Виды и функции организаторов оптового оборота на рынке оптовых услуг, структура их органов управления.
Организаторы оптового оборота:
Ярмарки – места периодических съездов торговцев и привоза товаров главным образом для оптового торга. – форма организации оптовой торговли, ее цель – расширение потребительского рынка за счет установления связей между регионами.
Международные (международные компании, поставщики товаров из ближнего зарубежья – пример: книжная ярмарка. Их организуют гос органы или крупные комм стр-ры);региональные (купля-продажа товаров сложного ассортимента, выпускаемых местным производственными предприятиями, пример – строительные).
По ФЗСтруктура ярмарки: ярмарочный комитет, дирекция. С продавцами заключается договор, в котором указывается: площадь, расположение, цена за аренду.
Выставочная торговля — кратковременная и периодически повторяющаяся реализация товаров, которая выражается в заключении договоров купли-продажи на основе осмотра образцов товаров. На выставках представляют новинки товаров. В России распространены торгово-промышленные выставки, основу которых составляют выставочные комплексы, зарегистрированные в качестве коммерческих организаций. Выставки бывают универсальные, специализированные, узкоспециализированные
Товарные биржи-организации, создаваемые для проведения гласных, публичных торгов, которые проходят по специально установленным правилам в заранее определенном месте и в определенное время. Цель - заключение сделок с реальным товаром (согласованная цена, количество, качество – немедленная поставка, *форвардные сделки – договор на бирже – доставка в будущем,) и без реального товара (*фьючерсные сделки – заключение стандартного контракта в будущем (нефть, зерно – еще не начался сбор)). Участники: *маклеры – ведут торги, *операторы - фиксирует сделки.
Аукцион(от лат. auctio — продажа с публичного торга) представляет собой способ продажи некоторых товаров по ценам, устанавливаемым потребителями в результате торгов. О времени и месте проведения аукциона сообщается заранее. Общие условия продажи товаров определяются продавцом.
Виды: аукцион с повышением цены, с понижением цены, «втемную». Покупатель получает сумму в размере аукционной цены приобретенного товара и комиссионный сбор. Продавец получает за товары их начальную стоимость. Кроме того, он может получит процент от разности между аукционной и начальной ценами.
Торговый дом (дом торговли) – это многопрофильная торговая организация, интегрированная в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы. Термин «торговый дом» используется наиболее часто при характеристике внешнеэкономической деятельности организации. В этом смысле торговый дом понимают как крупную внешнеторговую организацию, которая ведет операции купли-продажи за свой счет.
Оптовые продовольственные рынки (универсальные и специализированные) - самостоятельные хозяйственные структуры по купле-продаже опт партий товаров в определенном месте и по установленным правилам. Цель: повысить эффективность снабжения потребителей продовольственными товарами и сельскохозяйственной продукцией. Выбор местоположения зависит от 1.площадь зоны обслуживания и численность потенциальных покупателей; 2.наличие дорог, соединяющих рынок с городской транспортной системой; 3.возможность перспективного расширения участка земли отведенного под рынок.
Продавцы: товаропроизводители и оптовые предприятия и посредники.
Покупатели: предприятия розничной торговли; предприятия общественного питания; другие потребители регулярно закупающие товары (воинские части, лечебные учреждения и т.д.). Все эти организации относятся к региональным оптовым организациям.
Цель: создать основу национальной оптовой системы. Задачи: 1.Обеспечение товарами региональных товарных рынков. 2.Свободное формирование хозяйственных связей региональных оптовых структур.
Видовое разнообразие организаторов оптового оборота обусловлено мотивацией товаропроизводителей выбора того или иного канала продвижения. Рассмотрим основные виды организаторов оптового оборота.
Оптовый продовольственный рынок является самостоятельной хозяйствующей структурой, осуществляющей операции по купле-продаже оптовых партий товаров в определенном месте по установленным правилам. Цель создания оптового продовольственного рынка заключается в повышении эффективности снабжения потребителей преимущественно продовольственными товарами, в том числе и сельскохозяйственной продукцией.
Функции оптового продовольственного рынка в установлении хозяйственных связей: *поддержка отечественных товаропроизводителей благодаря возможности выхода их продукции на конкурентные рынки; *повышение взаимной заинтересованности производителей оптовых и розничных организаций путем установления хозяйственных связей; *сокращение потерь сельскохозяйственной продукции; *ускорение и упрощение процесса движения товара конечному потребителю и расчета платежей между участниками; *снижение розничных цен; *развитие конкуренции; *расширение ассортимента товаров и повышение их качества, предотвращение проникновения на рынок некачественной продукции.
На территории ОПР выделяют сл функциональные зоны: - торговая (специализированные здания, павильоны, киоски), - аднимистративно-складская (административно-бытовые помещения, в т.ч. предприятия общественного питания для персонала рынка, складские помещения), - хозяйственная (площадка для сбора мусора), - стоянка для странспорта.