Градостроительство и архитектура
За пореформенный период население Ярославля выросло с 32 до 72 тысяч человек. Такой быстрый рост привел к значительному росту городской территории. Появились новые районы, которые выходили за границы исторического центра - - Творогово, Забелицы, Дядь-ково, Леонтьевский поселок, поселок станции Урочь и другие.
В архитектуре были отменены все ограничения предыдущего периода («образцовые фасады»). Архитекторы получили большую свободу творчества. На практике это привело к эклектике — не всегда удачному переплетению самых разных архитектурных стилей.
В Ярославле строились здания в стиле псевдоренессанса, неоклассицизма, модерна, в псевдорусском стиле. В Ярославле губернскими архитекторами работали в эти годы известные специалисты, например А. М. Достоевский, родной брат знаменитого писателя. По проекту Достоевского была построена колокольня Вознесенской церкви и перестроена церковь Параскевы Пятницы.
Заметный след в ярославской архитектуре оста-нил губернский архитектор Н. И. Поздеев. По его проектам в псевдорусском стиле были построены часовня Александра Невского и Сретенская церковь и Ярославле. Он был автором проектов дома Дунаева и дома Соболева. По его проектам были перестроены Спасские казармы, городской театр, бывшая мужская гимназия.
Другой архитектор А. А. Никифоров построил Знаменскую церковь, как пристройку к старинной Знаменской башне, здание Государственного банка на Вар-варинской улице (улица Трефолева), жилой дом на улице Почтовой.
Быстро менялся облик старинных городов Рыбинска, Углича, Ростова. Новшеством стало строительство загородных дач и особняков ярославских фабрикантов.
Некоторые здания представляли собой шедевры архитектуры. Так, в селе Великом известный московский архитектор Ф. О. Шехтель возвел особняк Локалова. Он был построен в псевдорусском стиле, напоминал древнерусский терем. В его внешней и внутренней отделке были использованы изразцы, кокошники, кессоны, а также мрамор и лепнина.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Из книги Ю. Нестерова
«В 1883 году мологский земский врач В. В. Рудин озаботился проблемой физического развития школьников. Он разработал проект создания гимнастической школы, в которой помимо спортивных упражнений и игр происходило обучение детей земледелию, слесарному и столярному делу. На территории городского сквера был построен манеж для занятий круглый год конным спортом, бегом и пешими прогулками. В числе обязательных предметов были гимнастические упражнения на снарядах, спортивные игры, строевая подготовка, фехтование, верховая езда, хоровое пение (считалось, что это способствует развитию легких). Школьники регулярно участвовали в пеших, лыжных, велосипедных и лодочных экскурсиях.
Опыт физического воспитания мологских школьников широко использовался преподавателями Петербурга, Москвы, Оренбурга и многих губернских городов страны».
(Нестеров Ю. Молога — память и боль. Ярославль, 1991. С. 20—22)
Ярославская губерния на рубеже XIX—XX веков
Это интересно
В конце XIX века в европейской части Российской империи было 50 губерний. По размерам своей территории Ярославская губерния занимала 45-е место среди них, а по уровню грамотности — 1-е место среди земских губерний и 4-е среди всех губерний России.
1. Как повлияла судебная реформа на развитие высшего образования в губернии в пореформенные годы?
2. Назовите основные направления краеведческой деятельности научных обществ в губернии в пореформенные годы.
3. Расскажите о развитии театрального дела в губернии во второй половине XIX века. Кто из известных актеров в разные годы выступал на ярославской сцене?
4. Внимательно прочитайте рубрики параграфа «Читаем источник» и «Это интересно». Какие выводы можно сделать об уровне развития образования в крае по сравнению с другими регионами страны?
§15. ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XXВЕКОВ
Ярославский край осуществлял переход из XIX в XX век очень быстрыми темпами. За 10—15 лет на глазах одного поколения людей произошли огромные изменения. Они говорили о том, что новый век будет временем научных и технических достижений.
Ярославская губерния в XIX веке
Водопровод
Еще в 1883 году в центральной части Ярославля появился водопровод. Огромный металлический бак на 200 кубометров был установлен на Знаменской башне. Специальным насосом в него закачивали воду из Волги. Насос мог подавать до 5000 ведер воды в час.
Потом самотеком, то есть за счет разницы высоты, вода растекалась по трубам в специальные водоемы. Они находились на пяти городских площадях. Позднее появились водоразборные будки, откуда жители ведрами носили эту воду домой. Только в начале XX века вода по трубам стала поступать в некоторые дома в центре Ярославля. Но будки еще долго служили многим жителям города. Для пользования водой нужно было приобрести жетоны на 1, 2, 5 или 10 ведер воды. Существовала норма потребления воды: 3 ведра на человека в сутки.
В Рыбинске решение вопроса о строительстве городского водопровода растянулось на десятки лет. Только в самом конце XIX века городская дума нашла деньги и заключила договор о строительстве водопровода с московской фирмой «Братья Бромлей». К началу 1901 года все работы были закончены. Городу это обошлось в огромную сумму — 195 тысяч рублей.
За пользование водой жители Рыбинска должны были платить деньги: из водоразборных будок — по 1/8 копейки за ведро, за бочку — 5 копеек. Малоимущие жители города могли брать воду ведрами бесплатно, но для этого они должны были заранее получить в городской управе специальные талоны — марки.
Телефон
В 1884 году еще одно чудо техники пришло в Ярославль — телефон. Первые телефонные линии связали городскую управу с пожарным депо и водонапорной
башней. Затем телефонная связь пришла в дома крупных ярославских промышленников — Дунаевых, Вахраме-евых, Градусовых.
В 1894 в Ярославле была построена телефонная станция на сто номеров. В начале XX века добавилась станция еще на триста номеров. В результате в Ярославле стало чуть больше одной тысячи телефонных номеров на 120 тысяч жителей. В Рыбинске в 1902 году была устроена телефонная станция на 200 номеров. Как видно, телефон был тогда очень большой редкостью.
Соединение номеров в те годы происходило вручную через коммутатор. Сняв трубку, нужно было покрутить ручку и назвать номер, с которым необходимо было поговорить. На другом конце провода, на коммутаторе, телефонистка («барышня») вручную соединяла вас.
Примечательно, что сначала на коммутаторе работали исключительно мужчины. Позже туда допустили и женщин, но только при наличии у них гимназического образования. Возможно, такое требование объяснялось тем, что списки телефонных номеров с фамилиями девушки должны были аиучивать наизусть. На некоторых станциях поначалу в телефонистки брали только незамужних
женщин, чтобы «лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединении».
Ярославская губерния в XIX веке
Кинематограф
В 1897 году в Ярославском городском театре состоялся первый показ «живых картинок», то есть киносеанс. Восторг зрителей вызывали очень простые сюжеты — уборка урожая, шторм на море, карусель. Через несколько лет кинематограф стал уже составной частью жизни горожан и некоторых сельских жителей. Стали строить легкие деревянные помещения для показа кино. Например, в торговые дни на Сенной площади в Ярославле (ныне площадь Труда) действовал такой «синематограф».
Позже деревянный кинотеатр поставили на Казанском (Первомайском) бульваре. В нем можно было смотреть фильмы не только летом, но и зимой. Благодаря финансовой помощи земств киноустановки появились также в Ярославском, Угличском, Мышкинском, Рыбинском, Романово-Борисоглебском уездах. В сельской местности киносеансы очень часто устраивали в помещениях пожарных дружин. А в Ярославле в начале XX века появилось даже собственное кинопроизводство. Самый крупный кинопрокатчик Г. И. Либкен начал снимать кино.
Ярославский трамвай
В 1900 году в Ярославле появился первый трамвай. Сейчас трудно себе представить, но тогда трамвай рассматривался как символ технического прогресса. Решение о пуске трамвая приняла Ярославская городская дума, а все технические работы выполнила бельгийская электротехническая компания. Компания построила электрическую подстанцию и проложила трамвайные пути.
Поначалу трамваи ходили только по трем маршрутам: Богоявленская площадь—станция Ярославль (ныне это Московский вокзал), Московское шоссе—Большая мануфактура и Богоявленская площадь—Воздвиженский спуск. Ярославские трамваи перевозили не только пассажиров, но и грузы для городских предприятий. Трамвайная линия доходила тогда до берега Волги, до самой воды. Пассажиры и грузы подвозились прямо к пристани. Интересно, что городские власти внимательно следили за тем, чтобы интервалы движения трамваев не превышали 20 минут.
Городская дума ввела и первые правила пользования трамваем. Среди них были такие: «Не допускаются в вагоны, кроме арестантов и лиц в нетрезвом виде, все, кто вследствие нечистоты в одежде или запаха могут быть неприятны другим пассажирам. Курение табаку в вагонах запрещено, как равно и еда подсолнухов и орехов...» За нарушение правил взимался штраф.
В эти же годы на улицах Ярославля появились пер-иые электрические фонари. Их было немного. Они освещали только некоторые центральные улицы и трамвайные пути. Воспринимали их как чудо техники. Ведь до этого и керосиновое освещение было большой редкостью.
Автомобили
В самом конце XIX века в Ярославле появились автомобили. Владельцем самого первого автомобиля, «автоматического экипажа», был известный в городе зубной
врач Н. Я. Попов. Когда его небольшая машина немецкой фирмы «Бенц» с шумом и треском проезжала по улицам, выпуская клубы дыма, пугались не только люди, но и лошади. Вскоре автомобилей стало чуть больше, и в городскую думу посыпались многочисленные жалобы на их владельцев. Пришлось вводить первые правила движения для автомобилей.
Согласно правилам, скорость автомобилей на улицах города не могла превышать 13 километров в час. Автомобилям было запрещено обгонять друг друга. И если лошадь пугалась автомобиля, его владелец должен был немедленно остановиться и выключить двигатель.
Все первые автомобили были иностранного производства, так как в России не было своих автомобильных заводов. Только в 1909 году автомобили стали выпускать на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Это были легковые автомобили «Руссо-Балт». В Ярославле их было всего несколько штук.
В 1910 году состоялся первый для Ярославля автопробег по маршруту Москва—Ярославль. Все 8 автомобилей, участников пробега, сумели успешно преодолеть это расстояние, для чего им потребовалось 8 часов.
В годы Первой мировой войны правительство приняло решение о строительстве пяти автомобильных заводов. Два из них должны были быть построены в Ярославской губернии. В 1915 году предприниматель и инженер из Петрограда В. А. Лебедев купил у Ярославской городской думы заброшенный пустырь за Романовской заставой и начал строить там автозавод. Уже к началу 1917 года было построено несколько производственных корпусов. Были закуплены оборудование и станки в Англии. Там же была куплена лицензия на производство автомобилей фирмы «Кросслей».
Ярославские газеты регулярно сообщали читателям о том, что вскоре завод Лебедева будет выпускать «русские автомобили "Лебедь" — легковые, грузовые, санитарные».
Весной 1917 года назаводе работало более ста человек. К Тому времени было сделано более 200 кабин
и кузовов для небольших санитарных грузовиков. Позже, в течение многих десятилетий этот завод работал именно как автомобильный завод. Сейчас это Ярославский моторный завод.
Во время войны в Рыбинск был эвакуирован из Польши небольшой авторемонтный заводик «Русский Ршю». На основе этого завода в Рыбинске должен был Появиться уже более крупный автомобильный завод. Его строительство началось весной 1916 года. По договору в строительстве участвовали французская фирма «Рено» и одна датская фирма.
Завод должен был выпускать по 2000 грузовых автомобилей в год. К лету 1917 года часть производственных помещений была построена. Завод начал работать как авторемонтное предприятие. Но впоследствии профиль завода изменился. Он превратился в завод авиационных двигателей. Сейчас это Научно-производственное объединение «Сатурн».
В. А. Лебедев намеревался рядом с автомобильным заводом построить и авиационный завод. Опыт подобного производства у него уже сложился, так как в Петрограде он был совладельцем авиационного завода. Кроме того, в качестве конструктора он участвовал в создании многих российских аэропланов, приспосабливал их к военным действиям. Но в Ярославле создать авиационный завод Лебедев не успел.
В 1916 году авиационный завод в Ярославле начал строить петроградский предприниматель Щетинин. Он купил участок земли, возвел несколько корпусов. Но революция также остановила это строительство. Впоследствии в этих корпусах располагался тормозной завод.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК
Газета «Ярославские губернские ведомости» 20 июля 1897 года сообщала:
«В воскресенье 20 июля на первом представлении синематографа Люмиера* было очень много публики, которая была буквально поражена и очарована виденным.
Прекрасная передача всей программы вызвала полный восторг переполненного зрительного зала, который неоднократно требовал повторения чудных «фотографий жизни», воспроизводимых синематографом. Бурный восторг и требование бисирования вызвали движущиеся фотографии шествий госу-
Кинематограф был изобретен в 1895 году французами братьями Люмьер.
Ярославская губерния на рубеже XIX—XX веков
даря императора во время торжеств священного коронования, а также картины бури на море...»
(Ярославль: История города в документах и материалах
от первых упоминаний до 1917 года.
Ярославль, 1990. С. 422)
»»^
Это интересно
В самом конце XIX века на улицах Ярославля появились молодые люди из богатых семей, гордо восседавшие на необычных машинах — велосипедах. Асфальта в городе тогда не было, и ездить по булыжным мостовым было неудобно. Чтобы езда доставляла удовольствие, была построена первая укатанная грунтовая дорожка для велосипедистов на городском ипподроме (сейчас это проспект Ленина в районе «Гиганта»). На этой дорожке можно было не только прокатиться, здесь учили кататься всех желающих.
Если происходил наезд велосипедиста на пешехода, хозяин велосипеда подвергался штрафу. Когда на Казанском бульваре купеческий сынок Е. Дунаев сбил с ног женщину, судья приговорил его к денежному штрафу на целых 23 рубля!
В Рыбинске владельцы тогда еще очень редких велосипедов образовали даже кружок любителей велосипедной езды. У кружка был свой устав, утвержденный властями. Устав запрещал езду на велосипедах по тротуарам и всем местам, предназначенным исключительно для пешеходов. При выезде из дома члены кружка обязаны были иметь на рукаве или на головном уборе специальный знак кружка.
Все велосипедисты ежегодно платили в городскую казну специальный налог. В Ярославле он составлял 3 рубля, а в Рыбинске 1 рубль 50 копеек с владельца.
Ярославская губерния в XIX веке
?
1. Какие технические достижения считались на рубеже XIX—XX веков символами технического прогресса? Когда они появились в нашем крае?
2. Используя текст источника и фотографию, расскажите о реакции ярославцев на появление в городе первого кинематографа.
3. Какие правила движения для автомобилистов и велосипедистов действовали в нашем крае в начале XX века? Чем они необычны с позиции наших дней?
4. На конкретных примерах покажите, как в годы Первой мировой войны губерния стала превращаться в центр автомобилестроения.