Государственное регулирование международных кредитных отношений
Международные кредитные отношения служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.
В Западной Европе традиционно государство выступало как гарант международных кредитов. В настоящее время это характерно для США и Японии, так как формы участия государства в кредитовании и финансировании экспорта теперь унифицированы. Государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам. Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.
Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях. Созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.
Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии:
1) ограничения круга их операций за рубежом;
2) нейтрализация последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций;
3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах.
Основные цели межгосударственного регулирования международного кредита:
1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;
2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;
3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам.
Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:
координация условий экспортных кредитов и гарантий;
согласование размера помощи развивающимся странам;
регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
рециклирование нефтедолларов и др.
Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Союз страховщиков международных кредитов в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государственного страхования экспортных кредитов.
C формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.
Регламентация международного кредита осуществляется в рамках организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР.
Вначале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено неформальное соглашение о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством.
Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса:
единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта;
дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные);
максимальный срок погашения;
минимальные процентные ставки.
С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в промышленно развитых странах. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для:
1) покрытия дефицита платежных балансов;
2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны;
3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.