Классификация коммерческих рисков в сфере товарного обращения. Методы снижения уровня рисков.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:
· снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
· повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
· непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
· потери товара;
· потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
· повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя:
· риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
· риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
· риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
· риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
· риск форс-мажорных обстоятельств.
В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.
Группа E включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах. Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.
Группа F содержит ситуации передачи ответственности за товар и риска от продавца к покупателю в промежуточных пунктах на пути движения товара.
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска.
Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца.
По степени допустимости:
§ допустимый - угроза ограниченной потери прибыли от коммерческой деятельности торгового предприятия в целом, т.е. потери возможны, но они меньше ожидаемой прибыли;
§ критический - характеризуется потерей прибыли и недополучением предполагаемой выручки. Такой риск обладает опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль;
§ катастрофический - приводит к банкротству торгового предприятия, т.е. к потере всех средств.
Виды рисков по сфере возникновения:
§ внутренние - источником является само торговое предприятие (его менеджмент, некомпетентность);
§ внешние - источником является внешняя среда, на которую участники коммерческой деятельности не могут оказать влияние, но могут предвидеть и учитывать в своей работе.
По длительности воздействия риски подразделяют на:
§ временные - те, которые угрожают участникам коммерческой деятельности в течение определенного отрезка времени (транспортный риск);
§ постоянные - те, которые непрерывно угрожают коммерческой деятельности в данном географическом регионе (районы Северного завоза).
По степени обоснованности (наиболее важный признак):
§ правомерный - риск, возникающий на законных действиях, соответствующих нормативным положениям и руководящим документам. Такой риск всегда оправдан и такие действия не связаны с тем, каким оказался результат, даже если он отрицательный.
§ неправомерный.
Методы снижения риска:
§ политика избежания риска;
§ политика принятия риска;
§ политика снижения степени риска.
Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.
Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.
Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:
§ страхование (внутреннее и внешнее);
§ диверсификация;
§ лимитирование.
§
Страхование - Прибегая к страхованию, коммерческая организация должна четко определить те виды рисков, по которым необходимо обеспечить страховую защиту.Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Их источником служит прибыль. Страхование распространяется лишь на часть имущества торгового предприятия.
Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой.
Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.