I. основы экономики и организации торговли
Тема 1. Торговля в системе национальной экономики
1.1. Из истории развития торгового предпринимательства в Беларуси[1]
Торговля и торговая деятельность, как один из важнейших видов предпринимательской деятельности, появилась с появлением товарно-денежных отношений в период разложения первобытнообщинного строя. В рабовладельческом и феодальном обществах, где господствовало натуральное хозяйство, преобладала внешняя торговля, которая охватывала незначительную часть продуктов производства и обслуживала преимущественно личное потребление господствующего класса. Переход от феодализма к капитализму и зарождение мирового рынка способствовал росту товарно-денежных отношений – внутренней торговли. Появились местные товарные рынки.
В Европе торговля в У-ХШ веках осуществлялась в основном купеческим сословием крупных городских поселений. Дополнительным толчком к развитию международной торговли послужили открытия Америки и морского пути в Индию. На территории Беларуси торговля появилась и развивалась в это время в тесном взаимодействии с княжествами расположенными на территории Киевской и Московской Руси как путь из «варягов в греки». В этот период времени крупными торговыми центрами был Киев, Москва, Псков, Полоцк и Новгород. Кроме купцов, объединенных в гильдии, во внутренней торговле Беларуси и России участвовали ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре, а также монастыри. Купцы в это время активно торговали с польскими, чешскими, немецкими землями, балтийскими странами, Золотой ордой, Византией, странами Востока. Торговля между отдельными княжествами имела важное значение для образования сначала Киевской Руси, а затем Русского централизованного государства. Небольшие местные рынки стали объединяться в один всероссийский товарный рынок.
В ХШ-ХУ11 веках Беларусь входила в состав Великого Княжества Литовского и основная часть развивающейся внутренней торговли осуществлялась зачастую непосредственно крестьянами и ремесленниками. В это время купечество вело одновременно и внешнюю и частично внутреннюю торговлю.
Развитию внутренней торговли в Русском государстве, в состав которого в ХУ11 веке вошла и Беларусь, содействовало принятие Торгового устава 1653 года, а затем реформы проводимые Петром 1. Следует отметить, что в это время взаимодействие государства с предпринимателями по обеспечению государственных нужд регулировались царскими указами о подрядной цене на поставку государству товаров.
В ХУШ веке в России была создана Коммерц-коллегия – государственный орган по руководству торговлей. В Москве, Минске и других городах появились первые магазины при купеческих домах. С 1797 года отдельным категориям жителей России и Беларуси было разрешено иметь лавки при жилых домах.
Дальнейшее расширение товарно-денежных отношений, увеличение ремесленного производства, развитие мануфактур позволило организовать не только известные международные Новгородские и Московские ярмарки в России, но и организовывать крупные ярмарки в Минске, Зельве, Гродно, Кобрине, Шклове и др. городах Беларуси.
Если в рабовладельческом и феодальном строе купеческий капитал выступал посредником между производителями товаров и их потребителями, то в условиях промышленного капитализма торговый капитал выделился в самостоятельную отрасль, выполняя функции реализации стоимости и путем получения прибавочной стоимости – источника прибыли торговых организаций и предприятий. В процессе капиталистического воспроизводства роль торговли заключалась в обеспечении непрерывности воспроизводства капитала, поскольку в результате кругооборота торгового капитала происходила как реализация вновь произведенной стоимости, так и окончательное превращение товарного капитала в денежный. Экономическое значение торговли, объемы ее товарооборота и методы организации торговли, как известно, зависят в существенной мере от уровня развития экономики той или иной страны и мировой экономики в целом.
В Х1Х-ХХ веках капитализм свободной конкуренции сменился монополистическим, это позволило повысить производительность труда, увеличить выпуск стандартных товаров массового спроса, что обусловило создание новых типов торговых предприятий позволило усовершенствовать методы торговли. В это время, как в промышленности, так и в торговле осуществляется концентрация и централизация капитала. Торговые и промышленные монополии вытесняют с рынка мелкие и средние торговые компании и фирмы. Непрерывно повышая свою конкурентоспособность, они захватывают ключевые позиции на рынке потребительских товаров, широко используя для этого новые, более эффективные формы и методы торговли, создавая международные торгово-финансовые компании.
В конце Х1Х-начале ХХ вв. в России и Беларуси возникли акционерные торговые товарищества, начала формироваться оптовая биржевая торговля. По переписи 1897 года в Российском государстве торговлей занималось 1,6 млн. человек. В 1900 г. работало около 1,5 млн. торговых заведений, товарооборот внутренней торговли составлял около 12 млрд. руб. Падала роль ярмарок во внутренней торговле, развивалась магазинная форма торговли. Усиливалась роль банков в кредитовании торговых организаций. В Беларуси в это время формировались местные (губернские) рынки, тесно связанные друг с другом и общим рынком. Например, на Минском рынке, кроме продажи зерна, молочных продуктов, мяса, рыбы, торговали изделиями стеклянной промышленности бумагой, картоном, сельхозтехникой и др. Крупными торговыми центрами были Могилев, Витебск, Гомель, Гродно, Брест, Пинск. В структуре розничной торговли преобладали мелкие магазины и ларьки, на долю которых в 1900 приходилось 88,5% всей розничной сети.
В 1913 в Минской, Могилевской и в белорусских поветах Витебской области насчитывалось 218 торговых домов с капиталом 2,2 млн. руб. развивалась и биржевая торговля. В 1909 в Минске возникла лесная биржа, а накануне 1-й мировой войны в Витебске – товарная. В 1913 в Беларуси зарегистрировано 1094 ярмарки по продаже леса, домашних животных и льна. За 1900 – 1913 розничный товарооборот в Беларуси увеличился на 70,5% и достиг 163 млн.руб. Около 80% розничного товарооборота давала частная торговля. В 1913 году внутренний товарооборот торговли всей России достиг 18,5 млрд.руб., при этом 72,5% его приходилось на города.
Социалистическая революция на территории бывшего СССР провозгласила замену капитализма государственным социализмом, идея рыночной экономики была отвергнута. Уже к тридцатым годам ХХ века частная торговля была практически вытеснена с товарного рынка. Вместо свободного предпринимательства была создана плановая распределительная государственная система торговли. Получили развитие три формы внутренней торговли: государственная, кооперативная и колхозная.
Государственная и кооперативная торговля совместно составляли организованный рынок страны, на котором цены устанавливались государством. На долю государственной торговли приходилось около 70% товарооборота. Она осуществляла торговлю, как правило, в крупных городах. На долю кооперативной торговли приходилось около 30% товарооборота страны. Решением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 сентября 1935 г. «О работе потребительской кооперации в деревне» потребкооперация была освобождена от обслуживания городского населения и сосредоточила свое внимание на организации современной торговли и обеспечении высокого уровня обслуживания на селе, на расширении заготовительной и производственной деятельности. Колхозная торговля представляла собой продажу колхозами и колхозниками излишков сельхозпродукции по свободным ценам на рынке, без посредников. На долю колхозной торговли приходилось около 2% общего объема товарооборота.
Розничная торговля в Западных странах с рыночной экономикой велась главным образом многопрофильными системами, универсальными и специализированными магазинами. Первые многопрофильные системы возникли в средине Х1Х века, когда немецкая фирма швейных машин «Зингер» открыла свой первый специализированный магазин в США, а затем в Великобритании. Универсальная торговля осуществлялась главным образом универмагами. Универмаги стали быстро развиваться в конце Х1Х- начале ХХ века. К типу универмагов примыкают магазины стандартных цен по продаже мелких дешевых товаров[2]. Особой формой универсальной торговли без магазина являются: торговля по каталогам, в разнос, через автоматы, посылочная и электронная торговля.
В странах с рыночной экономикой современная внутренняя торговля непродовольственными товарами высоко специализирована. На предприятия и организации универсальной торговли в конце ХХ века приходилось только около 10% товарооборота. В странах Западной Европы и Америки широкое распространение получили магазины сниженных цен (дис-каунтс). В Швеции, Франции, Великобритании достаточное развитие получила кооперативная торговля.
В торговле продовольственными товарами распространены универсамы, супермаркеты и гипермаркеты в которых применяются новые технологии доставки и продажи товаров. Кроме того, значительный удельный вес в розничной торговле продовольственными товарами занимают предприятия массового питания – кафетерии, кафе, закусочные, предприятия придорожного сервиса и быстрого обслуживания.
Несмотря на значительную концентрацию внутренней торговли, в странах с развитой рыночной экономикой сохраняются многочисленные небольшие торговые объекты и неорганизованная торговля через рынки.
В сфере торговли занята значительная часть трудовой части населения. Например, в США в торговле занято 20% трудоспособного населения, во Франции – 16%, в Великобритании – 12%. В России в торговле в 2006 году было занято 4450 тыс.чел. или 6,7% от занятых в экономике, в Беларуси – 602 тыс.чел. или 13,6%. Доля внутренней торговли Беларуси в формировании ВВП в 2007 году составляла 10,3%[3].
1.2. Предпринимательство – основа рыночных преобразований в экономике Республики Беларусь
Создание многоукладной экономики, характерной для рыночного хозяйства, связано с развитием бизнеса и предпринимательства в стране. Законодательной основой развития предпринимательства в Беларуси явился закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (1993).
Предпринимательская деятельность это самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи произведенных, переработанных или приобретенных этими лицами для продажи товаров и продукции, а также от выполнения работ и услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Принципами предпринимательской деятельности являются:
1) умение начать и вести дело;
2) коммерческая направленность, связанная с реализацией товаров, работ, услуг;
3) нацеленность на получение прибыли на основе учета и удовлетворения спроса на конкретные виды товаров и услуг;
4) хозяйственная самостоятельность в принятии хозяйственных и управленческих решений с учетом действующего законодательства;
5) риск и имущественная ответственность за результаты собственного дела.
Законодательными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь составляют также законы о собственности, о предприятиях, о банках и банковской системе, о хозяйственных обществах и др.
Объектами предпринимательской деятельности могут быть:
· торгово-посредническая деятельность (оптовая и розничная торговля);
· торгово-закупочная деятельность;
· коммерческо-посредническая деятельность;
· инновационная деятельность;
· лизинговая деятельность;
· консультационная деятельность;
· аудиторская деятельность;
· операции с ценными бумагами;
· внешнеэкономическая деятельность и др.
Субъектами предпринимательской деятельности являются:
- физические лица не ограниченные в правах (граждане Беларуси, иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством);
- юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Предпринимателями не могут быть:
- лица не достигшие 18 лет;
- лица, признанные недееспособными;
- должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и суда;
- руководящие работники и специалисты государственных органов, в функции которых входит решение вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или контроля над такой деятельностью.
Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Предприниматель имеет право:
1. заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законодательством;
2. создавать и открывать любые виды предприятий, которые не противоречат закону;
3. привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
4. участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других юридических лиц;
5. самостоятельно формировать программу предпринимательской деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, самостоятельно устанавливать цены и тарифы, регулируемые законодательством;
6. самостоятельно нанимать и увольнять работников, устанавливать способы и формы оплаты труда;
7. открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
8. самостоятельно распоряжаться доходами после уплаты налогов;
9. пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
10. самостоятельно выступать истцом и ответчиком в суде.
Предприниматель обязан:
1. выполнять обязательства в соответствии с законодательством и заключенными договорами;
2. заключать договора с гражданами, принимаемыми на работу;
3. предусматривать в договорах и контрактах оплату труда не ниже установленного государственного минимума, а также другие социальные гарантии;
4. вносить в государственный фонд социального страхования отчисления на страхование своих работников в соответствии с законодательством Беларуси;
5. осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности;
6. обеспечивать своевременную уплату налогов;
7. создавать условия труда в соответствии с законодательством о труде.
Пределы ответственности предпринимателя устанавливаются законом, учредительными документами или договором с собственником имущества либо уполномоченным им органом.
Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:
· нарушения действующего законодательства;
· невыполнения заключенных договоров;
· нарушения прав собственности и других субъектов;
· загрязнения окружающей среды;
· обмана потребителей в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение и других случаях, установленных законом.
Вмешательство государственных органов или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателей не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов.
Формами предпринимательской деятельности могут быть:
- индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица;
- коллективное предпринимательство (юридические лица).
В свою очередь юридические лица могут быть:
1) наделенные правом собственности на имущество – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;
2) не наделенные правом собственности на имущество – унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на праве оперативного управления;
3) объединения юридических лиц – хозяйственные группы (холдинги, концерны, тресты и т.д.);
4) дочерние и зависимые юридические лица – это общество или товарищество, в котором другие юридические лица в силу преобладающего участия в уставном фонде либо в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые данным юридическим лицом. По «зависимым» решениям основное юридическое лицо несет солидарную ответственность;
5) представительства и филиалы – обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Они не являются юридическими лицами, должны быть указаны в уставе юридического лица.
Юридические лица включают следующие группы хозяйствующих субъектов:
- хозяйственные товарищества:
· полные товарищества;
· коммандитные товарищества или товарищества «на вере»;
- хозяйственные общества:
· общества с ограниченной ответственностью(ООО);
· общества с дополнительной ответственностью (ОДО);
- акционерные общества:
· закрытые акционерные общества (ЗАО);
· открытые акционерные общества (ОАО);
-производственные кооперативы (потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями);
- унитарные предприятия.
К отдельной группе коммерческих предприятий относятся такие совместные предприятия с иностранной собственностью в уставном капитале (СП) и иностранные предприятия (ИП).