Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
В настоящее время международные экономические организации все больше склоняются к рассмотрению особенностей развития телекоммуникационной отрасли, Интернет-индустрии, издательского дела, производства компьютерной техники и других смежных отраслей в их тесной взаимосвязи, объединяя в единый Информационный или Информационно-коммуникационный сектор (ИС или ИКС[18]). Этому способствуют стремительное развитие информационных технологий, последствия появления и широкого использования Интернета для современной экономики, порожденная Интернетом революция в сфере деловой практики, включая появление новых отраслей. Статистическая комиссия ООН приняла решение с 2002 г. включить ИС в качестве альтернативного агрегирования в Международную стандартную отраслевую классификацию (МСОК), а с 2007 г. включить раздел «Информационный сектор» в регулярную структуру этой классификации[19]. При этом содержание раздела, т.е. перечень отраслей, составляющих основу этого сектора, взято из Североамериканской системы отраслевой классификации (САОСК) как единственной международной классификации на сегодняшний день, наиболее полно и логично учитывающей особенности производства и торговли информационно-коммуникационной продукцией на основе развития этих видов производств в информационно-развитых странах НАФТА.
Структура ИКС достаточно проста. Его основу составляют промышленные отрасли, которые производят продукцию, предназначенную для реализации информационных процессов и коммуникации, включая передачу информации и ее представление, а также использующую электронные процессы определения, измерения, записи физических явлений или контроля над физическими процессами. Другими словами, продукция промышленных отраслей ИКС является техническим обеспечением создания, обработки, распространения информационных продуктов (состав продукции, которая производится и обрабатывается на этой технике, приведен в гл. 1) в мировой экономике: компьютерная техника, телекоммуникационное оборудование, измерительные приборы и др.
Вторым звеном ИКС являются сервисные отрасли, способствующие информатизации и коммуникации и производящие информационные товары и услуги: публикация газет и другой периодической литературы, издательство книг, составление и публикация справочников и баз данных, производство и распространение ПО, включая оформление, предоставление документации, помощь в инсталяции, поддержку пользователей. Кроме этого, к ним относятся производство кино и звукозапись, радио-, телевещание и телекоммуникационные услуги по передаче голоса, данных, текста, звука и изображения на расстояние, а также информационные услуги, включая провайдерские услуги по доступу в Интернет и поиску информации, работу с архивами и др.
Продукция, производимая в ИКС, постепенно завоевывает лидирующие позиции в международной торговле по объемам и уже давно лидирует по темпам роста. Высокими темпами растет торговля информационно-коммуникационными услугами, однако доля международной торговли промышленными товарами этого сектора в структуре всей международной торговли товарами выше аналогичного показателя международной торговли информационно-коммуникационными услугами в международной торговле коммерческими услугами. Кроме того, темпы роста международной торговли коммуникационными услугами ниже темпов роста торговли информационными и компьютерными услугами. Это объясняется высокой степенью ориентации производства коммуникационных услуг на внутренние рынки, проблемами современного начального развития глобальных телекоммуникаций (особенно показательны проблемы развития всемирной спутниковой телефонной связи), техническими особенностями.
Немногие страны ОЭСР закрывают платежный баланс по торговле продукцией, произведенной в промышленных отраслях ИКС, с профицитом: Ирландия (профицит в 10% ВВП),Корея (5% ВВП),Финляндия (3%), Швеция, Япония, Венгрия и Мексика. Главный источник сравнительного преимущества Финляндии и Швеции — телекоммуникационное оборудование, Ирландии и Мексики — компьютерная техника.
Информационные и коммуникационные технологии— основа ИКС.
Два вида технологий лежат в основе необычайно быстрых темпов роста ИКС: информационные (главным образом обработка и цифровое хранение информации) и коммуникационные (спутниковая и оптоволоконная передача информации). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как и любой другой вид технологий, реализуются в конкретных информационно-коммуникационных товарах и услугах. Их особенностью является чрезвычайно короткий жизненный цикл. Очень быстро происходит устаревание данной продукции и самих технологий, высока динамика цен в сторону снижения. Влияет на это продолжающаяся научно-техническая революция, а также высокая взаимосвязь отдельных продуктов ИКС друг с другом. За последние 40 лет возможности полупроводниковых чипов (микросхем) удваивались каждые 18—24 месяцев. Падение цен на микропроцессоры удешевляет сами компьютеры и периферийное оборудование.
Информационно-коммуникационные технологии оказывают сильное влияние на развитие экономики отдельных стран и мировой экономики в целом. Эффект воздействия проявляется в росте производительности труда и производства, особенно в инновационной сфере, падении цен и росте инвестиций, реорганизации самого процесса производства. Выгоду от революции в сфере ИК-технологий получают собственники, так как растет прибыль; рабочая сила — растет заработная плата; потребители, потому что падают цены.
Вместе с тем, как отмечают эксперты МВФ, парадокс развития ИКС мировой экономики заключается в том, что от международной торговли материализованной продукцией сектора выигрывают в большей степени не страны-производители, а страны-потребители в связи с неадекватным изменением условий торговли. Поскольку экспортные цены стран-экспортеров такой продукции подвержены более быстрому падению из-за быстрого удешевления техники, чем импортные цены, а у стран-импортеров наблюдается обратная ситуация, то и «выигрыш» последних больше.
ИК-технологии являются мощным двигателем мирового экономического развития, создают предпосылки формирования глобального информационного общества. В 2000 г. в Японии Группой восьми (Большой Восьмеркой) была принята Окинавская хартия, провозгласившая, что все люди без исключения должны иметь равную возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Это требует принятия соответствующих мер по адаптации страны к новым способам государственного управления, создания новой деловой Среды.
На пути к глобальному информационному обществу, формирующемуся благодаря научно-технической революции последних десятилетий и международному информационному и технологическому обмену, лежит «цифровая пропасть»[20] (ЦП). Данный термин означает социально-экономический разрыв между индивидуумами, домашними хозяйствами, бизнесом и географическими территориями в доступности информационных и коммуникационных технологий и их использовании Интернета в различных целях. Возможности индивидуумов и частных компаний в развитых странах получать преимущества от использования Интернета значительно отличаются от возможностей развивающихся стран, но ЦП означает также разрыв между данными группами и внутри стран, в том числе развитых. Решение проблемы мировому сообществу видится в разработке и реализации специальных государственных программ и политики, нацеленной на усиление и расширение соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, предоставление более широкого доступа к информации для повышения интеллектуального уровня населения и профессиональных навыков.
В марте 2Q01 г. в рамках ООН по инициативе Генерального секретаря была учреждена Группа развития информационно-коммуникационных технологий, ГРИКТ ООН {United Nations Information and Communication Technology Task Force). Основными целями Группы являются:
• направить ИКТ на достижение целей Декларации тысячелетия;
• служить глобальным форумом по проблемам ИКТ;
• способствовать координации, мобилизации и связи существующих и новых государственных и частных ресурсов;
• развивать универсальный, возможный и значимый доступ к ИКТ.
Группа сегодня активно развивает свою региональную сеть в Африке, Азии, Европе, Латинской Америке, используя региональные институты ООН и международные организации, региональные банки развития.