Основные теории внешней торговли
1.4.1. Теория сравнительных (относительных) преимуществ (издержек)
Ещё в XVIII веке экономисты стремились обосновать выгоду международной торговли, одновременно объяснив ее сущность. Первую самостоятельную теорию внешней торговли, отличающуюся от теории внутренней торговли, разработал английский экономист Давид Рикардо.
Рикардо сделал предположение, что два товара, которые он назвал сукно и вино, производятся только в двух странах, которые он назвал Англия и Португалия. При этом Рикардо предположил, что эти товары производятся исключительно трудом при следующем соотношении трудозатрат (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Пример Риккардо. Трудозатраты в человеко-часах на производство единицы измерения сукна и вина
Сукно, С | Вино, В | В/С | |
Англия | 1,2 | ||
Португалия | 0.88 |
Предшественник Риккардо, Адам Смит, полагал, что торговля возникает в том случае, когда каждая страна обладает абсолютным преимуществом в издержках производства одного товара.
По мнению Рикардо, нужно сравнивать не величины издержек, а их соотношения. Так, Португалия обладает сравнительным преимуществом по вину, так как отношение издержек по вину меньше, чем по сукну:
В Португалии за единицу вина дают 0,88 единиц сукна, а в Англии – 1,2 единицы. Следовательно, Португалии выгодно отправлять вино в Англию, где его единица соответствует 1,2 единицы сукна. Тем самым теория сравнительных преимуществ определяет верхнюю и нижнюю границу, в пределах которых обмен между двумя странами может быть взаимовыгодным.
Если предположить, что обмен происходит в соотношении 1:1, то обе страны получат выгоду: до вступления в торговлю для производства 4 единиц товара (по одной единице вина и одной единице сукна в каждой из стран) требовалось 390 рабочих часов; после начала обмена эти 4 единицы (при условии специализации Англии на сукне, а Португалии на вине) требуют только 360 рабочих часов.
Если бы государственных границ не существовало, то все рабочие переместились бы в Португалию.
Конечное соотношение, при котором будет происходить обмен, согласно Джону Стюарту Миллю, будет зависеть от объема мирового предложения и спроса на каждый из этих двух товаров. Из этого правила следует, что маленькие страны, имеющие соседом большую страну, специализирующуюся на производстве других товаров, получают значительную выгоду, поскольку их спрос оказывает незначительное влияние на характер менового соотношения.
Вывод: существует такое меновое соотношение в торговле любыми товарами между любыми странами, при котором торговля будет взаимовыгодной в краткосрочной перспективе.
1.4.2. Теория факторов производства Хекшера-Олина
Фактор производства – ресурсы, необходимые для производства товара.
Основоположник учения о факторах производства Ж.Б. Сей в качестве таковых выделял землю, труд и капитал, которые определяют экономическую целесообразность и результаты производства.
В 30-х гг. XX в. шведские ученые Э.Хекшер и Б. Олин развили теорию Д. Риккардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи.
Суть данной теории заключается в следующих пяти основных положениях:
1. Стоимость создаваемых товаров слагается из доходов на три фактора производства: труд, землю и капитал. Все страны неодинаково наделены данными факторами.
2. Различия определяют цены факторов применительно к производству конкретных товаров. При этом под ценой труда понимается заработная плата, под ценой капитала - ставка процента, под ценой земли – земельная рента. Чем лучше страна обеспечена конкретным фактором, тем дешевле товары, в производстве которых данный фактор является преобладающим. Например, если страна обеспечена в изобилии трудом, то в этой стране трудоемкие товары будут обходиться более дешево.
3. Страны-участницы международного обмена будут вывозить те товары и услуги, для изготовления которых используется преимущественно тот фактор производства, который имеется в избытке.
4. Развитие международной торговли приводит к выравниванию цен на факторы производства, что влечет за собой выравнивание доходов, получаемых владельцами одних и тех же факторов в разных странах.
5. При достаточной международной мобильности факторов производства существует возможность замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами. Но в международных масштабах может быть достигнуто лишь частичное выравнивание в обеспеченности факторами производства из-за недостаточной интернациональной мобильности факторов даже в условиях полной свободы торговли.
Таким образом, чем выше различия в обеспеченности различными факторами производства между двумя странами, тем больше развита между ними торговля. Достоинства теории в том, что она допускает определенные модификации, в частности, увеличение количества и дифференциации принимаемых во внимание факторов производства.
Теория Хекшера-Олина подверглась критике на основе эмпирических данных. Анализ, проведенный специалистами, первым из которых был американский экономист В.Леонтьев, выявил в ряде случаев несоответствие неоклассической концепции Хекшера-Олина практике развития международных торговых связей отдельных стран. Известен так называемый «парадокс Леонтьева»: в американской торговле после Второй мировой войны преобладали в экспорте трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. При этом США были лучше обеспечены капиталом, а рабочая сила стоила дорого.
Одно из возможных объяснений парадокса заключается в структуре фактора «труд», который можно разделить на квалифицированный и неквалифицированный.
Теория факторов производства не объясняет развитие торговли между двумя странами с примерно равными ценами на факторы производства. К ним относятся промышленно развитые страны, торговля между которыми быстро растет.
1.4.3. Теория жизненного цикла товара
Сторонники данной теории считают, что на основе этапов жизненного цикла товара могут быть объяснены современные торговые связи между странами, во всяком случае при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла продукт с момента появления на рынке до ухода с него проходит ряд этапов (четыре или пять, по мнению разных специалистов).
Данная теория вводит в рассмотрение новый фактор производства – технологию. Развитые страны на основе инвестиций в технологию могут производить новую продукцию, которая имеет свой жизненный цикл (рис. 1.1).
|
1 2 2
I II III IV V
t
I II III IV V
Рис 1.1. Жизненны цикл новой продукции
Для этапа внедрения (I) характерна повышенная трудоемкость изделия. Продукт производится и потребляется в той стране, где он был разработан. Переход к крупносерийному (массовому) производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования. Это может объяснить, в частности, относительно большой удельный вес в экспорте развитых стран трудоемких товаров, что обусловило «парадокс Леонтьева».
На этапе роста (II) помимо увеличения объемов продаж на внутреннем рынке начинается экспорт из страны нововведения. Появляется тенденция к росту капиталоемкости производства. Конкуренции пока нет. Создаются предпосылки для развития производства за рубежом и вывоза капитала.
На этапе зрелости (III) достигается высокий уровень стандартизации. Становится возможным начать производство в других странах, имеющих более дешевую рабочую силу. Начинается активный вывоз капитала, а рост экспорта прекращается.
На этапе упадка (IV) производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся. Ценовой фактор становится определяющим. Поэтому возникают условия для масштабного экспорта продукции из развивающихся стран. В стране нововведения производство становится невыгодным.
Наконец, на стадии прекращения внутреннего производства (V) происходит сужение рынка в развитых странах, потребности которых удовлетворяются теперь исключительно за счет импорта.
1.4.4. Теория внутриотраслевой торговли
К началу 60-х годов стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Такая торговля не находила объяснения в рамках ранее существовавших теорий. Одним из первых обратил на нее внимание и разработал соответствующую модель американский экономист Белла Балласс.
С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров, международная торговля состоит из двух потоков – внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Пример внутриотраслевой торговли – экспорт Германией автомобилей фирмы «БМВ» и импорт итальянских автомобилей фирмы «Фиат». Пример межотраслевой торговли – экспорт Россией нефти и импорт мяса птицы из США.
Внутриотраслевая торговля – обмен между странами, дифференцированными продуктами одной отрасли.
Межотраслевая торговля – обмен между странами продукцией различных отраслей.
С точки зрения теории, внутриотраслевая международная торговля существенно отличается от межотраслевой.
Внутриотраслевая торговля осуществляется преимущественно дифференцированными (гетерогенными) товарами, хотя в отдельных случаях возможна и внутриотраслевая торговля гомогенными товарами. Причинами этого могут быть сокращение транспортных издержек или сезонные различия. Например, металлургическому заводу в Павлодаре дешевле привезти уголь через границу из близлежащего Экибастуза в Казахстане, чем из российского Кузбасса. Поскольку времена года в Северном и Южном полушариях диаметрально противоположны, Бразилия экспортирует в США свою сельскохозяйственную продукцию, когда собирает урожай, а США экспортируют в Бразилию те же сельскохозяйственные товары, когда урожай созревает у них.
Внутриотраслевая торговля дифференцированными товарами объясняется следующими причинами:
1. Различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь больший выбор товаров в рамках одной товарной группы. Например, японцы в целом предпочитают японские автомобили, но какая-то часть японцев хочет ездить на американских. Часть женщин в России предпочитают французские духи, а другие – итальянские.
2. Пересекающийся спрос. Феномен пересекающегося спроса открыт шведским экономистом С. Линдером. Он полагал, что очень малое число товаров производится только на экспорт, большинство из них продаются и внутри страны. Для того чтобы экспортировать товар, страна сначала должна насытить внутренний рынок, ориентируясь на спрос местных покупателей. Только тогда, когда товар полностью удовлетворяет потребностям покупателей внутри страны, можно рассчитывать на его успешный экспорт на мировой рынок. Но и за рубежом товар будет успешнее продаваться в тех странах, где структура проса одинакова или хотя бы сопоставима со структурой внутреннего спроса в стране-экспортере. При этом спрос, по Линдеру, становится реальным только тогда, когда он подкрепляется относительно высоким уровнем дохода. Чем выше уровень дохода, тем более качественный товар требуется потребителю. Поэтому чем больше пересекаются структуры спроса в странах – экспортере и импортере, подкрепленные высоким уровнем дохода, тем выше уровень торговли между ними. Таким образом, вопреки теории Хекшера-Олина, не только различия, но и сходства между странами могут быть предпосылкой торговли.
3. Эффект масштаба. Это развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Иными словами, происходит экономия затрат за счет увеличения масштабов производства. Внутриотраслевая торговля позволяет одной стране специализироваться, скажем, на полноприводных джипах, а другой – на спортивных автомобилях. Поскольку спрос существует и на те, и на другие товары, каждая из стран сможет производить и продавать друг другу больше машин каждого типа.
4. Транспортные издержки и сезонные различия (для недифферинцируемых товаров).
Внутриотраслевая торговля имеет значительно меньше негативных социальных последствий, чем межотраслевая. Она не приводит к перемещению больших групп занятых из тех секторов экономики, экспорт продукции которых падает, в секторы, экспорт которых растет. В худшем случае рабочие переходят от производства одного вида продукции к производству другой. Более того, у небольшой страны, перед которой открываются крупные рынки других стран, появляется возможность снизить затраты на единицу продукции, расширить занятость и даже выиграть конкурентную борьбу по определенному продукту у более крупных стран. Внутриотраслевая торговля ведет к тому, что доходы владельцев всех факторов производства увеличиваются за счет эффекта масштаба. С другой стороны, межотраслевая торговля может привести к разрушению целых отраслей экономики, которые не выдержат конкуренцию со стороны более дешевых импортных товаров. Если рабочая сила узкоквалифицированна или географически немобильна и не может быстро переехать на новое место жительства, то это будет способствовать возрастанию социальной напряженности в обществе.
Большая часть российской внешней торговли является межотраслевой, что во многом обусловлено низким уровнем развития российской экономики.
При этом данная теория не отрицает теорию Хекшера-Олина, которая действует в межотраслевой торговле.
В целом ни одна из указанных теорий не может полностью объяснить развитие международной торговли, однако они взаимодополняют друг друга. Необходимо использование различных теорий для объяснения разных явлений.