Тема1-2. Участие России в мировой торговле.
1. Участие России в мировой торговле в XVI – XIX вв.
2. Участие России в мировой торговле в ХХ – ХХI вв.
1.Участие России в мировой торговле в XVI – XIX вв.
Формирование внешнеэкономической торговой политики начинается в нашей стране в XVI в., в эпоху завершения создания централизованного Московского государства.
Русское правительство Ивана IV Грозного, заинтересованное в развитии внешней торговли, шло на первых порах на значительные уступки иностранным купцам. Так, в 1555 г. после открытия морского пути по Белому морю, Иван Грозный выдал первую привилегию беспошлинной торговли в России английской купеческой компании, т. е. применил фритредерскую политику. В 1567 г. англичане получили ещё большие привилегии – право беспошлинной торговли в вошедших в русское государство территориях: Астраханском, Казанском ханствах, Нарве и Дерпте, право чеканки английской монеты на монетных дворах России. Иван IV был заинтересован в импорте оружия из Англии для продолжения Ливонской войны, а англичане прилагали усилия, чтобы вытеснить с русского рынка голландских и немецких купцов. После смерти Ивана IV привилегии англичанам уменьшаются, а в 1649 г. русское правительство, воспользовавшись как предлогом революцией в Англии, вообще ликвидирует льготы англичанам, выслав английских купцов.
Иностранные купцы пытались превратить свою торговлю с Московским государством в колониальную и прибрать к рукам торговые пути в Персию и Индию. Проникая на внутренние российские рынки, иностранцы всеми мерами препятствовали самостоятельной торговле российских купцов и на внешних рынках.
Русский рынок XVI – XVII вв. представлял собой арену борьбы отечественного и иностранного купеческого капитала. Русское купечество (экономически менее сильное, чем западноевропейское) нуждалось в поддержке государства. Государство, покровительствуя своему купечеству, принимало протекционистские меры в отношении иностранцев – устанавливало более высокие пошлины и запреты на ввоз некоторых товаров. Особую роль в этом отношении сыграл Новоторговый устав 1667 г. Основные идеи Новоторгового устава – обеспечение интересов русских купцов, ограничение торговли иностранцев, привлечение иностранной валюты. В результате протекционистских принципов Новоторгового устава русское купечество со второй половины XVII в. сильно потеснило с внутреннего рынка России иностранный торговый капитал. Однако отсутствие выхода в Балтийское море и недостаток торговых судов тормозили развитие внешней торговли России.
Существенно изменилось положение при Петре I, который отвоевал выход к Балтийскому морю. Пётр способствовал изменению структуры экспорта и импорта. В частности, при нём сильно увеличился вывоз изделий мануфактурного производства.
Протекционизм в форме установления высоких пошлин на иностранные товары, или даже полного запрещения их продажи, был в России начала XVIII в. типичным явлением.
Роль государства во внешней торговле в этот период стала огромной. Государство являлось главным экспортёром. Торговля некоторыми товарами отдавалась на откуп купцам и торговым кампаниям. Откупщики, в частности А. Меньшиков, на этих внешнеторговых откупах наживали огромные состояния. Пётр I субсидировал организующиеся торговые отечественные кампании, однако в целях развития торговли в первый период его правления иностранным купцам предоставлялись привилегии и льготы. Пётр I создаёт отечественный торговый флот. Протекционистский тариф 1724 г. защищал от иностранной конкуренции быстро растущую отечественную промышленность. Прогрессивное влияние протекционистского тарифа на промышленность сдерживалось практикой откупов с целью экстренного пополнения казны в годы Северной войны.
Внешнеторговая политика быстро изменилась после смерти Петра I. Дворянство было недовольно высокими ввозными пошлинами на многие товары. В связи с этим, с 1731 г. вводится пониженный таможенный тариф, который ударил по отечественной промышленности. С 1757 г. правительство Елизаветы Петровны вновь возвратилось к протекционистской системе тарифов.
Сбор таможенных пошлин был отдан на откуп, несмотря на все отрицательные стороны откупной системы, поскольку Елизавете нужны были деньги для ведения Семилетней войны. Лишь при Екатерине II откупная система ликвидируется. Екатерина провозгласила «свободу торговли и промышленности».
Однако в целом внешнеторговая политика второй половины XVIII в. характеризуется по-прежнему протекционистскими принципами: отказ от привилегий и монополий для иностранных торговцев, создание в 1754 г. Коммерческого банка для поддержки отечественного купечества, уничтожение внутренних таможен в 1754 г.. Всё это способствовало росту промышленности и торговли.
Проблема протекционизма и фритредерства в первой половине XIX в. может быть правильно понята лишь на фоне анализа конкретных социально-политических условий. Так, например, в 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии, хотя последняя и играла огромную роль в отечественной внешней торговле. Многочисленные войны в начале XIX в. затрудняли внешнюю торговлю и обуславливали частое изменение экономической торговой политики.
Большое внимание протекционизму уделял Е Канкрин (министр финансов в 1823 – 1844 гг.), считая, что именно такая экономическая политика позволит не только поддерживать отечественных производителей, но и принесёт большие доходы в казну. Одним из первых шагов Е. Канкрина как министра финансов было повышение таможенных пошлин. В основном тарифами облагались дешёвые английские товары, особенно текстиль и железо. Позже, после ухода Е. Канкрина с министерского поста, Россия стала снижать тарифы, и в 1850-е г. стала поддерживать политику фритредерства.
Фритредерские тенденции особенно были усилены в тарифе 1857 г., где делались значительные уступки главным экспортёрам хлеба – помещикам. В тарифе ещё более снижались пошлины, а число запрещённых к ввозу товаров уменьшилось. Острая нужда отечественных землевладельцев в пореформенное время в сельскохозяйственных машинах и оборудовании вынудила государство придерживаться политики фритредерства (отметим, что потребность в машинах и оборудовании испытывала и обрабатывающая промышленность России).
Между промышленниками, купечеством, с одной стороны, и дворянами-помещиками – с другой, шла длительная борьба вокруг проблемы тарифа. Своё требование установить и поддерживать высокие таможенные пошлины промышленники объясняли желанием дать работу рабочим и ремесленникам. Дворяне-землевладельцы в большинстве случаев всячески старались добиться отмены или снижения до минимума таможенных пошлин. Вместе с тем, решение вопроса о таможенной политике затрагивало одновременно другой вопрос – о дальнейших путях экономического развития России. Представители свободной торговли – фритредеры, доказывали, что экономическое развитие страны нужно предоставить естественному ходу событий, что искусственно (путём таможенных пошлин) не следует форсировать рост промышленности. Они заявляли, что высокие пошлины приводят к переплате за товары значительных сумм.
В 90-е гг. XIX в. правительство вновь возвращается к протекционизму (на это был направлен Таможенный тариф 1891 г.). Таможенная политика оставалась составной частью системы экономических мероприятий по защите отечественных предпринимателей и создания для них благоприятных условий во внешней торговле.
Несмотря на частичные отступления и временные победы фритредеров, в общем экономическая политика российского государства в дореволюционный период характеризуется протекционистскими принципами, которые считались одними из условий развития отечественной экономики.
Не подлежит сомнению, что покровительственная система способствовала развитию в России крупной капиталистической промышленности. С этой точки зрения протекционизм в рассматриваемое время играл прогрессивную роль. Крупная промышленность в России не могла быть создана без покровительственной системы, поскольку в это время Россия сильно отставала от ряда стран Запада, в частности от Англии. Поэтому правительство активно поддерживало отечественных производителей путём государственных субсидий и покровительственных пошлин.
2. Участие России в мировой торговле в XX в.
С установлением с конца октября 1917 г. советской власти в России начинается новый этап участия России в мировой торговле. Уже в апреле 1918 г. большевиками был издан декрет о национализации внешней торговли. В период гражданской войны и иностранной интервенции торговые отношения России с другими странами практически прекращаются. Только с 1922 г. после подписания в Рапалло советско-германского договора начинается период признания Советской республики многими странами мира. Это позволило заключить экономические договоры, многие из которых не ограничивались только сферой международной торговли, но и охватывали технические и технологические связи.
Следует отметить, что многочисленные утверждения советского руководства тех лет о «международной блокаде», «экономической изоляции» и враждебном отношении «империалистических государств» к советской республике не вполне соответствовали действительности. Имеются данные о том, что до 95 % советских промышленных предприятий получали в 1920-е гг. в период новой экономической политики западную техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и другихформах сотрудничества синостранными партнерами.
В некоторых отраслях удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, созданных с участием иностранного капитала, был весьма заметным. В середине 1920-х годов они давали более 60% добытого свинца и серебра, почти 85% марганцевой руды, 30% золота, 22% производимой одежды и галантереи. Однако в целом роль концессий была невелика: в 1926/1927 хозяйственном году насчитывалось всего 117 действующих соглашений, они охватывали предприятия, на которых работало всего 18 тыс. человек и выпускалось чуть больше 1% промышленной продукции.
Иностранные предприниматели не очень надеялись на стабильность как советской власти в целом, так и на продолжительность нэпа, поэтому не спешили с крупными капиталовложениями. К тому же они еще не забыли об аннулировании государственных долгов и конфискации имущества иностранцев после Октябрьской революции. Попутно заметим, что многие отечественные руководители промышленных предприятий опасались, что они не выдержат конкуренции с концессионными, поэтому постоянно требовали от государства всяческих ограничений притока иностранного капитала, что неизбежно вело к идеологии «опоры на собственные силы», к экономической замкнутости страны.
Кроме капиталов, в нашу страну направился поток рабочих-эмигрантов из многих стран мира, и прежде всего из США. Более ста квалифицированных рабочих с заводов Форда в 1921 – 1922 годах налаживали производство на Московском автомобильном заводе (АМО). С помощью американских профсоюзов была создана Российско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре – в Москве. Иностранные рабочие помогали восстанавливать угольные шахты Донбасса, десятки инженеров работали на различных заводах страны.
С сентября 1920 по сентябрь 1921 года в Советскую Россию прибыли более 10 тыс. американцев, в том числе 2,6 тыс. квалифицированных промышленных рабочих. В 1921 году в Кузбассе была создана Автономная индустриальная колония (АИК «Кузбасс»). Американские колонисты добывали уголь на шахтах, работали на заводах по производству кокса. Для создания образцовых хозяйств на селе американцы привезли породистый скот, трактора, удобрения. К концу 1923 года в АИК работало около 8 тыс. человек. В 1927 году эта колония была реорганизована в государственный трест. Всего же в 1920 – 1925 годах в СССР приехало 20 тыс. иммигрантов из США и Канады.
Развитиеторговли было одним из элементов советского государственного капитализма. Большое внимание уделялось и внешнейторговле. При этом частный капитал совершенно не допускался в сферу внешней торговли, которая осуществлялась исключительно на основе государственной монополии. Международные торговые соглашения заключались только с органами Наркомвнешторга. Нарком финансов Г. Сокольников неоднократно подчеркивал, что успешное экономическое развитие страны возможно лишь в том случае, если она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Вопреки мнению Ленина, который твердо настаивал на государственной монополии внешней торговли, Сокольников (особенно в 1922 году) выступал за ее некоторую либерализацию, поскольку это не только позволило бы пополнить золотой запас страны, но и обеспечило бы поступления в бюджет от таможенных пошлин, а также увеличило бы емкость внутреннего рынка. Монополия внешней торговли, по мнению Сокольникова, не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, поскольку крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а невалюту.
Сокольников настойчиво выступал за организацию совместных торговых обществ с участием иностранного капитала, за расширение прав трестов и предоставление им возможности выхода на мировой рынок под контролем Наркомвнешторга. Дело в том, что к осени 1922 г. стало ясно, что внешнеторговый оборот страны заметно отстал от общих темпов хозяйственного подъема. В первом полугодии 1922 г. стоимость экспорта составляла не более 3% от уровня 1913 года, при этом стоимость импорта в десять раз превосходила стоимость экспорта. Это объяснялось тем, что на восстановление промышленности нужно было все больше закупать за рубежом сырья и оборудования. Расширять же импорт можно было только за счет роста экспорта, скажем, излишков сельскохозяйственной продукции. Но закупочный аппарат Наркомвнешторга был неповоротливым и неопытным, да и денег на закупки продуктов у крестьян государство выделяло очень немного. Сокольников пытался добиться разрешения на временную либерализацию ввоза и вывоза для крестьян и предприятий (трестов) по отдельным категориям товаров. В.И. Ленин выступил резко против ослабления монополии внешней торговли, опасаясь роста контрабанды. На самом же деле правительство опасалось того, что производители, получив право свободного выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против этой власти. Исходя из этого, руководство страны всеми силами старалось не допустить демонополизации внешней торговли.
В период Великой Отечественной войны, говоря о факторах, сыгравших заметную роль в победе, нельзя обойти молчанием ивнешний фактор. Сразу же после начала войны правительства Великобритании и США выступили с поддержкой Советского Союза в его борьбе с фашизмом. 12 июля 1941 г. в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников, что послужило началом формированияантигитлеровской коалиции. 2 августа 1941 г. было заключено военно-экономическое соглашение с США, а в октябре 1941 г. – тройственное соглашение о снабжении Советской армии оружием, военной техникой и стратегическими материалами. Это соглашение немедленно вступило в силу, и уже в битве под Москвой участвовали в боях танки, самолеты, прибывшие из-за океана.
С октября 1941 г. до середины 1942 г. в Советский Союз было отправлено из Англии 16 конвоев военных кораблей через Северное море в Мурманск. Они везли самолеты, танки, автомашины, бензин.К сожалению, из-за огромных потерь конвои пришлось отменить, и основные грузы стали поступать через Дальний Восток.
Усилению военной мощи Советского Союза способствовали поставки из США, осуществленные в соответствии сзаконом о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США»), по которому происходила передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия. Помощь по ленд-лизу составила заметную часть советского военного потенциала: самолетов – около 10%, танков и самоходно-артиллерийских установок – 12%, орудий – около 2%. Особенно значительным было количество полученных Автомобилей («джипов», «студебеккеров»): 401,4 тыс. единиц, что в пять с лишним раз больше, чем было изготовлено в СССР.
После окончания войны Советский Союз получил с Германиирепарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая даже целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономика так и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование, станки и пр. постепенно превращались в металлолом.
Вскоре после окончания Второй мировой войны антигитлеровская коалиция распалась. Бывшие союзники Советского Союза опасались расширения коммунистической идеологии, поэтому ими предпринимались всяческие усилия для оттеснения социалистической системы к довоенным границам. СССР, в свою очередь, стремился закрепить свое влияние в освобожденных Красной Армией странах Центральной и Восточной Европы. Это противостояние привело к осложнению международной обстановки, к состоянию «холодной войны».
США направили западноевропейским странам огромную материальную помощь в размере 12,4 млрд. долл. (так называемый«План Маршалла»). Эти средства использовались не только для послевоенного восстановления экономики, но и для укрепления военно-политического влияния США в этом регионе. В 1949 г. был создан военный блок НАТО, размешена сеть военных баз США, военные штабы разрабатывали планы новой мировой войны против СССР с использованием атомного оружия.
В эти же годы Советский Союз, со своей стороны, осуществлял поддержку коммунистических и просоветских режимов в так называемых«странах народной демократии»: Болгарии, Югославии, Албании, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, а также в Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Всем этим странам оказывалась интенсивная материальная, финансовая и военная помощь, истинные масштабы которой всегда держались в секрете от советского народа.
Известно, что только в качестве льготных долгосрочных кредитов в 1945 – 1952 годах им было предоставлено 15 млрд. руб. (3 млрд. долл.). Такие огромные по тем временам средства предоставлялись странам в ответ на проведение там социально-экономических преобразований по советскому образцу.
В январе 1949 г. была образована международная организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в которую входили первоначально Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Позже Албания вышла из состава СЭВ, а вошли Вьетнам, Куба, Монголия. В работе некоторых органов с 1964 г. участвовала Югославия. В качестве наблюдателей в СЭВ входили Ангола, Афганистан. КНДР, Лаос, Мозамбик, НДРЙ, Эфиопия.
В результате этих международных событий мир на долгие годы был разделен надве враждебные системы, что имело самые негативные (прежде всего, экономические) последствия для внутренней жизни СССР.
Дело в том, что на рубеже 1940 – 1950-х гг. промышленно развитые страны приступили к внедрению в производство достижений современной научно-технической революции, и это привело их к новому, постиндустриальному этапу развития. Советская директивная экономика, в силу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной экономикой. К тому же, эти страны стали заметно опережать Советский Союз по уровню жизни населения, по обеспечению различных демократических прав и свобод. СССР, отгороженный от всего мира «железным занавесом», стремился не допустить «тлетворного влияния» Запада на советский народ, используя ресурсы репрессивного аппарата. С 1945 по 1959 гг. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишённой новой техники и передовых технологий.
В 1963 году из-за неблагоприятных погодных условий был собран очень низкий урожай. От засухи пострадали основные житницы: Северный Кавказ, Южная Украина и др. Государство не сумело накопить необходимых продовольственных ресурсов, во многих районах страны обострилась проблема с хлебом, снова в городах стали выстраиваться очереди, продажа хлеба на одного человека была ограничена. Впервые в истории Советского Союза началисьмассовые закупки хлеба за границей за счет наличного золотого запаса, чтобы не допустить повторения страшного голода прошлых лет. Объем импортируемого хлеба превысил 13 млн. т. Это было воспринято среди населения как унижение великой страны перед мировым сообществом.
В начале 1970-х годов в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители резко возросли (в среднем почти в 20 раз). Поэтому было принято решение форсировать поставки нефти и газа на Запад. За период с 1960 по 1985 годы доля топлива и сырья в советском экспорте поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5% (причем основной удельный вес в экспорте занимала военная техника и вооружение). Внешняя торговля СССР стала все больше приобретать ярко выраженный «колониальный» характер. Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов в 1974 – 1984 гг. по самым скромным подсчетам составили 176 млрд. инвалютных рублей, в страну буквально хлынул поток «нефтедолларов». Можно сказать, что это был прямой заем брежневской администрации у будущих поколений.
Но следует отметить, что эти баснословные средства оказали очень скромное влияние на развитие экономики страны. Нефтедоллары замораживались на десятилетия в незавершенном строительстве, тратились на закупку импортного оборудования, которое потом оседало на складах, а то и просто оказывалось под открытым небом. Большая часть нефтедолларов просто «проедалась», шла на покупку за рубежом продуктов питания, в основном зерна, товаров народного потребления (обуви, одежды). Колоссальные деньги уходили на поддержание коммунистических партий и просоветских режимов в разных странах мира, на пропаганду так называемых преимуществ социализма и т.д.
Однако к середине 1980-х годов поступления от эксплуатации нефтяных месторождений стали сокращаться, поскольку многие промышленно развитые страны сумели перевести свою экономику на энергосберегающие технологии, в результате чего спрос на нефть снизился, цены на мировом рынке начали падать, что не замедлило отрицательно сказаться на развитии советской экономики.
В период Перестройки М. С. Горбачева встал вопрос о ликвидации СоветаЭкономической Взаимопомощи (СЭВ), с его неэффективным, фактическибартерным обменом. И в начале 1991 года СЭВ был распущен.
Советские руководители открыто признали бессмысленной и разорительной помощь, которая оказывалась различным одиозным диктаторским режимам в странах «третьего мира», выступавшим под социалистическими лозунгами. В то же время Советский Союз стал проявлять интерес к ведущим международным экономическим организациям – Международному валютному фонду, Мировому банку и др. Можно сказать, что М. Горбачев, отказавшись от конфронтации во внешней политике, в значительной мере способствовал краху командно-административной системы.
В период радикальной экономической реформы в России была проведеналиберализация внешней торговли, что позволило устранить исключительный протекционизм по отношению к отечественным производителям. На этой основе были сняты некоторые импортные барьеры, ликвидирован разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами. Россия больше не является крупнейшим мировым импортером зерна. Более того, возникают реальные предпосылки не только для отказа от закупок зерна за границей, но и для возрождения прежнего статуса России как экспортера зерна.
Преобразование народнохозяйственной структуры привело к тому, что многие отрасли и регионы (например, добыча угля на Севере) оказались бесперспективными. Целые отрасли, жившие за счет дотаций, не смогли выдержать конкуренции с более дешевой продукцией, поступающей из-за рубежа.
Условия для развития российской внешней торговли на современном этапе существенно ухудшились (2015). Во-первых, отечественная экономика, которая после глобального кризиса 2008 г. росла в течение двух лет, заметно притормозила и оказалась в кризисе. Падение производства ограничивает возможности осуществления экспорта, а снижение инвестиционного и потребительского спроса, заметно подешевевший рубль препятствуют импорту. Во-вторых, для России серьезно ухудшилась конъюнктура на рынках нефти и некоторых других товаров и полуфабрикатов, за счет которых страна получает подавляющую часть экспортной выручки. При снизившихся мировых ценах на энергоресурсы увеличение стоимости экспорта стало невозможным. И, наконец, события на Украине с 2014 г. усилили геополитическую напряженность, реанимировали конфронтацию России с Западом. США, ЕС и ряд других стран ввели против России секторальные санкции. В ответ на это правительство РФ прибегло к эмбарго на поставку из этих стран продовольственных товаров.
В сложившейся ситуации закономерно возникает вопрос о ближайших и среднесрочных перспективах отечественной внешней торговли.
В разгар глобального кризиса объемы внешней торговли всех стран мира сократились. Россия оказалась лидером этого процесса: уменьшение ее экспорта и импорта составило почти 37% по товарам и примерно 18% по услугам. Спад в мировой торговле был преодолен уже в 2010 г., когда внешняя торговля выросла на ту же величину, на которую сократилась годом ранее.
Структура российского товарного экспорта и импорта за прошедшие годы не претерпела каких-либо существенных изменений. В экспорте по-прежнему доминируют минеральные продукты, металлы и удобрения, в импорте – продовольствие, химическая и машиностроительная продукция.
Основой экспорта остаются всего три товара: нефть, нефтепродукты и природный газ, доля которых в экспортной выручке выросла с 50% в 2000 г. до 66-67% в 2012–2013 г., в 2014 г. она снизилась до 65%. В экспорте машин, оборудования и транспортных средств на долю гражданской продукции приходится чуть более трех пятых.
Это – наглядное свидетельство того, что большинство отраслей отечественной экономики за пределами ТЭК и ОПК, несмотря на точечный прогресс в отдельных секторах, остаются технологически отсталыми и неконкурентоспособными, что заметно снижает возможности участия страны в современном международном внутриотраслевом разделении труда и консервирует сильнейшую зависимость России от мировой конъюнктуры.
Перспективы российской внешней торговли в ближайшие годы выглядят как весьма скромные. Они во многом определяются неблагоприятной для России мировой конъюнктурой, кризисом в отечественной экономике и продолжающейся войной санкций.
Зерно | Вино | |
Страна А | ||
Страна В |
Зерно | Вино | |||||
1/0,75 | 1/1 | Страна А | 1/1 | 1,5/1 | ||
1/0,5 | Страна В | 2/1 |
[1] Вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны.
[2] Португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии в 1497 – 1499 гг.
[3] Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие в 1519 – 1521 гг.
[4] Исторический завоеватель Сибири для Российского государства в 1581 – 1585 гг.
[5] Перевозка груза на зафрахтованном судне по договору с уплатой за перевозку груза.
[6] В 1897 г. при посредничестве бельгийского капитала был открыт Косогорский (Судаковский) металлургический комбинат.
[7] Thomas Mun