Мотивация труда управляющих в корпорациях сша
Мотивация труда управляющих в компаниях США имеет ряд интересных особенностей.
В любой стране доход граждан состоит из трех основных составляющих:
· трудовые доходы;
· доходы от собственности;
· социальные выплаты.
В США приоритетное развитие получили первые две составляющие.
Система оплаты труда управляющих в США строится на двух основных принципах:
1. Управляющий стремится к личному обогащению.
2. Это обогащение не должно идти вразрез с интересами компании.
Исходя из этого при оплате труда управляющего американские компании соблюдают следующие условия:
1. Управляющего надо поощрять за усердную работу.
2. Платить надо не за усилия, а за результаты, которые способствуют достижению цели организации, т.е. за то, что управляющие достигли в своей сфере деятельности.
3. Система оплаты должна удерживать управляющего в компании.
4. Чтобы переманить к себе эффективного управляющего, нужно предложить ему выплаты сверх установленной программы, особенно такие, ценность которых будет со временем возрастать.
5. Следует принимать во внимание налоговую политику правительства.
К основным формам выплат в компаниях США относятся:
1. Основное жалование (оклад). Оно не зависит от результатов деятельности компании. Однако размер основного жалования составляет незначительный процент в общих доходах управляющего.
2. Бонусы (премии). Бонусы могут колебаться в значительных пределах и зависят от деятельности управляющего. Бонусы выплачиваются в течение ряда лет.
3. Пенсионные выплаты. Это выплаты заранее определенного размера, которые управляющий получает после достижения пенсионного возраста (65 лет).
В США работодатели и наемные работники платят Пенсионному фонду поровну – по 9% от заработной платы. Кроме того, существуют корпоративные пенсионные фонды.
4. Отложенные компенсации. Это ежегодные выплаты управляющему после его ухода в отставку.
5. Опционы – право купить у корпорации в любое время в пределах указанного периода определенное количество акций по твердой цене. Доход управляющего возникает из-за разности фиксированного курса покупки и рыночной цены акций. Этот доход облагается меньшим налогом, поскольку приравнивается к доходу на капитал.
В соответствии с этим подходом в компаниях США разрабатываются две главные программы выплат управляющим: программа основных выплат и программа стимулирующих выплат.
Размер всех видов вознаграждения устанавливается контрактом. Контракты заключаются индивидуально с каждым управляющим. На все виды выплат заключаются отдельные контракты.
Стратегия в сфере заработной платы и материального стимулирования служащих определяется советом директоров.
Виртуальные организации
Перспективной формой осуществления предпринимательства особенно во внешнеэкономической деятельности становится виртуальная организация.
Виртуальная организация – это реально действующая неформальная организация. Она является юридически не идентифицируемой и при этом работоспособной. Виртуальные организации предполагают использование компьютерной коммуникации при посредстве компьютерных сетей. Сотрудники такой организации могут находиться в разных районах земного шара, общаясь с использованием современных технических средств.
Виртуальные организации создаются под конкретные проекты. Условно в них можно выделить стратегическую группу, которая занимается организацией работы и проектную группу. Проектная группа непосредственно работает над проектом.
Отличительные черты виртуальной организации:
1. Непостоянный характер функционирования. Виртуальная организация может не иметь формального статуса. Для ее создания или ликвидации нет необходимости в сложных бюрократических процедурах.
2. Отсутствие жесткой организационной структуры. Участники могут взаимодействовать друг с другом в любой последовательности.
Виртуальная организация может осуществлять различные проекты, не являясь структурированной ни под один из них.
3. Отсутствие необходимости в больших рекламных затратах. Виртуальной компьютерной организации не нужна реклама в классическом смысле. Каждый ее шаг и есть реклама, поскольку он связан с компьютерной сетью, где любой может обнаружить ее деятельность. С учетом темпов роста сети Интернет охват ее адресной рекламы постоянно увеличивается, а рекламные возможности компьютерной сети в гипертекстовом и поисковом режиме намного выше обычной рекламы.
4. Высокая степень доверия участников. Без доверия виртуальные организации не могут эффективно функционировать.
Только на основе доверия могут быть решены три проблемы организации:
1. Права собственности на идею. Важно, каким образом будет оформлена любая новая идея (проект).
2. Оплата труда сотрудников. Должна быть предусмотрена гибкая система оплаты (отчисления, процент с прибыли, увеличение оплаты по контракту) от реализации проекта.
3. Степень контроля стратегической группы за деятельность проектной.
На практике деятельность виртуальной организации определяется моральным духом ее участников. Именно внутренний моральный дух является тем, что позволяет приходить к успеху или терпеть крах.
Виртуальные организации существенно снижают накладные расходы и трансакционные издержки.