Международная экономическая интеграция: понятие, формы, преимущества.
Международная экономическая интеграция — это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.Экономическая интеграция, в частности, выражается в:-сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;
-ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;--сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;--стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам;--отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.
Формы экономической интеграции:1.Зона свободной торговли.2.Таможенный союз.
3.Единый рынок 4.Валютный союз.4.Экономический союз
5.Политический союз.Преимущества:1.увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;2.возрастает конкуренция между странами;
3.происходит обеспечение лучших условий торговли;
4.расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;5.распространение новейших технологий.
Отрицательные последствия:1.для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
2.олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;3.эффект потерь от увеличения масштабов производства.Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому же большинство регионов открыто для их деятельности.
24.Основные региональные интеграционные образования.
Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии –организация экономического сотрудничества и развития.История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.
В Латинской Америке Боливия, Бразилия, Чили, Парагвай, Уругвай и Аргентина образуют экономическую организацию Рынок Южного конуса — MercadoComu’ndelCono Sur1, сокращенно Меркосур (1991г.). Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами — Чили и Боливия. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира.
Эта региональная группировка ставит своей задачей содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры. Сейчас страны Меркосур стоят перед необходимостью разработки и принятия общего оперативного соглашения, регулирующего импорт-экспорт природного газа в пределах блока (в сфере электроэнергии подобное соглашение уже есть), и выработки механизма распределения достигнутой выгоды от реализации межнациональных проектов в области энергетики. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение является показателем того, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать.
Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия; желание и умение идти на компромиссы.
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980-1981 годах, в состав ее входят 11 стран Южной Америки. ЛААИ ставит своей целью создание общего рынка, имея уже некоторые наднациональные органы.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов — России, Вьетнама и Перу — введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
В настоящее время в АТЭС 21 член, среди них — большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники.
Участвующие экономики:Перу; Россия; Вьетнам; Чили; Мексика; Папуа – Новая Гвинея; Гонконг, Китай; Китайский Тайбэй; Китайская Народная Республика; Индонезия; Канада; Малайзия; Новая Зеландия; Республика Корея; Сингапур; США; Таиланд; Филиппины; Япония; Бруней.
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ.
Цели создания СНГ:
-осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию стран-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);--осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения;--мирное урегулирование споров и конфликтов между странами-членами.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
1.обеспечение прав и основных свобод человека;
2.координация внешнеполитической деятельности;
3.сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
4.сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
5.охрана здоровья и окружающей среды;
6.вопросы социальной и миграционной политики;
7.борьба с организованной преступностью;
8.сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.