Какие основные теории международной торговли Вы знаете (уметь изложить основные из них).
Основные теории международной торговли:
1.Меркантилистская теория. Меркантилисты первыми предложили стройную теорию международной торговли. Они считали, что богатство стран зависит от кол-ва золота и серебра, которыми они располагают, и полагали, что государство обязательно должно вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить ввоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия. Предвестники классической школы экономики впервые доказали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитием стран.
2. Теория абсолютных преимуществ
В соответствии с этой теорией разработанной Смитом международная торговля является выгодной в том случае, если 2 стороны торгуют такими товарами которая каждая стран производит с меньшими издержками, чем страна – партнер. Страны экспортируют те товары в пр-ве которых они имеют абсолютное преимущество и импортируют те товары в пр-ве. кот. преимущество принадлежит их торговым партнерам.
3. Теория сравнительных преимуществ
В соответствии с этой теорией разработанной Рикардо страны специализируются на пр-ве тех товаров альтернативная цена которых ниже т.е. которые они могут оизводить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того является ли пр-во в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товар определяется через цену товара кот нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемым выиграшем от торговли. Эта теория справедлива по отношению к любому количеству товара и любому количеству стран а также для анализа торговли между отдельными районами, областями республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровня сущ. в каждой из стран з/п.
4. Теория соотношения факторов производства
В соответствии с этой теорией разработанной Хекшером – Олином разница в относительных ценах на товары в различных странах, а след. и торговля между ними объясняется различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары для пр-ва кот. она обладает относительно избыточными факторами пр-ва и импортирует те товары для пр-ва кот. она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен не только на товары, но и на гомогенные фактора пр-ва в торгующих странах.
Динамика международной торговли, ее основные показатели.
Фактически как система постоянно действующих взаимосвязей международная торговля сформировалась в последней четверти XIX в. Начиная с этого периода международная торговля прошла несколько этапов:
1) примерно за 40 лет до начала первой мировой войны, когда международная торговля развивалась весьма динамично и мировой экспорт вырос примерно в 3 раза;
2) период между первой и второй мировыми войнами, сопровождавшийся мировым экономическим кризисом 1929—1933 гг., когда объемы международной торговли практически не увеличились;
3) после второй мировой войны, тогда отмечался резкий рост международной торговли.
Достаточно сказать, что за первые 40 лет после второй мировой войны мировой экспорт товаров вырос более чем в 37 раз.
К данному показателю можно подойти критически, учитывая что исходная база этого роста (состояние международной торговли в 1945 г. — сразу после окончания войны) была крайне низкой. Однако в 1950—1999 гг. мировой товарный экспорт вырос более чем в 18 раз. «Золотым веком» международной торговли считается период 1950—1970гг., когда ее среднегодовой рост составлял 7%. В 1996 г. мировой экспорт товаров превысил 5 трлн долл., а в 2000 г. — 6 трлн долл.