Возникновение и развитие торговли на территории Слобожанщины.
Географическое положение Слобожанщины на границе степи, население которого традиционно занималось скотоводством, и лесостепи, где, обычно, преобладало земледелие, с самых давних времен определило их как центр торговых связей между Степью и Лесом. Отличия в хозяйственной специализации и природных условиях территории Слобожанщины способствовали активному и торговому обмену между ними и развития внутренней торговли в самом регионе. Уже в первые века нашей эры здесь существовала относительно развитая торговля, о чем, например, свидетельствуют современные многочисленные находки римских монет. Последующий общий подъем производственных сил в экономике региона, углубление общественного разделения труда, появление первых относительно крупных городов и рост городского населения создали к VIII в. постоянно растущий спрос на продукты питания и ремесленные изделия. Больших размеров торговый обмен достиг здесь в VIII-X ст., в период пребывания слобожанских земель в составе Хазарского каганата. Правители этого государства содействовали развитию как внутренней, так и внешней торговли, а купечество было в нем господствующим сословием, которое определяло всю государственную политику. Центрами торговли в это время стали более ста местных городов и других поселений, где на торгах и рынках размещались места продажи и хранения товаров. Прибывшие купцы, а их были много, останавливались в специальных гостиных дворах и здесь же хранили свои товары. Из Лесостепи и Леса, населенных преимущественно славянскими и финскими племенами, хазарские купцы везли мех, зерно, а в обратном направлении – рыбу, соль и другие товары. Большие караваны верблюдов и ослов, навьюченных товарами, отправлялись в это время из Слобожанщины в Крым, на Кавказ и Волгу, в страны Азии. Значительных размеров достигла торговля с соседней Киевской державою.
После разгрома Хазарского каганата во второй половине X ст. наступил упадок почти всех существующих на территории будущей Слобожанщины городов, что стало причиной упадка торговли. Но в XI – в начале XIII ст. Слобожанщина снова очутилась в центре торговых отношений между половецкими купцами и русскими княжествами, прежде всего Переяславским, Новгород-Северским, Черниговским, Курским и Рязанским. Центрами торговли стали в это время такие города как Шарукань, Вирь, Балин и др. В окресностях современного Харькова на реке Уды во второй половине X ст. возник древнерусский город Донец, который сразу же стал большим центром русско-половецкой торговли. Остатки подобных древнерусских торгово-ремесленных поселений обнаружены археологами также на городищах в поселках Хорошево, Гайдары и в других местах. Наибольшей активности торговля на будущей Слобожанщине достигла в этот период на ее северо-западной околице, в пограничных с русскими княжествами регионах. Степные жители обменивали здесь скот, кожи, мясо и другие продукты животноводства на разнообразные изделия из дерева и металла, деготь для смазки телег, мех, хлеб, мед и т.д. Подобная меновая торговля была результатом регионального разделения труда и крепко связывала народы, которые населяли эти земли, в единую торгово-экономическую систему.
Монголо-татарское нашествие первой половины XIII ст. привело до включения слобожанских земель в состав Золотой Орды. Большинство городов, разрушенных во время военных действий в 1238-1242 гг., были отстроены монголами и превратились в их административные и торгово-ремисленные центры. Например, возродил свое существование город Донец, о чем свидетельствуют археологические расскопки. Продолжала развиваться торговля. Как и в предыдущие века, развивался внутренний рынок, а купцы Киева, Чернигова, Новгород-Северского, Курска, Владимира, Рязани и других славянских экономических центров продолжали пользоваться торговыми транзитными путями, которые проходили через регион, поддерживая, таким образом, связи с рынками Крыма и Ближнего Востока. Поощрение торговли стало характерным уже для первого золотоордынского хана Батыя. Такое откровенное поощрение торговли привлекало к Золотой Орде внимание купечества многих стран. Незаурядную роль в поддержке торговли сыграли проложенные по приказу Батыя отдельные торговые дороги-тракты со специальными ямскими поселками, расположенными на расстоянии одного дневного перехода, приблизительно 25-30 км один от другого. Через слобожанские земли такие тракты проходили от пограничных золотоордынских городов Ельца, Тулы к крымским и северокавказским городам. По ним из русских княжеств вывозились мех, мед, воск, кожа, хлеб. В обратном направлении шли привезенные с востока пряности, ткани, вина, оружие и др. Для золотоордынского, в том числе и слобожанского, рынка в этот период самым характерным товаром был скот – в основном кони, быки, овцы, верблюды. Работорговля также оставалась прибыльной отраслью.
Относительно налаженная на слобожанских землях в золотоордынский период торговля была практически полностью разрушена в 1395-1396 гг. Войска Тимура всего за один год уничтожили все города и торговые поселки. Пришли в упадок торговые тракты. Последующая междоусобица в Золотой Орде окончательно закрыло Степь для торговых караванов, а малозаселенность края в этот период, отсутствие в нем городов свели к минимуму и внутреннюю торговлю.
Очередное возрождение торговых отношений было связано с массовой славянской колонизацией края в середине XVII ст. Торговля развивалась по мере роста населения, появления здесь больших слобод и городов, развития сельского хозяйства, промыслов и ремесел. Кроме объективных предпосылок, ее развитию с самого начала содействовала политика российской власти. Правительство позволяло как украинским, так и российским переселенцам устраивать недельные торги и ежегодные ярмарки, строить в городах торговые ряды и гостиные дворы. Была также организована разветвленная сеть таможен. С целью привлечения новых переселенцев для освоения края местным торговцам с самого начала предоставлялось право на беспошлинную торговлю. Так, в 1669 г. в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Сумскому, Харьковскому и Ахтырскому полкам подтверждалось право слобожан «в городах тех трех полков промышлять безоброчно и беспошлинно». Льготы не распространялись только на торговлю медом, а до 1688 г. – табаком и водкой. Формально льготы устанавливались временно – от трех до пятнадцати лет, а на практике они постоянно продолжались российскими царями почти до середины XVIII ст. Так, в 1700 г. торговые льготы слобожан подтвердила грамота Петра І, а у 1743 г. – Елизаветы Петровны.
Среди местных торговцев в XVII в., когда еще не возникло отдельное сословие профессиональных купцов, торговлей, как правило, занимались все слои населения – крестьяне, мещане, казаки и служилые люди. Особенно место в организации торговли занимала казацкая старшина, зажиточная часть казаков и служилых людей. Они брали на откуп сбор налогов, с таможен и питейных заведений, что приносило им значительные прибыли. В частности, полковник И.Г. Кондратьев взял на откуп таможенные и пивные сборы в Сумском полку, а полковник К. Донец – сбор с переправ на реках Донец и Изюм. Тевьяшовы традиционно контролировали сборы таможен на границах Острогожского полка.
В течение второй половины XVII ст. почти в каждом населенном пункте Слобожанщины функционировали еженедельные торги и базары, появилась постоянная торговля в виде магазинов и шинков, ежегодно собирались ярмарки. Роль последних в это время заметно выросла. Ярмарки становились все более людными, росло их количество, увеличивался объем торговли.
Вместе с развитием внутренней торговли во второй половине XVII –первой половине XVIII ст. значительно расширились торговые связи Слобожанщины с соседними регионами. Сюда все чаще приезжают российские, литовские, польские купцы, которые также длительное время могли вести на территории края безпошлинную торговлю. Чрезвычайной активностью такие межрегиональные торговые связи были характерны для Сумского и Острогожского полков, где проживало много российских купцов. Например, в Острогожске в это время осуществлялись три ежегодные ярмарки, на какие купцы из соседних российских регионов привозили ткани, посуду, деготь и смолу, изделия из металла, зеркала, рыбу и много другого.
Слобожанская торговля во второй половине XVIII – первой половине XIX ст. развивалась в условиях, когда край потерял свой прежний статус южной околицы государства. Очутившись во второй половине XVIII ст. почти в центре европейской части России и связанная со многими регионами государства сухопутными путями, территория Слобожанщины стала одним из главных центров, куда из всех концов российской империи привозили товары для перепродажи их в другие экономические районы и отправки в балтийские и черноморские порты.
Слобожанщина окончательно стала, таким образом субъектом консолидации единого европейского товарного рынка, исполняя роль одного из его центров. Среди форм торговли в этот период основную роль продолжали играть ярмарки. До конца XVIII ст. их здесь насчитывалось около 200, а в 50-ые годы XIX ст, уже более – 370. Большинство ярмарок имело местное значение, где главными продавцами были крестьяне, ремесленники и кустари, а покупателями – мелкие скупки. Но отдельные ярмарки имели общерегиональное и даже всероссийское значение. Наибольшие из них проходили в Харькове – Крещенская, Успенская, Покровская и Троицкая. Они в среднем продолжались по 20 дней. Ежегодно приезжали на них торговать купцы из Москвы, С.-Петербурга, Суздаля, Ельца, Курска, Белгорода, Воронежа, Орла и других городов России, а также с Дона, Новороссии, Левобережной Украины. Например, в 1815 году только с Суздаля; было привезено тканей на 5,7 млн., изделий из меха на 745 тыс. рублей. С Царицина и Саратова в 1817 г. было доставлено икры и соленой рыбы на 3,2 млн. рублей. Из Москвы и Тулы в этом же году было привезено разнообразных изделий из металла на 4,9 млн. рублей. Заметное место на этих ярмарках занимали товары, привезенные из других стран и товары, предназначенные для продажи на них.
Средние за объемом торговли были ярмарки, которые ежегодно проходили в Изюме, Мерефе, Старобельске, Острогожске, Алексеевке, Волчанске, Валках, Борисовке, Хотмыжске, Золочеве, Сумах, Белополье, Балаклее, Цареборисове, Змиеве и др. городах региона. Значительная часть товаров, которые здесь продавались, предназначалась для вывоза в другие регионы России или за границу. Среди таких товаров местного происхождения преобладали продукты сельского хозяйства – хлеб, скот, шерсть, кожа, мед, сушенные фрукты, конопляное волокно и масло, а также изделия местных гончаров, бондарей и др. Так, в Москву и С.-Петербург купцы отправляли сало, масло животное, воск, мед, скупая это у сельских жителей во время торгов и ярмарок. В Екатеринославское наместничество с этих ярмарок в этот период вывозились изделия слобожанских кустарей, в Елец – пшеницу, с Ростова-на-Дону – рожь, в черноморские порты – сало и семена льна и т.д. Однако на каждой ярмарке можно было купить не только товары местного происхождения, но и привезенные из соседних, а нередко и с достаточно отдаленных регионов России. Например, на ярмарках: Острогожской и Павловской (слобожанские земли Воронежской губернии) продавали лес из Рязанской, Тамбовской и Владимирской губерний, металлические изделия из Нижнего Новгорода и Владимира, соль и рыбу из Астрахани, «красные» товары с Москви.
Небольшие ярмарки, которых было в несколько раз больше чем больших и средних, удовлетворяли в основном местные потребности. На них происходил товарообмен между городом и селом, между регионами с разной хозяйственной специализацией. В городах и больших слободах в это время как правило функционировало несколько торгов и базаров. Частым явлением становятся ежедневные базары, на которых продавались как продукты питания, так и растущее количество изделий местных промыслов, ремесленных мастерских и фабрично-заводской промышленности. В течение времени торговля на торгах и базарам все теснее связывалась с ярмарочной. С торгов и базаров через мелких скупщиков на этих ярмарках торговали хлебом, домотканым полотном, коноплей, маслом, изделиями кустарей. Со временем на ярмарках, торгах и базарах растет удельный вес фабрично-заводских изделий, а также импортных товаров.
Несмотря на преимущество среди форм внутренней торговли ярмарок, последние с середины XIX ст. постепенно вытеснялись постоянной магазинной торговлей. Мелкие скупщики покупали на ярмарках ткани, галантерейные и другие предметы домашнего потребления, сельскохозяйственные орудия труда, развозили эти предметы по отдаленным слободам, селам и хуторам.
Во второй половине XIX ст. в связи с быстрым ростом городов и больших промышленных слобод, проникновением товарных отношений в сельское хозяйство, широким промышленным и железнодорожным строительством, углублением процесса регионального разделения труда темпы развития торговли на Слобожанщине становятся еще выше. Значительную роль в этом сыграла налоговая реформа, проведенная правительством в 1863-1865 гг. ее основные принципы изложены в «Положениях о налогах на право торговли», радикально изменили законодательную основу торговой деятельности: ликвидировали принцип сословности, устанавливали две купеческие гильдии (вместо предыдущих трех), регламентировали торговую деятельность крестьян и мещан, распределяя ее на несколько разрядов (на мелкий, развозной и разносительский торги, на городские промыслы и на торговых приказчиков и т. д.).
Новое законодательство разделяло территорию страны на пять податных классов. В частности основная часть Слобожанщины была отнесена к пятому классу, где предусматривался наименьший налог. К четвертому относились города Славянск, Изюм, Волчанск, а также уезды Харьковский, Сумской, Ахтырский, Лебединский (Харьковская губерния), Бирючевский, Острогожский (Воронежская губерния), Грайворонский, Белгородский (Курская губерния). Только Харьков и слобода Алексеевка Бирючевского уезда вошли во второй класс, где торговые налоги были значительно выше.
Для местных торговцев, среди которых преобладали крестьяне, было важно и то, что закон освободил от налогов или же давал значительные льготы землевладельцам в своих имениях и сельским обывателям всех верст в местах их приписки. Таким образом, реформа торгового законодательства способствовала быстрому росту численности слобожанского населения, занятого торговлей. Так, в 1883 г. только официально зарегистрированных купцов первой гильдии на Слобожанщине насчитывалось 150, купцов второй гильдии – 4637, владельцев торговых свидетельств на мелкий торг – 13 тыс., владельцев торговых свидетельств на разносный торг – 538, на развозный торг – 1717, а всего в регионе в этот период уже насчитывалось до 22 тыс. различных местных торговых предприятий.
Основными товарами оборота на местном пореформенном рынке продолжали оставаться хлеб, скот, изделия сельских промышленников и мещан ремесленников. Постепенно большое значение получала продукция местной фабрично-заводской промышленности, преимущественно пищевой и металлообрабатывающей. Среди форм торговли основное место продолжали занимать ярмарки. Уже в 60-ые годы XIX ст. на Слобожанщине насчитывалось до 800 годовых ярмарок, из которых более половины приходилось на Харьковскую губернию, в том числе 76 городских и 349 сельских. Наибольшими остались четыре ярмарки в Харькове – Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская в Сумах – Введенская. К средним за размерами ярмарок относились: Ивановская в Белополье, Николаевская и Покровская в Старобельске, Покровская, Воздвиженская в Чугуеве, Вербная в Золочеве. Объемы торговых операций на этих ярмарках были также довольно значительными. Но крупнейшими были харьковские, так, в 1914 г. на Успенской ярмарке было продано товаров на 7,8 млн. руб., на Покровской – на 6,7 млн. руб., на Крещенской – на 13,9 млн. руб.
В пореформенный период общее количество ярмарок на Слобожанщине продолжало расти. В основном это происходило за счет мелких сельских ярмарок, которые продолжались около двух дней и имели исключительно местное значение. Здесь велась преимущественно розничная торговля сельскохозяйственными продуктами, кустарными и промышленными изделиями. Поэтому, не смотря на рост количества ярмарок в конце XIX ст., наметилась тенденция на уменьшение их удельного веса в общем товарообороте регионального рынка. Кроме того, углубление и совершенствование рыночных отношений вызывало существенные изменения в организации торговли на больших слобожанских ярмарках. Постепенно распространялась оптовая торговля за образцами. Нередко ярмарочная торговля приобретала характер аукционов.
Существенные изменения форм и структуры слобожанской торговли во второй половине XIX – начала XX ст. проявлялась также в быстром развитии стационарной торговли. Расширение сети постоянной торговли обусловливалось ростом населения городов и промышленных слобод. Так, только удельный вес городского населения на Слобожанщине составил на 1914 год 12% всего населения. По нескольку сотен магазинов, различных магазинов и других торговых заведений существовало в таких больших центрах стационарной торговли как Харьков, Сумы, Белополье, Валки, Грайворон, Острогожск, Ахтырка и др. Стационарная торговля в это время вышла на околицу городов, особенно там, где получило широкое развитие кустарное или фабрично-заводское производство.
Большое слобожанское купечество в пореформенную эпоху занималось не только торговыми операциями, но вкладывало свои капиталы в развитие региональной фабрично-заводской промышленности, сельского хозяйства, образования, науки и культуры. Например, на средства харьковских купцов Ф. С. Карпова, Т. С. Кульшина, П. П. Рыжова и другие были созданы в 1860 г. знаменитое Харьковское общество по распространению в народе грамоты, которое просуществовало более 40 лет. За счет купеческих капиталов в регионе открывались приюты для калек, бедных и обездоленных, библиотеки, музеи, разнообразные учебные заведения, особенно известные кустарно-ремесленные александровские училища. Основная часть слобожанской промышленности также создавалась на средства, первоначально накопленные в сфере торговли. Среди купцов, которые первыми стали на этот путь, были Г. X. Гельферих-Саде, И. Г. Карпов, К. 3. Гильта и др.
После Октябрьской революции, во время гражданской войны и иностранной интервенции государственная торговля стала ведущим сектором в товарообмене Слобожанщины. Военное лихолетие, которое негативно сказалось на торговле, особенно крупной. Введение политики «военного коммунизма», привело к тому, что была запрещена частная торговля и установлена государственная монополию на все основные товары. К 1921 г. обстоятельства несколько улучшились и «военный коммунизм» был заменен новой экономической политикой (НЭП), а продразверстку заменил продналог, что дало возможность крестьянству продавать на рынках остатки сельскохозяйственной продукции. Это опять привело к значительному росту частной торговли: в 1923-1924 гг. ее удельный вес в общем товарообмене Украины составил 65,3%. На Слобожанщине в это время большое внимание уделялось развитию потребительской кооперации, как наиболее приближенной к населению массовой общественной организации, что вело к росту ее удельной части в общем объеме розничного товарооборота Слобожанщины (в 1932 – 85%).
В восстановительный период общий товарооборот Слобожанщины рос ускоренными темпами. Так, в течении 1923-1924 гг. более чем в пять раз выросла продажа розничного товара. Особое внимание уделялось укреплению государственной и кооперативной торговли. Рост розничного товарообмена и товарных ресурсов дали возможность с января 1935 г. упразднить карточную систему на хлеб, муку, крупы, с октября 1935 г. – на мясо, жиры, сахар и картофель, а с января 1936 г. – на все непродовольственные товары. С 1936 г. разрешаются торги местного подчинения, развивается оптовая торговля. Благодаря этому растет количество предприятий розничной торговли, товарооборот которой на Слобожанщине в 1940 г. вырос относительно 1935 г., почти в два раза, а по отношению к 1924 г. – приблизительно в семь раз. Но в сельской местности торговля значительно отставала. Это было связано с тем, что крестьяне покупали лишь промышленные товары, а продовольственные выращивали сами, главным образом в своих приусадебных хозяйствах.
Дальнейшее развитие торговли на Слобожанщине было прервано Великой Отечественной войной, во время которой вся государственная торговая сеть была полностью уничтожена. До конца 1947 г. сохранилось натуральное обеспечение городского населения продуктами питания и важнейшими промышленными товарами. В декабре 1947 г. было принято постановление об отмене карточек на продовольственные товары и товары промышленного производства, и переход к продаже их без ограничения, по единым государственным ценам. В этом же году была осуществлена также денежная реформа. Все эти меры содействовали развитию торговли на Слобожанщине. В городах и селах открывались новые магазины, другие предприятия розничной торговли. Почти четверть их составляли палатки, лотки, киоски. Для улучшения обслуживания покупателей открывались специализированные магазины: хлебные, мясные, рыбные, обувные, тканей, культтоваров и др. Как результат, до 1958 г. более половины магазинов Слобожанщины были уже специализированными.
Как и ранее, важным каналом дополнительного обеспечения городского населения продуктами сельского хозяйства оставался так называемый колхозный рынок. В это время намного увеличивается продажа фруктов, птицы, яиц, овощей, уменьшается количество мучных и крупяных продуктов, масла и животного масла. В структуре товарообмена сельской торговли Слобожанщины происходят большие изменения – растет удельный вес продукции пищевой промышленности, кондитерских и колбасных изделий, хлеба, консервов.
В 1953 г. была проведена реформа оптовой торговли, впервые в Украине, в том числе и на Слобожанщине, с целью изучения спроса населения, были созданы оптово-розничные объединения для торговли одеждой, обувью, мебелью, спорттоварами, строительными материалами. Общее развитие торговли в 50-70-ые годы характеризовался с одной стороны, постепенным ростом количества магазинов и объемов проданных здесь товаров, а с другого – численными экспериментами в организации и руководства этой сферой. Например, торговли коснулись и экономические реформы середины 60-х гг., В ней начали активно внедряться хозрасчетные отношения, как на самом предприятии, так и между ними и поставщиками товаров. Несмотря на ограниченность реформ, они дали значительный экономический эффект – сеть торговых организаций в регионе значительно расширилась. Так, только в Харькове в 1976 г., функционировали 1403 магазина и 1676 предприятий общественного питания, 15 колхозных ринков. В 80-х гг. по сравнению с 70-ми торговая площадь магазинов на Слобожанщине увеличивается в 1,5 раза. В селах и городах расширяется строительство универмагов, универсамов, торговых центров, домов торговли, больших специализированных магазинов-домов одежды, обуви, салонов мебели, предприятий по продаже товаров сложного ассортимента. Сооружаются большие механизированные и автоматизированные склады с необходимыми условиями для хранения товаров, холодильники вместимостью до 10 тыс. т., вводятся пакетные и контейнерные перевозки, внедряются методы централизованной доставки товаров розничным предприятиям. Для учета товара начали использоваться современные электронно-вычислительные машины.
Со второй половины 60-х до начала 80-х годов на Слобожанщине осуществляется последующее развитие торговли, но координальных изменений не было. Стоимость всех товаров в 1980 г. по сравнению со среднегодовыми ценами 1970 г. выросла на 12%, а в 1985 – на 8%, продовольственных соответственно на 4 и 12%. Подорожали мясо, птица, масло, сахар, кондитерские изделия, овощи, одежда и белье, табачные изделия, велосипеды, мотоциклы, и тому подобное. Ухудшилось также продовольственное снабжение населения.
В 1975-1985 гг. по сравнению с предыдущим десятилетием на 10% снижаются доходы местного населения. В конце 80-х гг. – в начале 90-х гг. в сфере торговли происходят принципиально новые качественные изменения, связанные с появлением новых форм собственности и методов деятельности. Большие надежды относительно улучшения дел на потребительском рынке Слобожанщины возлагались на кооперативное движение. В 1989 г. кооперативы реализовали товаров и услуг на 0,9 млрд. руб., то есть дополнительно забрали из потребительского рынка товаров и услуг на 1,6 млрд. руб. Вместе с развитием государственных структур в соответствии с законами Украины «Об аренде», «О предприятии», «О предпринимательской деятельности», указом Президента Украины «О коммерциализации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания» начали создаваться новые формы ведения торговли, изменяется структура руководства ими. Начался процесс ликвидации многих продторгов, трестов, столовых, оптово-розничных баз и комбинатов. Коллективы многих магазинов, предприятий общественного питания были сданы в аренду. Набирает темпы приватизация торговых заведений, в том числе и больших универмагов. С 1991 г. на Слобожанщине была начата реформа цен. Характерным признаком периода вхождения региона в рыночную экономику стало ускорение создания в промышленности и торговли широкой сети малых предприятий, бирж, фирм. Общий объем их продукции в Харьковской области составил в 1992 году 259,2 млн. руб. Действовало также много кооперативов. Система торговли насчитывала в это время 6110 магазинов, продолжал расти объем розничного товарооборота. Одновременно с изменениями в бывшей государственной торговле развивается частная торговля, как мелкая, так и крупная. Увеличивается и импортируется разнообразная продукция. Кроме разветвленного кооперативного движения начинают действовать и другие хозяйственные объединения — малые предприятия, арендные коллективы, частные совместные и коллективные предприятия.