Реформирование и приватизация в торговле, принципы, способы и порядок ее проведения
Основу для развития торговли как предпринимательской деятельности составляют реформирование экономики и приватизация государственной собственности.
Реформирование можно рассматривать в широком смысле как отделение функций управления от функций владения, т.е. передача функций государственных предприятий другим хозяйствующим субъектам негосударственной формы собственности. В узком смысле это создание акционерных обществ (АО) на базе государственного имущества. Акционирование используется в переходный период для реформирования крупных государственных предприятий.
Приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Реформирование экономики и приватизация государственной собственности являются необходимым условием перехода к рыночной экономике. Цель этих процессов – развитие социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики на основе стимулирования развития предпринимательства, ликвидации монополизма и проведение антимонопольной политики, развитие конкуренции между субъектами рынка различных форм собственности.
Законодательную основу этих процессов составили:
Закон «О разгосударствлении и приватизации» (1993), Закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам разгосударствлении и приватизации» (1999), Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 20.03.2006 г. № 3 и другие.
Объекты приватизации:
- государственные предприятия и организации;
- предприятия, сданные в аренду;
- государственное имущество в виде оборудования и зданий;
- незавершенное строительство;
- другие материальные и нематериальные активы, которые ликвидируются в соответствии с законодательством.
Не подлежат приватизации в торговле и общественном питании:
- магазины по продаже и скупке изделий из драгоценных металлов и камней;
- столовые при общеобразовательных школах и учебных заведениях всех типов.
Приватизируются только с разрешения Совета Министров Республики Беларусь:
-специальные холодильники, объекты складского хозяйства, обеспечивающие хранение государственных ресурсов, оптово-посреднические, производственные и другие фирмы, выполняющие функции материально-технического обеспечения и производства продукции для государственных нужд.
Субъекты приватизации:
- граждане Беларуси;
- лица без гражданства;
- иностранные инвесторы;
- юридические лица Беларуси;
- трудовые коллективы государственных предприятий;
- негосударственные организации и предприятии (частная собственность в которых более 50%).
Приватизация осуществляется, как правило, двумя путями:
1) сочетание возмездного и безвозмездного способов;
2) дифференциация форм и методов, процедур приватизации с учетом особенностей каждого объекта приватизации.
Объектами первоначальной приватизации в Республике Беларусь явились предприятия торговли и общепита, бытового обслуживания, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и ремонтно-строительные организации.
В торговле было намечено завершение приватизации в 2005 году. На 01.01.2008 г. было приватизировано около 86% предприятий розничной торговли и более 65% предприятий общественного питания.
В настоящее время процесс приватизации и разгосударствления связывают с либерализацией экономики.
В зависимости от значимости объекта, его финансового положения, места расположения, конкурентного статуса в Беларуси применяются в основном 4 способа преобразования государственных предприятий в частные:
1. Акционирование: крупное предприятие преобразовывается в ОАО; по инициативе трудового коллектива в ЗАО; преобразование государственного предприятия в ОАО с увеличением уставного фонда.
2. Выкуп арендованного имущества коллективом арендного предприятия, если право выкупа было предусмотрено в договоре аренды.
3. Прямой выкуп имущества государственного предприятия у государства субъектом приватизации.
4. Продажа государственных объектов на аукционе или по конкурсу.
Результаты приватизации закрепляются специальным договором, заключаемым между органами приватизации и субъектом приватизации. В нем предусматриваются направления использования объекта, сроки платежа, сохранение или увеличение рабочих мест в течение определенного периода, сохранение определенного товарного профиля в течение оговоренного периода.
Органы приватизации и местные исполнительные органы ежегодно составляют Перечень предприятий республиканской и коммунальной собственности которые планируется приватизировать в соответствующем году.
Приватизация может осуществляться по инициативе трудовых коллективов или органов приватизации. Перечень приватизации поступает в соответствующие органы управления этим процессом и при положительном решении создается специальная комиссия по приватизации в составе представителей органа приватизации, других государственных органов (например, налоговой инспекции) и представителей трудового коллектива.
Комиссия оценивает стоимость приватизируемого предприятия, решает вопросы о включении объектов социальной сферы в состав приватизируемого объекта.
Среди методов оценки стоимости приватизируемых предприятий в Беларуси получили распространение: имущественный (преобладающий), капитализации прибыли (доходный), сравнительный (метод аналогов).
Оценка объекта может проводиться стандартными методами или производными от них методами с использованием комбинаций и модификаций в соответствии со стандартами оценки недвижимости и наличием необходимой информации на рынке недвижимости Республики Беларусь.
В развитых странах, как правило, используются все три подхода, а потом определяют средневзвешенную величину рыночной стоимости предприятий. Оценщик анализирует информацию и расчеты и присваивает весовые коэффициенты стоимости предприятия, рассчитанной разными подходами. Коэффициент может выражаться либо в процентах, либо числом, при этом сумма всех присвоенных коэффициентов должна составлять соответственно 100% или 1.
Итоговая рыночная стоимость предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Ситрын-Сзат*К1+Ссрав.*К2 + Сдох *К3, (1)
где:С ит. рын. - итоговая рыночная стоимость;
С 3ат, С срав, Сдох - стоимость, рассчитанная соответствующим методом,
К1, К2, К3 - соответствующие весовые коэффициенты, присвоенные оценщиком при анализе
Доходный подход к оценке стоимости имущества. Оценка предприятия на основе доходного подхода базируется на следующих принципах:
• собственник не продаст предприятие по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов;
• потенциальный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем оно может принести доходов в будущем.
Важнейшим понятием в доходном подходе является капитализация дохода, т.е. определение текущей стоимости будущих доходов. Или выгод от владения объектом собственности. Будущие потоки дохода в период владения объектом или его перепродажи приводятся в текущую стоимость с помощью коэффициентов капитализации или ставок дисконтирования.
Коэффициент капитализации - это делитель, который применяется для преобразования будущего денежного потока или величины прибыли в показатель текущей стоимости.
Ставка дисконтирования (дисконта) - это процентная ставка, требуемая инвесторами на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования.
Денежный поток - это разность между суммами поступлений и выплат денежных средств за определенный период времени. Различают номинальный (без учета инфляции) и реальный (рассчитанный с учетом инфляции).
Чистый денежный поток (ЧДП) - определяется как чистая прибыль плюс амортизационные отчисления минус прирост собственного оборотного капитала и минус инвестиции.