Общественно-политические движения на Слобожанщине в XIX в.

Общественно-политическое движениена Слобожанщине было составной частью общероссийского освободительного движения и имело такие же формы и характер, как и в целом в стране. Это движение формировалось под воздействием распада феодально-крепостнической системы идей Французской революции и российских, украинских просветителей.Основатель Харьковского университета В. Н. Каразин писал: «Я не избежал тех лицемерных прелестей французской революции, которые не только в губернии нашей, но и в самой Сибири простирало свое влияние на молодые головы». На Харьковщине О.О. Палицин учредил кружок прогрессивной молодежи и поддерживал связь с В. В. Капнистом и В Н. Каразиным. Российский общественный деятель П. А. Вяземский сравнивал деятельность О.О. Палицина с большим француским просвитителем Вольтером: «Если не ездить к Вольтеру у Ферней, то нужно ехать в Потивку к Палицину».Идеи и восстания декабристов особенно повлияли на молодежь. К началу 1826 г. студенты Харьковского университета образовали тайный кружок, который возглавили выходец из дворян Харьковщины Владимир Розалион-Сошальский и сын киевского купца Петр Балабуха. В кружок наряду со студентами входили чиновники, офицеры – всего около 20 лиц. Он действовал почти год и занимался пропагандой идей декабристов. Но правительству удалось разоблачить харьковский кружок и в январе 1827 г., его участники были арестованы.В середине 50-х годов при Харьковском университете существовали общеполитический и литературный кружки, которые в 1856р. объединились в Харьковское тайное общество. В него входило 15 лиц, их возглавляли Яков Беглан, Петр Завацский, Николай Раевский. Оно выпускало прокламации, в которых призывало к народному восстанию, распространяло изданные за границей произведения Герцена и Огарева.Специфическими центрами освободительного движения на Слобожанщине, как и во всей Украине, были так называемые громады – самодеятельные, полулегальные или нелегальные общественно-политические организации демократической интеллигенции, которые возникли в период первой общероссийской революционной ситуации конца 50-х – начала 60-х годов. Четких программ и уставов общества не имели. Они вели большую культурно-образовательную деятельность среди достаточно широких народных масс, которая прямо противостояла национальным притеснениям царизма.После оглашения манифеста и положения 19 февраля 1861 г. проведения реформы в интересах крепостников и ограбление крестьянства на Слобожанщине, усилилось общественно-политическое движение, распространяются революционно-демократические взгляды, распространяется нелегальная литература, в частности издания А. Герцена, произведения Н. Чернишевского, Т. Шевченко, революционные прокламации. В 60-70-х годах XIX века Слобожанщина становится одним из центров народнического движения. Весной 1874 г. из Петербурга в Харьков прибыл С. Ковалик и развернул агитацию среди местных студентов и семинаристов, призывая их оставить учебу и идти в народ, чтобы поднять его на восстание против эксплуататорских классов. В результате его деятельности образовался харьковский революционный кружок в составе Г. Крутикова, Ю. Говорухи-Отроха, М, Юркова и др. Организатором еще одного кружка школьной молодежи в Харькове стала Г. Андреева.Члены кружков с пропагандистской целью нанимались на фабрики, учительствовали в селах, открывали мастерские и кузницы, где собирали сходки крестьян, распространяли нелегальную литературу и т.п. Но опыт «хождения в народ показал, что «летучая», «бродячая» пропаганда социализма среди крестьянства не достигла поставленной цели. Народники решили перейти к новой тактике – не ходить из одного села в другое а надолго оседать на одном месте, создавать поселения революционеров, и, поскольку крестьянская масса остается глухой к идеям социализма, вести пропаганду не под лозунгами социализма, а во имя народных требований – во имя перехода всех земель в руки крестьян, общинного землевладения, мирского самоуправления, то есть под лозунгом «земли и воли». Такие поселения и были образованы в некоторых уездах Слобожанщины. Однако надежда поднять крестьян на восстание оказалась невыполнимой. Но народническая пропаганда и агитация во имя «земли и воли» усиливала неудовлетворение трудящихся масс их нищим положением, способствовала революционизации крестьянства.Под влиянием народнической идеологии на Слобожанщине начал зарождаться и разворачиваться во второй половине XIX века и рабочее движение. Начало рабочего движения в Харькове положило стихийное выступление рабочих городской бедноты в 1872 году против произвола полиции и городской администрации. Тогда были разгромлены канцелярии нескольких полицейских участков и квартиры некоторых чинов полиции. Только на третий день объединенные силы полиции и военных частей подавили это выступление, в котором принимали участие до трех тыс. человек.С конца 80-х годов в Харькове начинают создаваться рабочие кружки и группы, которые устанавливают связи с рабочими всех более-менее крупных заводов, железнодорожных мастерских, типографий и других предприятий. Большинство кружков стояло на социал-демократических и марксистских позициях. Руководители кружков расширяли связи с рабочими Ростова-на-Дону, Белгорода, Таганрога. Они имели связи с московскими и петербуржскими социал-демократами, получали оттуда марксистскую литературу. Но эти кружки действовали еще разрозненно, вели пропаганду среди узкого круга рабочих и мало были связаны с рабочим движением. О чем свидетельствует большая забастовка рабочих железнодорожных мастерских, типографии Зильберберга и завода бельгийского общества, которая состоялась в феврале 1892 г.Интенсивный распад феодально-крепостнической системы и развитие в ее недрах капиталистических отношений тяжким грузом ложилось на плечи крестьян. Широкие массы крестьянства выступали против усиления эксплуатации, за ликвидацию крепостничества, за освобождение из-под власти помещиков, за землю и волю, за то, чтобы стать свободными производителями.Особенно усилилась борьба крестьянства накануне, и после отмены крепостничества (19 февраля 1861 г.). Значительные беспорядки произошли «в Купянском, Змиевском, Харьковском и Изюмском уездах. Крестьяне выступали с протестом против непосильных выкупных платежей, отказывались отбывать барщину. Только за два года после отмены крепостного права в Слободской Украине произошло около 150 крестьянских выступлений. Беспорядки охватили 140 сел с населением около 80000 человек. На подавление крестьянских выступлений были брошены войска, крестьян подвергали пыткам, арестовывали и высылали на каторгу. После подавления крестьянского движения одиночные крестьянские выступления против помещиков и царских сатрапов не прекращались, их борьба против остатков крепостничества и, прежде всего, против помещичьего землевладения продолжалась. Крестьяне выступали против принудительного разграничения угодий, выгоняли землемеров, снимали межевые знаки, не принимали выделенных наделов и тому подобное. Однако эти выступления тогда не имели организованного характера и были обречены на неудачу.





Наши рекомендации