Градостроительство и архитектура

За пореформенный период население Ярославля вы­росло с 32 до 72 тысяч человек. Такой быстрый рост привел к значительному росту городской территории. Появились новые районы, которые выходили за грани­цы исторического центра - - Творогово, Забелицы, Дядь-ково, Леонтьевский поселок, поселок станции Урочь и другие.

В архитектуре были отменены все ограничения предыдущего периода («образцовые фасады»). Архи­текторы получили большую свободу творчества. На прак­тике это привело к эклектике — не всегда удачному переплетению самых разных архитектурных стилей.

В Ярославле строились здания в стиле псевдоре­нессанса, неоклассицизма, модерна, в псевдорусском стиле. В Ярославле губернскими архитекторами рабо­тали в эти годы известные специалисты, например А. М. Достоевский, родной брат знаменитого писателя. По проекту Достоевского была построена колокольня Вознесенской церкви и перестроена церковь Параскевы Пятницы.

Заметный след в ярославской архитектуре оста-нил губернский архитектор Н. И. Поздеев. По его проектам в псевдорусском стиле были построены ча­совня Александра Невского и Сретенская церковь и Ярославле. Он был автором проектов дома Дунаева и дома Соболева. По его проектам были перестроены Спасские казармы, городской театр, бывшая мужская гимназия.

Другой архитектор А. А. Никифоров построил Зна­менскую церковь, как пристройку к старинной Знамен­ской башне, здание Государственного банка на Вар-варинской улице (улица Трефолева), жилой дом на ули­це Почтовой.

Быстро менялся облик старинных городов Рыбин­ска, Углича, Ростова. Новшеством стало строительство загородных дач и особняков ярославских фабрикантов.

Некоторые здания представляли собой шедевры ар­хитектуры. Так, в селе Великом известный московский архитектор Ф. О. Шехтель возвел особняк Локалова. Он был построен в псевдорусском стиле, напоминал древне­русский терем. В его внешней и внутренней отделке были использованы изразцы, кокошники, кессоны, а так­же мрамор и лепнина.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Из книги Ю. Нестерова

«В 1883 году мологский земский врач В. В. Рудин озаботил­ся проблемой физического развития школьников. Он разработал проект создания гимнастической школы, в которой помимо спор­тивных упражнений и игр происходило обучение детей земледе­лию, слесарному и столярному делу. На территории городского сквера был построен манеж для занятий круглый год конным спортом, бегом и пешими прогулками. В числе обязательных предметов были гимнастические упражнения на снарядах, спор­тивные игры, строевая подготовка, фехтование, верховая езда, хоровое пение (считалось, что это способствует развитию лег­ких). Школьники регулярно участвовали в пеших, лыжных, вело­сипедных и лодочных экскурсиях.

Опыт физического воспитания мологских школьников широ­ко использовался преподавателями Петербурга, Москвы, Орен­бурга и многих губернских городов страны».

(Нестеров Ю. Молога — память и боль. Ярославль, 1991. С. 20—22)

Ярославская губерния на рубеже XIX—XX веков

Это интересно

В конце XIX века в европейской части Российской империи было 50 губерний. По размерам своей терри­тории Ярославская губерния занимала 45-е место среди них, а по уровню грамотности — 1-е место среди зем­ских губерний и 4-е среди всех губерний России.

1. Как повлияла судебная реформа на развитие высше­го образования в губернии в пореформенные годы?

2. Назовите основные направления краеведческой дея­тельности научных обществ в губернии в порефор­менные годы.

3. Расскажите о развитии театрального дела в губер­нии во второй половине XIX века. Кто из извест­ных актеров в разные годы выступал на ярослав­ской сцене?

4. Внимательно прочитайте рубрики параграфа «Чи­таем источник» и «Это интересно». Какие выводы можно сделать об уровне развития образования в крае по сравнению с другими регионами страны?

§15. ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XXВЕКОВ

Ярославский край осуществлял переход из XIX в XX век очень быстрыми темпами. За 10—15 лет на глазах одного поколения людей произошли огромные изменения. Они говорили о том, что новый век будет временем научных и технических достижений.

Ярославская губерния в XIX веке

Водопровод

Еще в 1883 году в центральной части Ярославля по­явился водопровод. Огромный металлический бак на 200 кубометров был установлен на Знаменской башне. Специальным насосом в него закачивали воду из Волги. Насос мог подавать до 5000 ведер воды в час.

Потом самотеком, то есть за счет разницы высоты, вода растекалась по трубам в специальные водоемы. Они находились на пяти городских площадях. Позднее появились водоразборные будки, откуда жители ведра­ми носили эту воду домой. Только в начале XX века вода по трубам стала поступать в некоторые дома в центре Ярославля. Но будки еще долго служили многим жите­лям города. Для пользования водой нужно было при­обрести жетоны на 1, 2, 5 или 10 ведер воды. Существова­ла норма потребления воды: 3 ведра на человека в сутки.

В Рыбинске решение вопроса о строительстве город­ского водопровода растянулось на десятки лет. Только в самом конце XIX века городская дума нашла деньги и заключила договор о строительстве водопровода с мос­ковской фирмой «Братья Бромлей». К началу 1901 года все работы были закончены. Городу это обошлось в огромную сумму — 195 тысяч рублей.

За пользование водой жители Рыбинска должны были платить деньги: из водоразборных будок — по 1/8 копейки за ведро, за бочку — 5 копеек. Малоиму­щие жители города могли брать воду ведрами бесплатно, но для этого они должны были заранее получить в город­ской управе специальные талоны — марки.

Телефон

В 1884 году еще одно чудо техники пришло в Яро­славль — телефон. Первые телефонные линии связали городскую управу с пожарным депо и водонапорной

башней. Затем телефонная связь при­шла в дома крупных ярославских про­мышленников — Дунаевых, Вахраме-евых, Градусовых.

В 1894 в Ярославле была построе­на телефонная станция на сто номе­ров. В начале XX века добавилась станция еще на триста номеров. В ре­зультате в Ярославле стало чуть боль­ше одной тысячи телефонных номеров на 120 тысяч жителей. В Рыбинске в 1902 году была устроена телефонная станция на 200 номеров. Как видно, телефон был тогда очень большой ред­костью.

Соединение номеров в те годы про­исходило вручную через коммутатор. Сняв трубку, нужно было покрутить ручку и назвать номер, с которым необ­ходимо было поговорить. На другом конце провода, на коммутаторе, телефонистка («барышня») вручную сое­диняла вас.

Примечательно, что сначала на коммутаторе работали исклю­чительно мужчины. Позже туда допустили и женщин, но только при наличии у них гимназическо­го образования. Возможно, такое требование объяснялось тем, что списки телефонных номеров с фа­милиями девушки должны были аиучивать наизусть. На некото­рых станциях поначалу в телефо­нистки брали только незамужних

женщин, чтобы «лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединении».

Ярославская губерния в XIX веке

Кинематограф

В 1897 году в Ярославском городском театре состоял­ся первый показ «живых картинок», то есть киносеанс. Восторг зрителей вызывали очень простые сюжеты — уборка урожая, шторм на море, карусель. Через несколько лет кинематограф стал уже составной частью жизни горо­жан и некоторых сельских жителей. Стали строить легкие деревянные помещения для показа кино. Например, в тор­говые дни на Сенной площади в Ярославле (ныне площадь Труда) действовал такой «синематограф».

Позже деревянный кинотеатр поставили на Казан­ском (Первомайском) бульваре. В нем можно было смот­реть фильмы не только летом, но и зимой. Благодаря фи­нансовой помощи земств киноустановки появились также в Ярославском, Угличском, Мышкинском, Рыбинском, Романово-Борисоглебском уездах. В сельской местности киносеансы очень часто устраивали в помещениях пожарных дружин. А в Ярославле в начале XX века появилось даже собственное кинопроизводство. Самый крупный ки­нопрокатчик Г. И. Либкен начал снимать кино.

Ярославский трамвай

В 1900 году в Ярославле появился первый трамвай. Сейчас трудно себе представить, но тогда трамвай рассмат­ривался как символ технического прогресса. Решение о пуске трамвая приняла Ярославская городская дума, а все технические работы выполнила бельгийская элек­тротехническая компания. Компания построила электри­ческую подстанцию и проложила трамвайные пути.

Поначалу трамваи ходили только по трем маршру­там: Богоявленская площадь—станция Ярославль (ныне это Московский вокзал), Московское шоссе—Большая мануфактура и Богоявленская площадь—Воздвижен­ский спуск. Ярославские трамваи перевозили не только пассажиров, но и грузы для городских предприятий. Трамвайная линия доходила тогда до берега Волги, до са­мой воды. Пассажиры и грузы подвозились прямо к при­стани. Интересно, что городские власти внимательно сле­дили за тем, чтобы интервалы движения трамваев не превышали 20 минут.

Городская дума ввела и первые правила пользова­ния трамваем. Среди них были такие: «Не допускаются в вагоны, кроме арестантов и лиц в нетрезвом виде, все, кто вследствие нечистоты в одежде или запаха могут быть неприятны другим пассажирам. Курение табаку в вагонах запрещено, как равно и еда подсолну­хов и орехов...» За нарушение правил взимался штраф.

В эти же годы на улицах Ярославля появились пер-иые электрические фонари. Их было немного. Они освеща­ли только некоторые центральные улицы и трамвайные пути. Воспринимали их как чудо техники. Ведь до этого и керосиновое освещение было большой редкостью.

Автомобили

В самом конце XIX века в Ярославле появились авто­мобили. Владельцем самого первого автомобиля, «авто­матического экипажа», был известный в городе зубной

врач Н. Я. Попов. Когда его небольшая машина немецкой фирмы «Бенц» с шумом и треском про­езжала по улицам, вы­пуская клубы дыма, пу­гались не только люди, но и лошади. Вскоре автомобилей стало чуть больше, и в городскую думу посыпались много­численные жалобы на их владельцев. Пришлось вводить первые правила движе­ния для автомобилей.

Согласно правилам, скорость автомобилей на улицах города не могла превышать 13 километров в час. Автомо­билям было запрещено обгонять друг друга. И если ло­шадь пугалась автомобиля, его владелец должен был немедленно остановиться и выключить двигатель.

Все первые автомоби­ли были иностранного производства, так как в России не было своих автомобильных заводов. Только в 1909 году авто­мобили стали выпускать на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Это были легковые ав­томобили «Руссо-Балт». В Ярославле их было всего несколько штук.

В 1910 году состоялся первый для Ярославля авто­пробег по маршруту Москва—Ярославль. Все 8 автомоби­лей, участников пробега, сумели успешно преодолеть это расстояние, для чего им потребовалось 8 часов.

В годы Первой мировой войны правительство при­няло решение о строительстве пяти автомобильных за­водов. Два из них должны были быть построены в Ярославской губернии. В 1915 году предприниматель и инженер из Петрограда В. А. Лебедев купил у Яро­славской городской думы заброшенный пустырь за Ро­мановской заставой и начал строить там автозавод. Уже к началу 1917 года было построено несколько про­изводственных корпусов. Были закуплены оборудование и станки в Англии. Там же была куплена лицензия на производство автомобилей фирмы «Кросслей».

Ярославские газе­ты регулярно сообщали читателям о том, что вскоре завод Лебедева будет выпускать «рус­ские автомобили "Ле­бедь" — легковые, гру­зовые, санитарные».

Весной 1917 года назаводе работало бо­лее ста человек. К Тому времени было сделано более 200 кабин

и кузовов для небольших санитарных грузовиков. Поз­же, в течение многих десятилетий этот завод работал именно как автомобильный завод. Сейчас это Ярослав­ский моторный завод.

Во время войны в Рыбинск был эвакуирован из Польши небольшой авторемонтный заводик «Русский Ршю». На основе этого завода в Рыбинске должен был Появиться уже более крупный автомобильный завод. Его строительство началось весной 1916 года. По договору в строительстве участвовали французская фирма «Рено» и одна датская фирма.

Завод должен был выпускать по 2000 грузовых ав­томобилей в год. К лету 1917 года часть производствен­ных помещений была построена. Завод начал работать как авторемонтное предприятие. Но впоследствии про­филь завода изменился. Он превратился в завод авиаци­онных двигателей. Сейчас это Научно-производственное объединение «Сатурн».

В. А. Лебедев намеревался рядом с автомобильным заводом построить и авиационный завод. Опыт подобно­го производства у него уже сложился, так как в Петро­граде он был совладельцем авиационного завода. Кроме того, в качестве конструктора он участвовал в создании многих российских аэропланов, приспосабливал их к во­енным действиям. Но в Ярославле создать авиационный завод Лебедев не успел.

В 1916 году авиационный завод в Ярославле начал строить петроградский предприниматель Щетинин. Он ку­пил участок земли, возвел несколько корпусов. Но рево­люция также остановила это строительство. Впоследствии в этих корпусах располагался тормозной завод.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Газета «Ярославские губернские ведомости» 20 июля 1897 года сообщала:

«В воскресенье 20 июля на первом представлении сине­матографа Люмиера* было очень много публики, которая была буквально поражена и очарована виденным.

Прекрасная передача всей программы вызвала полный восторг переполненного зрительного зала, который неодно­кратно требовал повторения чудных «фотографий жизни», вос­производимых синематографом. Бурный восторг и требование бисирования вызвали движущиеся фотографии шествий госу-

Кинематограф был изобретен в 1895 году французами братьями Люмьер.

Ярославская губерния на рубеже XIX—XX веков

даря императора во время торжеств священного коронования, а также картины бури на море...»

(Ярославль: История города в документах и материалах

от первых упоминаний до 1917 года.

Ярославль, 1990. С. 422)

»»^

Это интересно

В самом конце XIX века на улицах Ярославля по­явились молодые люди из богатых семей, гордо воссе­давшие на необычных машинах — велосипедах. Асфальта в городе тогда не было, и ездить по булыж­ным мостовым было неудобно. Чтобы езда доставляла удовольствие, была построена первая укатанная грун­товая дорожка для велосипедистов на городском ип­подроме (сейчас это проспект Ленина в районе «Гиганта»). На этой дорожке можно было не только прокатиться, здесь учили кататься всех желающих.

Если происходил наезд велосипедиста на пеше­хода, хозяин велосипеда подвергался штрафу. Когда на Казанском бульваре купеческий сынок Е. Дунаев сбил с ног женщину, судья приговорил его к денеж­ному штрафу на целых 23 рубля!

В Рыбинске владельцы тогда еще очень редких велосипедов образовали даже кружок любителей велосипедной езды. У кружка был свой устав, утверж­денный властями. Устав запрещал езду на велоси­педах по тротуарам и всем местам, предназначенным исключительно для пешеходов. При выезде из дома члены кружка обязаны были иметь на рукаве или на головном уборе специальный знак кружка.

Все велосипедисты ежегодно платили в город­скую казну специальный налог. В Ярославле он со­ставлял 3 рубля, а в Рыбинске 1 рубль 50 копеек с владельца.

Ярославская губерния в XIX веке

?

1. Какие технические достижения считались на рубе­же XIX—XX веков символами технического про­гресса? Когда они появились в нашем крае?

2. Используя текст источника и фотографию, расска­жите о реакции ярославцев на появление в городе первого кинематографа.

3. Какие правила движения для автомобилистов и ве­лосипедистов действовали в нашем крае в начале XX века? Чем они необычны с позиции наших дней?

4. На конкретных примерах покажите, как в годы Первой мировой войны губерния стала превращать­ся в центр автомобилестроения.

Наши рекомендации