Писатель XIX века П. Зарубин о тяжелом труде бурлаков

«Выйдя на берег, бурлаки прицепили свои кожаные лямки к концу бечевы, надели лямки на плечи и стали натягивать бече­ву. Бечева вытянулась как струна, и расшива начала понемногу подвигаться вперед. Нога в ногу шли бурлаки по берегу и вели расшиву бечевою...

Разыгрался сильный верховой ветер. Бурлаки, как ни налега­ли на свои лямки, однако не могли делать шаг более четверти ар­шина, а при сильном порыве ветра нередко и пятились еще назад...

Так шли бурлаки несколько дней, верхний ветер не переста­вал... С переменою ветра переменилась и погода. Все небо обло­жилось облаками, пошел сильный ненастный дождь. На бурлаках не осталось сухой нитки, они промокли до костей. Ход бечевою сделался еще хуже, глинистая почва страшным образом налипала на лапти, которые от этого тяжелели и скользили по огромным камням... Тяжело было бурлакам... Они работали таким образом по крайней мере 19 часов в сутки...»

(Родин Ф. Н. Бурлачество в России:

Историко-социологические очерки.

М., 1975. С. 145—146)

Это интересно

Одним из наиболее распространенных город­ских ремесел в XVIII—XIX веках было портное ре­месло. Специалисты-мастера изготавливали одежду, головные уборы и обувь. В Ростове в этот период из­вестны картузники, шубники, сапожные и портные. В конце XVIII века насчитывалось около 20 порт­ных. Это были жители ростовского посада, слобод, купцы, купеческие дети и служители бывшего архи­ерейского дома. Мастера-одиночки исполняли рабо­ту у себя на дому или в доме заказчика. В XIX веке появились небольшие мастерские, где работало не­сколько человек. Самая большая мастерская меща­нина Семена Ильича Ветлина состояла из 6 человек. Мастерские стали специализироваться на шитье мужских и женских одежд. В ученики принимали детей в возрасте 11—12 лет. Срок обучения был о лет, реже о 4 года.

Ярославская губерния в XIX веке

Мастерские обслуживали отдельных заказчи­ков и монастыри. Например, в XIX веке мастерская Якова Ивановича Дворяшина шила одежду для по­варов и кучеров Спасо-Яковлевского монастыря. Мастерская Прасковьи Афонасьевны Полевой изго­тавливала модные платья, шляпы и чепчики для женщин. Рыбинский купец Яков Федорович Розен-берг не только торговал одеждой, но и изготавливал ее. Пошив мужского жилета стоил 25 копеек, брюк и жилета драповых — 2 рубля, пальто на меху — 2 рубля 50 копеек. Заказчиками таких изделий чаще всего были бедные и средние слои населения. Бога­тые люди покупали готовое платье. В Ростове было два магазина в центре города, где продавались изде­лия, привезенные из Москвы или даже из Вены.

Экономическое развитие губернии во второй половине XIX века

Отмена в 1861 году крепостного права привела к освобождению основной массы крепостных в губер­нии, но количество земли у крестьян даже несколько со­кратилось. Средний крестьянский надел составлял в губернии чуть больше 4 десятин земли (десятина — почти гектар земли). Этого было недостаточно для веде­ния товарного хозяйства.

Крестьяне не сразу смогли воспользоваться свобо­дой. Они долгое время оставались в положении времен­нообязанных. Выкупные платежи растянулись почти на полвека и составили значительную для крестьян сумму.

Тем не менее ярославские крестьяне в основном спо­койно отнеслись к реформе. В губернии не было массо­вых волнений крестьян. Властям почти не пришлось применять военную силу для подавления крестьянских выступлений.

Экономическое развитие Ярославского края в XIX веке

Такое положение можно объяснить тем, что значи­тельная часть ярославских крестьян давно уже занима­лась отходничеством и кустарными промыслами, жила не за счет земли. Воля для них была важнее земли.

Теперь многие из этих крестьян окончательно порывали с землей. Они уходили в города, где занима­лись торговлей и предпринимательством, шли работать на промышленные предприятия и на транспорт. На­плыв дешевой рабочей силы стал одной из причин быс­трого экономического развития страны в пореформен­ные годы.

Крупнейшим предприятием всей губернии на про­тяжении XIX века оставалась Ярославская Большая мануфактура. В 1845 году на мануфактуре произошел сильный пожар, который уничтожил часть производ­ства. После пожара владельцы попытались продать ма­нуфактуру, но в течение почти 10 лет им не удавалось это сделать.

Только в 1857 году мануфактуру купили москов­ские предприниматели Карзинкины. Они заново отстро­или все фабричные корпуса, которые теперь достигали 4—6 этажей, закупили в Англии современные станки — мюль-машины. И, самое главное, фабрика во второй по­ловине XIX века перешла на новое сырье — хлопок.

Владельцы ЯБМ едва ли не первыми среди россий­ских текстильных фабрикантов стали скупать земли в Туркестане, устроили там хлопковые хутора и постро­или небольшие хлопкоочистительные заводы. Хлопок с этих заводов привозили на берег Каспийского моря. Затем собственные пароходы Ярославской Большой ма­нуфактуры доставляли его по Волге и Которосли прямо на фабрику.

Дешевое сырье позволило Карзинкиным быстро уве­личивать производство и завоевывать рынок. К концу XIX века фабрика Карзинкиных занимала четвертое мес­то среди текстильных предприятий России по объему производства. На ней работало около 10 тысяч человек. Это было одно из самых крупных предприятий России.

Экономическое развитие Ярославского края в XIX веке

В 1879 году известный предприниматель и инженер В. И. Рагозин в 30 верстах от Ярославля на Волге, неда­леко от села Константиново, построил первый в России завод по производству нефтяных смазочных масел. Нефть для переработки доставляли по Волге из Баку. Производство было основано на открытиях Д. И. Менде­леева. Известный ученый бывал на заводе Рагозина, ра­ботал в его цехах и лабораториях. Здесь он создал и испытал передовые технологии производства масел, бензина и керосина. Эти технологии позволяли почти без отходов использовать сырую нефть.

Готовая продукция завода Рагозина составляла 80 % от объема сырья, и только 20 % шло в отходы. На других заводах готовая продукция составляла всего 30 %. Продукция завода вызвала сенсацию на мировом рынке. Было покончено с монополией американцев. Цены на продукцию снизились вдвое. Потребители были готовы платить за ярославскую продукцию в четы­ре раза больше, чем за американскую.

В начале XX века завод вошел в состав известной фирмы «Братья Нобель». В советское время завод был известен как нефтеперерабатывающий завод имени Д. И. Менделеева.

.

Наши рекомендации