратегии с точки зрения надлежащих экономических инструментов и мер по стимулированию экспорта. Следовательно, разработка соответствующей торговой политики является главной предпосылкой успеха национальной программы стимулирования экспорта. [4]
Заключение
В работе были освещены основные моменты экспорта мебели в Киргизию и показана возможность экспорта российских товаров на этот рынок, которая безусловно существует. Экспортерам следует учитывать не столько общее настроение на рынке СНГ, сколько потребности данного региона.
Несомненно для того, чтобы найти лазейку на рынок СНГ стоит задуматься и о качестве товаров. Народы СНГ очень практичные люди и поэтому, если качество российских товаров будет на высоком уровне, то это даст возможность вытеснять не только товары из других стран, но и продукцию американских и китайских производителей.
При разработке же политики внешней торговли России следует иметь в виду три основных момента.
Во-первых, программы содействия развитию торговли должны рождаться на базе согласованного взаимодействия последовательной политики и учреждений. Не существует единой политики, которая позволила бы определить виды деятельности по стимулированию экспорта и развитию торговли и привести к их осуществлению.
Во-вторых, программы содействия развитию торговли реализуются в общем контексте всей политики внешней торговли. Общая политика внешней торговли правительства тоже должна приниматься во внимание. Все эти стратегии не должны работать друг против друга или осуществляться отдельно от других стратегий.
И, в-третьих, успешная программа содействия развитию торговли должна реагировать на изменение условий на внешнем рынке, на потребности экспортеров и производственные возможности внутри страны.