Культура середины XVIII века

В XVIII веке активно развивались светские элемен­ты в искусстве и литературе. Этот процесс называют обмирщением культуры. Влияние Церкви и религии на сознание людей оставалось еще очень значительным, но вместе с этим зарождались и развивались не связанные с Церковью сферы культуры. Это светская живопись, гражданская архитектура, литература. Появились но­вые города и изменили свой облик старые. Строятся не только церкви, но и общественные здания. Созданы пер­вые светские учебные заведения. В этом столетии зарож­дается театральное искусство. Именно Ярославская земля

стала родиной профессионального русского театра.

Рождение театра

Попытки создать театр предпринимались в России и в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, и в начале XVIII века при Петре Великом. Для этой цели пригла­шались актеры из других стран. Ставили спектакли на религиозные темы. Итогом этих стараний было то, что в учебных заведениях, созданных при Петре I, стали действовать театральные труппы, которые возглавляли иностранцы. Они познакомили русский народ с театром, побудили интерес к этому виду искусства. Школьные спектакли широко распространились по всей России от столицы вплоть до Тобольска.

Возникла театральная труппа и в Ярославле. Ее со­здатель и основатель русского театра — Федор Григорье­вич Волков. Он родился в 1728 году в Костроме. Отца своего, костромского купца, мальчик потерял в детстве, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Семья поселилась в Ярославле. Отчим Вол­кова был человек состоятельный и добрый, в пасынках он видел компаньонов и наслед­ников своих предприятий. Пер­вые уроки грамотности маль­чик получил от пастора, состо­явшего при герцоге Бироне (находился в Ярославле в ссыл­ке). Затем Федор был отправлен в Москву в Заиконоспасскую школу, где пробыл около трех лет, и в 1743 году был взят от­туда отчимом для ведения ком­мерческих дел. В 1746 году мо­лодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преда­нию, посещение придворного театра произвело на него потря­сающее впечатление. Он весь от­дался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петер­бурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин умер, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре.

Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года; была дана драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Бер-фа». Ближайшими соратниками были два брата Федора Волкова, Григорий и Таврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и другие. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до им­ператрицы Елизаветы Петровны, и в 1752 году Волков со своей труппой был вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии «Хорев». Затем они все были определены в кадетский корпус, где действовала театральная труппа из учеников и иностранцев, и всем было назначено казенное со­держание. 30 августа 1756 года последовал указ об

учреждении русского театра, а Ф. Г. Волкову присвоено звание первого «придворного актера». С этого времени растет слава Волкова; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 году он был послан в Москву для организации театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II Волков принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крепост­ных крестьян. Для коронации Екатерины II в 1763 го­ду он сочинил маскарад «Торжествующая Минерва». На торжествах актер простудился и тяжело заболел. Умер Федор Григорьевич 4 апреля 1763 года.

Как актер Волков стремил­ся к реальности; его деклама­ция, по словам Н. И. Новикова, была «только что природная и не украшенная искусством». Эту традицию — отсутствие аф­фектации и восприняли русские артисты. В общем, однако, Вол­ков не создал особой актерской школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга Ф. Г. Волкова — в создании в России самого театра, чему способствовали его многие та­ланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная дея­тельность Волкова заключалась в написании бытовых пьес и пе­реводе французских трагедий и комедий; все его тексты погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке.

После отъезда Ф. Г. Волкова в Петербург созданный им театр продолжал свою деятельность в Ярославле. Ру­ководили театром его братья. Но в 1756 году он закрылся.

Не сохранилось и здание. Оно, видимо, сгорело в пожаре 1756 или 1765 года. Однако уже в 1780-х годах театраль­ная деятельность в Ярославле была восстановлена и с тех пор уже не прерывалась.

С XVIII века стали возникать в имениях знати теат­ры из крепостных актеров. Сеть крепостных театров в России стремительно разрасталась. Вскоре не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы «не гремели оркестры, не пели бы хоры, не возвышались театраль­ные подмостки, на которых и приносили непосильные жер­твы богиням искусств доморо­щенные артисты». Но не все артисты таких театров могут быть названы доморощенными. Самым известным среди кре­постных театров стал театр гра­фа Шереметева в подмосковном селе Останкино. Его актеров отличало высокое мастерство. Шереметевы владели землями в Ярославском крае и набирали здесь актеров для своего театра. Ярославская земля является ро­диной еще одной знаменитой ак­трисы и певицы — Прасковьи Ковалевой, или Жемчуговой. Та­лант Прасковьи выделял ее сре­ди других актеров. Современ­ники ее высоко ценили.

Существовал в городе Яро­славле и крепостной театр князя Урусова. Спектакли шли в доме купца Сорокина. Афиши печа­тались типографским способом. Актерами были крепостные крестьяне князя, которые игрой на сцене отрабатывали повинности. Все доходы от театра шли владельцу. Зрители иногда устраивали любимым ак­терам денежные подношения. Например, актеру Орлеан­скому, замечательному комику, после спектакля дарили деньги и однажды увенчали его серебряным венком. Но Урусов отбирал у актера все, оставляя ему лишь апло­дисменты и овации. Этот театр пользовался у ярославцев успехом, спектакли, по отзывам современников, шли «хо­рошо и отчетисто». Но в начале XIX века владелец закрыл театр. Возможно, он поступил так, потому что дом Сороки­на обветшал, а новое здание построить не удалось.

Менялся внешний облик городов. В 1759 году об­щим указом по стране упразднялись деревянные крепос­ти. В Переславле-Залесском разобрали остатки стен и башен. Существовавшая шестьсот лет крепость разору­жалась. И когда разобрали проездные башни, сняли го­родские ворота, запиравшиеся каждую ночь, получили свободный проход и проезд в любое время суток. В неко­торых городах в связи с этим указом срыли и земляные валы, но в Перес лав ле и других городах края (Ростове, Романове) насыпь осталась до наших дней как памятник оборонительного сооружения эпохи Средневековья.

В 1764 году специальным указом было сокращено количество монастырей в стране и земли их переданы государству. Этот указ особенно повлиял на Перес лав ль. Из пяти женских монастырей остался один — Федоров­ский, из семи мужских оставлены были три: Данилов, Никитский и Никольский. Свои земли монастыри тоже потеряли. Вместо них назначалось небольшое денеж­ное вознаграждение из казны, которое выдавалось до 1917 года. Каменные храмы закрытых монастырей пре­вратили в приходские церкви, деревянные строения и деревянные ограды ликвидировали. Несколько позд­нее других был закрыт Горицкий монастырь. Его коло­кола сняли и увезли в Петербург для колокольни Петропавловского собора, а церковную ризницу — в Мо­скву. Обстановку архиерейского дома продали с торгов.

В Ярославле Спасо-Преображенский монастырь был закрыт и превращен в Архиерейский дом. Теперь цер­ковная митрополия переводилась из Ростова в Яро­славль и помещалась в постройках закрытого монастыря. Сам Ростовский кремль стал использоваться для различ­ных государственных и церковных учреждений.

Это интересно

Вместе с Ф. Г. Волковым начинал театральную деятельность в Ярославле и Герасим Степанович Ле­бедев — прекрасный музыкант. Он ездил с концер­тами по Европе. В 1775 году отправился в Индию и основал в Калькутте первый индийский театр ев­ропейского типа. Образцом для него послужил род­ной ярославский театр. По его собственному признанию, Г. С. Лебедев, создавая театр в Калькут­те, «подобно своему земляку Федору Волкову мале­вал ширмы», т. е. изготавливал декорации.

Г. С. Лебедев прожил в Индии около 12 лет, изучал малоизвестную тогда для России страну. Его считают основоположником отечественного индо-ведения. На могильной плите Г. С. Лебедева надпись:

Он первый из сынов российских Восточну Индию проник и, Списки нравов сняв индийских, В Россию их принес язык.

Губернская реформа

В 1775 году в России при Екатерине II была прове­дена губернская реформа. Российская империя делилась на 50 губерний. В каждой проживало 200—300 тысяч душ мужского пола. Во главе стоял губернатор, который имел в подчинении органы губернского правления. Они располагались в губернском городе. Несколько гу­берний объединялись в наместничество или генерал-губернаторство во главе с наместником или генерал-губернатором. Каждая губерния делилась на уезды по 20—30 тысяч душ мужского пола. В каждом из них должны были создаваться уездные органы управления. Определялся центр уезда. Для этого выбирались наибо­лее крупные города на территории губернии. Если горо­дов не хватало, то слободы или даже крупные села получали статус уездного города. Таким образом, в Рос­сии резко выросло количество городов.

В 1777 году Екатерина II подписала указ о создании Ярославского наместничества. Оно включало в себя огромные территории нескольких губерний, но просу­ществовало недолго и было упразднено в 1796 году.

Ярославская губерния первоначально разделилась на 12 уездов. Пять из них имели центрами старые рус­ские города: Ярославль, Ростов, Углич, Романов, Лю­бим. Город Перес лав ль тогда являлся уездным центром Владимирской губернии. Еще ряд уездов Ярославской губернии крупных населенных пунктов не имел. Поэто­му были «учреждены» семь новых городов — уездных центров. Рыбная слобода получала статус уездного горо­да и была переименована в город Рыбной. Борисоглеб­ская слобода становилась городом Борисоглебском и центром уезда по правому берегу Волги, напротив Романовского уезда. Однако такое деление существовало всего несколько лет, и два уезда — Романовский и Бори­соглебский вскоре были слиты. Центром стал Романов (Тутаев) на левом берегу Волги. Молога, села Данилов­ское, Петровское, Мышкино получали статус уездного города и центра уезда. Петровский уезд просуществовал тоже недолго и был присоединен к Ростовскому уезду. Но Петровск сохранил статус города, правда, «заштат­ного». Село Пертома превратилось в Пошехонье — центр самого северного уезда Ярославской губернии.

Первым ярославским губернатором стал Алексей Петрович Мельгунов. Он занимался изучением терри­тории, определением границ уездов, формированием органов управления. Количество чиновников в губер­нии устанавливалось в тысячу человек. А. П. Мельгу­нов был человек очень деятельный. Хорошо образован­ный губернатор уделял внимание не только вопросам управления, хозяйства, но и развитию культуры края.

В 1778 году был утвержден герб губернского города: в серебряном щите медведь, стоя, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке.

Реформа привела к изменению внешнего облика городов. Некото­рые из уездных центров назвать го­родами даже в конце XVIII века мож­но было с трудом, но началась пла­номерная работа по превращению их в настоящие города. Стал менять­ся и облик Ярославля.

Статус губернского города требо­вал специальных зданий для органов управления, для проведения различ­ных мероприятий, балов и парадов. Развитие промышленности и торгов-, ли предполагало появление новых построек для магазинов вместо лавок. Крепость с деревянными стенами и камен­ными башнями практически лежала в руинах. Состояние улиц было таким, что А. П. Мельгунов не взял из Петер­бурга карету: на ней в Ярославле было невозможно прое­хать. Этот шедевр французских мастеров хранился в Петербурге на придворном конюшем дворе. Затем карета поступила в Оружейную палату Москвы и только в 1976 году из фондов музея Московского Кремля была пе­редана в Ярославский историко-архитектурный музей-за­поведник. Сейчас она помещена в экспозиции музея.

В городе проживало 15 тысяч жителей. Ярославль представлял собой скопление различных, в основном деревянных построек. Здесь существовало 3 тысячи дере­вянных и 43 каменных здания. Планов застройки не было, и город развивался стихийно. Площадей в совре­менном понимании не создавали. Не сложилось понятие красной линии улицы. Поэтому дома располагались по кривым улочкам, иногда скученно и хаотично. Это уси­ливало опасность пожаров. Особенно крупный пожар в 1768 году уничтожил 850 построек. В городе на протя­жении веков его развития сложились различные части: от древнейшей на Стрелке до земляных валов. В каждой части были свои особенности жизни людей и своя за­стройка. Сохранялись и каменные храмы XVI—XVII ве­ков. План регулярной застройки Ярославля учитывал все эти особенности. В 1777 году он был утвержден Ека­териной П. Сенату предписывалось выдавать 20 тысяч рублей в течение пяти лет на строительство в Ярославле.

По плану территория делилась на центр и окраины. В центральной части должны были находиться прави­тельственные и общественные каменные здания высотой в 2—3 этажа. На окраинах могли быть деревянные по­стройки в один этаж. Учитывалось большое количество церквей в городе. Улицы прокладывались от церкви к церкви. Главным центром стала площадь с храмом Ильи Пророка и зданиями присутственных мест. Авто­ром проекта центральной части города считают Э. Ле-венгагена, хотя весь регулярный план иногда приписы­вают столичному архитектору И. Е. Старову.

В итоге больших работ в городе появились широкие и прямые улицы, обширные площади, новые каменные здания. Земляные валы были срыты, ветхие башни ра­зобраны. Две каменные башни — Знаменскую и Ар­сенальную — оставили. Они сохранились до наших дней.

Перепланировка Ростова началась в последней четвер­ти XVIII века. Центр города составлял Митрополичий двор, или кремль, окруженный валами. На значительном рассто­янии от валов пролегала улица Окружная. Она была одно­сторонней, все фасады домов обращались к центру города.

От Окружной улицы лучами расходились другие, радиаль­ные улицы. Между ними возникали кварталы жилой за­стройки. Между валами и Окружной улицей образовались пустые пространства. Они были предназначены для ярма­рочной торговли. Город оказался распланированным так, что в нем не было ни одного тупика. Практически с любой точки на радиальных улицах открыва­лась неповторимая панорама Ростовско­го кремля. В центре стали строить каменные двухэтажные дома на главных улицах. В связи с новой планировкой возникла необходимость в присвоении названий улицам. Чаще всего их назы­вали по имени ближайшей церкви. Вдоль улиц прокладывали тротуары.

В 1778 году был утвержден герб Ростова: на красном поле щита серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. Древность и важную историческую роль Рос­това подчеркивало и то, что в гербе нет губернской эмбле­мы — медведя — как подобало бы уездному городу.

В этом же году утвержден и герб Рыбинска. Это красный щит, на котором из реки выходит медведь с секирой. У реки изображены пристань и две стерляди, что доказывает изобилие этой рыбы. В 1784 году был утвержден план застройки Рыбинска. Он отличался бе­режным отношением к уже сложив­шейся планировке. План ориентиро­вался на Волгу. Здесь уже существова­ла набережная. Параллельно ей была проложена Крестовая улица — глав­ная в Рыбинске. Создавались три части города. Наиболее старая — узкий мыс между Волгой и Черемухой (это назва­ние вытеснило старую форму — Черем­ха) — имела в плане кварталы треуголь­ной или трапециевидной формы. Вторая часть — ровная малозастроенная местность, для ко­торой предназначалась квадратно-шахматная система кварталов. В центре этой части была устроена обширная Сенная площадь для торговли сеном, дровами и лошадь­ми. Третья часть — за рекой Черемухой — имела прямо­угольные в плане кварталы. Она начала застраиваться несколько позже.

Для отдельных зданий провинции в Москве и Петер­бурге разрабатывались образцовые проекты. Этим занима­лась специальная Комиссия для устройства городов. Жители Рыбинска особенно активно покупали образцовые проекты и строили по ним дома и общественные здания. Всего в городе проживало 2,5 тысячи человек.

План Мышкина был утвержден в 1780 году. Он имел типовую прямоугольную структуру. На преж­ние сельские улицы легла четкая прямоугольная сетка. От старого села осталась только каменная Никольская церковь, построенная в 1766 году. Она должна была оказаться на главной площади города и стать городским собором. От площади предполагалось провести две ши­рокие главные улицы. Но сложный рельеф местности, овраги и ручьи не позволили весь этот план осущест­вить. Полностью прямоугольной сетки улиц не получи­лось, возникли треугольные и трапециевидные квар­талы. Вторая площадь планировалась на небольшом рас­стоянии от Никольской церкви, на высоком берегу Волги.

В начале XIX века здесь были по­строены Успенский собор и каменные торговые ряды, которые не сохранились. Со временем на площади появились и лучшие в Мышкине богатые городские усадьбы и особняки. В конце столетия город оставался маленьким населенным пунктом: всего жителей было менее 700 человек.

Став уездным городом, Мышкин получил и свой герб, на котором вверху изображен медведь на серебряном фоне, а внизу на красном фоне — мышь, давшая городу название.

Пошехонье получило четкий и геометрически ясный план. В центре должна была находиться полу­круглая площадь с административными зданиями и ку­печескими особняками. От нее веером

расходились пять лучей-улиц, соеди­ненных тремя полукольцевыми ули­цами. План включал и базарную площадь. Это был маленький городок. В 1797 году здесь было всего 374 зда­ния, из них только два каменных. Даже спустя сто лет в городе прожива­ло 4 тысячи человек. Герб города представляет собой щит, в золотом поле которого идут две пересекаю­щиеся зубчатые полосы. В центре на маленьком щите помещен медведь.

В 1778 году город Углич получил свой герб. События Смутного времени нашли в нем отражение. На красном поле изображен царевич Дмитрий с но­жичком в руке.

Генеральный план застройки Уг­лича был утвержден в 1784 году. Ав­тором проекта считают архитектора Ивана Лемма. Он в 1780-х годах руко­водил Комиссией для устройства горо­дов. Территория города по плану уве­личивалась и получала форму пяти­угольника. Значение исторического ядра — кремля и торга — было учтено. Многие улицы ориентирова­лись на каменные церкви, уже существовавшие в городе.

В 1778 году были утверждены два герба: для Борисо-глебска и для Романова. Герб Романова представлял собой щит золотого поля, по которому протекает река, а по обеим ее сторонам проведены черные полосы. Герб Борисоглебска

имел щит с венком из роз. В каждой розе помещалось по золотой букве, составля­ющих название города. В центре вен­ка — медведь с секирой. В XIX веке гербы были соединены в один.

Борисоглебск и Романов (Тутаев) имели простой план. Его утвердили в 1784 году. Автором являлся архитек­тор Иван Лемм. План учитывал нали­чие реки Волги и церквей прошлых времен. Главные улицы шли парал­лельно Волге, их пересекали улицы по-

перечные. Были построены деревянные торговые ряды в Романове на Покровской площади. В центре Спасской площади возвели каменный Гостиный двор. Для город­ского строительства покупали образцовые проекты. Иногда, чтобы получить дом большего размера, строили два совершенно оди­наковых здания вплотную друг к дру­гу. Внешне это выглядело как два одинаковых дома, а внутри это было одно жилое пространство.

Романово-Борисоглебск оставался небольшим населенным пунктом. В кон­це века здесь проживало 4 710 жителей. Судьба города и его уезда связана с исто­рией русского флота. Еще Петр I обратил на него внимание. Здесь изготавливали быстроходные и маневренные парусные суда — «романов-ки». Недалеко от Романова, в селе Бурнаково Романово-Борисоглебского уезда, в 1747 году родился непобедимый адмирал Ф. Ф. Ушаков. Вполне понятно, почему главная улица Романова названа в честь прославленного флотоводца. Еще один уездный центр — Данилов — вырос из села. Здесь не было монастырей и земляных укреплений. План его был прост и рационален. Это под прямым углом пере­секающиеся улицы с севера на юг и с запада на восток.

Сетка квадратов включала две площади: Соборную — религиозный центр, Торго­вую — административно-торговый центр. В конце XVIII века в Данилове было 278 зданий, из них каменных всего 4. В 1799 году был утвержден герб города Данилова: щит, разделенный наискосок пополам. Одна половина серебряная, а другая — шахматная. Медведь с секи­рой доказывает принадлежность города к Ярославской губернии.

Уездный город Любим начал по свое­му регулярному плану застраиваться толь­ко в XIX веке. Он имеет веерообразную планировку: от одного центра расходятся тихие улочки. Городок даже в 1862 году имел 377 деревянных и 6 каменных до­мов. Герб города был утвержден в 1796 го­ду. Он представляет собой щит, разделен­ный на две половины черной полосой, одна половина имеет серебряное поле, другая — зеленое, из него выходит медведь.

Молога получила статус уездного города, герб был утвержден в 1778 го­ду. В указе он описывался так: «щит в поле серебряный; одна третья часть этого щита содержит герб ярославского наместничества; в двух же третях того щита показано в лазоревом поле часть земляного вала, он отделан серебряной каймой или белым камнем». В 1780 году был утвержден план города. Но строи­тельные работы по нему начались уже в следующем столетии. В городе по до­кументам числилось два каменных хра­ма, одна деревянная церковь, 418 домов, 20 лавок и 2109 жителей.

Переславль-Залесскийвошел во Владимирскую губернию. Ее первым губернатором был Роман Илларио­нович Воронцов. В петербургском обществе его звали «Роман — большой карман». Он так сумел нажиться на разных делах, что Екатерина II пожаловала его «за тру­ды» пустым кошельком. Территория Переславского уезда оставалась в преж­них границах, почти не изменившись со времен Александра Невского. В нее входило 393 селения, где проживало 28 701 человек. Переславлю, как и всем городам, был присвоен герб. На нем- изображались две золотые сельди, как Залесского говорилось в указе, «в знак того, что

город этой копченой рыбой производит торг». В самом городе проживало 6 132 человека. Он был больше, чем любой другой город Владимирской губернии, в том числе и сам Владимир.

В 1787 году был утвержден регулярный план Пере­славля. По нему городская застройка разрезалась прямы­ми улицами, образовывались прямоугольные кварталы. Скорее всего, автором плана был малоквалифицирован­ный архитектор или даже чертежник. Он не вникал в особенности города, не учитывал сложившуюся плани­ровку, не выявил то ценное, что уже существовало на протяжении веков. Геометрически ясный, но примитив­ный регулярный план лишил город его своеобразия.

К концу столетия город Переславль имел 1280 зда­ний, среди них 29 каменных. Это храмы, кузницы, два фабричных строения (мануфактура Угрюмовых, ма­нуфактура Темерина), несколько жилых особняков и домов.

Ярославская губерния была значительным экономи­ческим центром с развитой промышленностью и торгов­лей. В ней находилось несколько старинных русских городов.

Развитие образования

В губернии стали появляться учебные заведения. При Петре I в Ярославле существовала школа от Адми­ралтейства для обучения детей арифметике, геометрии и грамоте. В 1747 году открылась Славяне-латинская се­минария при Спасо-Преображенском монастыре. Сюда принимали в основном детей духовенства. Изучали грам­матику, риторику, философию, богословие, латинский, греческий и древнееврейский языки, преподавали также арифметику, историю и географию.

В 1778 году было открыто училище для дворянских детей. Здесь изучали, кроме обычных предметов (физика, арифметика, история, риторика, закон Божий, танцы,

Ярославский край в XVI—XVIII веках

французский язык), и редкие для дворянского образова­ния дисциплины — гражданская архитектура и фортифи­кация (строительство оборонительных сооружений).

В 1786 году в Ярославле было открыто главное на­родное училище, как и полагалось губернскому городу. В нем два года учили читать и писать. Следующие два года изучали арифметику, геометрию, грамматику и за­кон Божий.

В 1786 году торжественно был открыт Дом призре­ния ближнего. Для него построили специальное здание (теперь это второй корпус Ярославского государственно­го университета имени П. Г. Демидова на улице Кирова). В нем проживали и обучались 68 воспитанников-сирот. Для его строительства и содержания состоятельные яро-славцы собрали деньги. Особенно крупную сумму внес ку­пец Кучумов. Попечительницей этого учебного заведе­ния стала дочь Мельгунова Екатерина Алексеевна.

В 1753 году в Переславле-Залесском была открыта духовная семинария, где обучались пять лет. В конце века она была преобразована в городское духовное учи­лище. В 1787 году здесь основали городское уездное училище, которое давало светское образование. Возник­ли такие учебные заведения и в других уездных городах. Например, в Мологе в 1802 году в городской школе обучалось 45 учеников.

В губернском городе стал выходить первый в провин­ции журнал «Уединенный пошехонец». Инициатор его создания В. Д. Санковский получил поддержку губер­натора А. П. Мельгунова. В Ярославле имелась типо­графия. Журнал издавался с 1786 по 1788 год. На­звание его звучало несколько иронически, поэтому его сменили на «Ежемесячное сочинение, издаваемое в Яро­славле». Вышло всего 24 номера. Это были тоненькие книжки в 70—80 страниц. Материалы публиковались без подписей, поэтому определить авторов конкретных ста­тей очень трудно. Здесь помещались оды, прославлявшие Екатерину II, печатались стихи религиозного содержа-

Ярославская губерния

ния, популярные статьи по астрономии, географии, исто­рии и другим наукам. Были в журнале практические советы по хозяйству. Иногда в издании высмеивались по­роки общества: невежество, легкомыслие и другие. Именно здесь впервые была напечатана в статье «О горо­де Ярославле» легенда о борьбе князя Ярослава Мудрого с медведем. После смерти А. П. Мельгунова новый губер­натор не поддержал журнал, и он вскоре прекратил свое существование. Но в историю российской журналистики он вошел как первый провинциальный журнал.

В этом журнале стали впервые публиковать отзывы на театральные постановки. В 1780-х годах стараниями А. П. Мельгунова был устроен театр в его доме. На его подмостках выступал в 1786 году известный соратник Ф. Г. Волкова — И. А. Дмитревский. Он приезжал в Яро­славль из столицы. Отзывы о его игре были восторженными.

В это же время появился и первый местный автор-драматург — Яков Соколов. Его называли «ученик фи­лософии». Сохранилась его опера «Ставленник», где вы­смеивались взяточничество и вымогательство. О ней писали: «Опера "Ставленник" по достоинствам своим весьма замечательна и ничем не хуже других современ­ных русских опер».

Ярославская губерния просуществовала до начала XX века. Она являлась одной из самых маленьких губерний Российской империи. Среди 50 губерний евро­пейской части она находилась на 45-м месте по величи­не своей территории, но по состоянию экономики и куль­туры являлась одним из крупных центров страны.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Из донесения

Ярославского генерал-губернатора А. П. Мельгунова Екатерине II о целесообразности преобразования Рыбной слободы в город

«...Поехал в Рыбную слободу, лежащую на самом берегу Волги, где тем приличнее быть городу, что опричь (кроме — авт.)

рославский край в XVI—XVIII веках

тутошнего купечества и мещанства, в коих считается 638 человек, великое множество обращается и постороннего народа по причине великой судовой пристани, ежегодной ярмарки и еженедельных Торжков. К тому же немало тут есть и каменного строения».

(Рыбинск. Документы и материалы по истории города. Ярославль, 1977. С. 33)

Это интересно

Точное место рождения Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой неизвестно. Она происходила из крепост­ных крестьян графа Шереметева. Его земельные вла­дения располагались в современных Ростовском, Борисоглебском и Болыпесельском районах. По одним данным, Прасковья родилась в деревне Березники около Большего села. По другим — в деревне Уславце-во недалеко от Вощажникова в Ростовском уезде. По местному преданию, здесь, в низинке у редкого лиственного леса, граф Н. П. Шереметев встретил юную Прасковью в конце XVIII века. Она была взята в театр Шереметевых, который состоял из крепостных актеров. Тогда и появился ее сценический псевдо­ним — Жемчугова. В 1798 году она получила «воль­ную», т. е. была освобождена от крепостного состоя­ния. А в 1800 году граф Шереметев женился на Прас­ковье. По приказу Шереметева у деревни Уславцево была выстроена часовня на месте встречи с Прасковь­ей. В местном фольклоре сохранилась песня, которую приписывают Прасковье Ковалевой:

Вечор поздно из лесочка Я коров домой гнала. Лишь спустилась к ручеечку Возле нашего села, Вижу, барин едет с поля, Две собачки впереди, Два лакея позади...

В 1805 году после смерти Прасковьи по приказу Н. П. Шереметева в Уславцеве была построена цер­ковь Богоявления. Часовня и церковь стали памят­никами выдающейся актрисе и романтической исто­рии любви графа и крепостной крестьянки.

Однако, скорее всего, легенда недостоверна. Для обучения актерскому мастерству и пению детей крепостных крестьян забирали в самом раннем дет­стве и лет с пяти начинали готовить к сценической деятельности.

?

1. Какие новшества в сельском хозяйстве Ярославско­го края появились в XVIII веке?

2. Какие предприятия крупной промышленности воз­никли в этом столетии в городах? Когда возникла Ярославская губерния?

3. Ярославский край в XVI—XVIII веках

4. Кто был первым генерал-губернатором?

5. Что такое уездный город?

6. Перечисли уездные города Ярославской губернии.

7. 7. Когда в Ярославле появился профессиональный

8. театр?

9. Как назывался первый журнал, издававшийся в про­винции?

10. Что такое «Дом призрения ближнего»?

Наши рекомендации