Культура середины XVIII века
В XVIII веке активно развивались светские элементы в искусстве и литературе. Этот процесс называют обмирщением культуры. Влияние Церкви и религии на сознание людей оставалось еще очень значительным, но вместе с этим зарождались и развивались не связанные с Церковью сферы культуры. Это светская живопись, гражданская архитектура, литература. Появились новые города и изменили свой облик старые. Строятся не только церкви, но и общественные здания. Созданы первые светские учебные заведения. В этом столетии зарождается театральное искусство. Именно Ярославская земля
стала родиной профессионального русского театра.
Рождение театра
Попытки создать театр предпринимались в России и в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, и в начале XVIII века при Петре Великом. Для этой цели приглашались актеры из других стран. Ставили спектакли на религиозные темы. Итогом этих стараний было то, что в учебных заведениях, созданных при Петре I, стали действовать театральные труппы, которые возглавляли иностранцы. Они познакомили русский народ с театром, побудили интерес к этому виду искусства. Школьные спектакли широко распространились по всей России от столицы вплоть до Тобольска.
Возникла театральная труппа и в Ярославле. Ее создатель и основатель русского театра — Федор Григорьевич Волков. Он родился в 1728 году в Костроме. Отца своего, костромского купца, мальчик потерял в детстве, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Семья поселилась в Ярославле. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый, в пасынках он видел компаньонов и наследников своих предприятий. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне (находился в Ярославле в ссылке). Затем Федор был отправлен в Москву в Заиконоспасскую школу, где пробыл около трех лет, и в 1743 году был взят оттуда отчимом для ведения коммерческих дел. В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин умер, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре.
Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года; была дана драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Бер-фа». Ближайшими соратниками были два брата Федора Волкова, Григорий и Таврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и другие. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до императрицы Елизаветы Петровны, и в 1752 году Волков со своей труппой был вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии «Хорев». Затем они все были определены в кадетский корпус, где действовала театральная труппа из учеников и иностранцев, и всем было назначено казенное содержание. 30 августа 1756 года последовал указ об
учреждении русского театра, а Ф. Г. Волкову присвоено звание первого «придворного актера». С этого времени растет слава Волкова; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 году он был послан в Москву для организации театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II Волков принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крепостных крестьян. Для коронации Екатерины II в 1763 году он сочинил маскарад «Торжествующая Минерва». На торжествах актер простудился и тяжело заболел. Умер Федор Григорьевич 4 апреля 1763 года.
Как актер Волков стремился к реальности; его декламация, по словам Н. И. Новикова, была «только что природная и не украшенная искусством». Эту традицию — отсутствие аффектации и восприняли русские артисты. В общем, однако, Волков не создал особой актерской школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга Ф. Г. Волкова — в создании в России самого театра, чему способствовали его многие таланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная деятельность Волкова заключалась в написании бытовых пьес и переводе французских трагедий и комедий; все его тексты погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке.
После отъезда Ф. Г. Волкова в Петербург созданный им театр продолжал свою деятельность в Ярославле. Руководили театром его братья. Но в 1756 году он закрылся.
Не сохранилось и здание. Оно, видимо, сгорело в пожаре 1756 или 1765 года. Однако уже в 1780-х годах театральная деятельность в Ярославле была восстановлена и с тех пор уже не прерывалась.
С XVIII века стали возникать в имениях знати театры из крепостных актеров. Сеть крепостных театров в России стремительно разрасталась. Вскоре не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы «не гремели оркестры, не пели бы хоры, не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили непосильные жертвы богиням искусств доморощенные артисты». Но не все артисты таких театров могут быть названы доморощенными. Самым известным среди крепостных театров стал театр графа Шереметева в подмосковном селе Останкино. Его актеров отличало высокое мастерство. Шереметевы владели землями в Ярославском крае и набирали здесь актеров для своего театра. Ярославская земля является родиной еще одной знаменитой актрисы и певицы — Прасковьи Ковалевой, или Жемчуговой. Талант Прасковьи выделял ее среди других актеров. Современники ее высоко ценили.
Существовал в городе Ярославле и крепостной театр князя Урусова. Спектакли шли в доме купца Сорокина. Афиши печатались типографским способом. Актерами были крепостные крестьяне князя, которые игрой на сцене отрабатывали повинности. Все доходы от театра шли владельцу. Зрители иногда устраивали любимым актерам денежные подношения. Например, актеру Орлеанскому, замечательному комику, после спектакля дарили деньги и однажды увенчали его серебряным венком. Но Урусов отбирал у актера все, оставляя ему лишь аплодисменты и овации. Этот театр пользовался у ярославцев успехом, спектакли, по отзывам современников, шли «хорошо и отчетисто». Но в начале XIX века владелец закрыл театр. Возможно, он поступил так, потому что дом Сорокина обветшал, а новое здание построить не удалось.
Менялся внешний облик городов. В 1759 году общим указом по стране упразднялись деревянные крепости. В Переславле-Залесском разобрали остатки стен и башен. Существовавшая шестьсот лет крепость разоружалась. И когда разобрали проездные башни, сняли городские ворота, запиравшиеся каждую ночь, получили свободный проход и проезд в любое время суток. В некоторых городах в связи с этим указом срыли и земляные валы, но в Перес лав ле и других городах края (Ростове, Романове) насыпь осталась до наших дней как памятник оборонительного сооружения эпохи Средневековья.
В 1764 году специальным указом было сокращено количество монастырей в стране и земли их переданы государству. Этот указ особенно повлиял на Перес лав ль. Из пяти женских монастырей остался один — Федоровский, из семи мужских оставлены были три: Данилов, Никитский и Никольский. Свои земли монастыри тоже потеряли. Вместо них назначалось небольшое денежное вознаграждение из казны, которое выдавалось до 1917 года. Каменные храмы закрытых монастырей превратили в приходские церкви, деревянные строения и деревянные ограды ликвидировали. Несколько позднее других был закрыт Горицкий монастырь. Его колокола сняли и увезли в Петербург для колокольни Петропавловского собора, а церковную ризницу — в Москву. Обстановку архиерейского дома продали с торгов.
В Ярославле Спасо-Преображенский монастырь был закрыт и превращен в Архиерейский дом. Теперь церковная митрополия переводилась из Ростова в Ярославль и помещалась в постройках закрытого монастыря. Сам Ростовский кремль стал использоваться для различных государственных и церковных учреждений.
Это интересно
Вместе с Ф. Г. Волковым начинал театральную деятельность в Ярославле и Герасим Степанович Лебедев — прекрасный музыкант. Он ездил с концертами по Европе. В 1775 году отправился в Индию и основал в Калькутте первый индийский театр европейского типа. Образцом для него послужил родной ярославский театр. По его собственному признанию, Г. С. Лебедев, создавая театр в Калькутте, «подобно своему земляку Федору Волкову малевал ширмы», т. е. изготавливал декорации.
Г. С. Лебедев прожил в Индии около 12 лет, изучал малоизвестную тогда для России страну. Его считают основоположником отечественного индо-ведения. На могильной плите Г. С. Лебедева надпись:
Он первый из сынов российских Восточну Индию проник и, Списки нравов сняв индийских, В Россию их принес язык.
Губернская реформа
В 1775 году в России при Екатерине II была проведена губернская реформа. Российская империя делилась на 50 губерний. В каждой проживало 200—300 тысяч душ мужского пола. Во главе стоял губернатор, который имел в подчинении органы губернского правления. Они располагались в губернском городе. Несколько губерний объединялись в наместничество или генерал-губернаторство во главе с наместником или генерал-губернатором. Каждая губерния делилась на уезды по 20—30 тысяч душ мужского пола. В каждом из них должны были создаваться уездные органы управления. Определялся центр уезда. Для этого выбирались наиболее крупные города на территории губернии. Если городов не хватало, то слободы или даже крупные села получали статус уездного города. Таким образом, в России резко выросло количество городов.
В 1777 году Екатерина II подписала указ о создании Ярославского наместничества. Оно включало в себя огромные территории нескольких губерний, но просуществовало недолго и было упразднено в 1796 году.
Ярославская губерния первоначально разделилась на 12 уездов. Пять из них имели центрами старые русские города: Ярославль, Ростов, Углич, Романов, Любим. Город Перес лав ль тогда являлся уездным центром Владимирской губернии. Еще ряд уездов Ярославской губернии крупных населенных пунктов не имел. Поэтому были «учреждены» семь новых городов — уездных центров. Рыбная слобода получала статус уездного города и была переименована в город Рыбной. Борисоглебская слобода становилась городом Борисоглебском и центром уезда по правому берегу Волги, напротив Романовского уезда. Однако такое деление существовало всего несколько лет, и два уезда — Романовский и Борисоглебский вскоре были слиты. Центром стал Романов (Тутаев) на левом берегу Волги. Молога, села Даниловское, Петровское, Мышкино получали статус уездного города и центра уезда. Петровский уезд просуществовал тоже недолго и был присоединен к Ростовскому уезду. Но Петровск сохранил статус города, правда, «заштатного». Село Пертома превратилось в Пошехонье — центр самого северного уезда Ярославской губернии.
Первым ярославским губернатором стал Алексей Петрович Мельгунов. Он занимался изучением территории, определением границ уездов, формированием органов управления. Количество чиновников в губернии устанавливалось в тысячу человек. А. П. Мельгунов был человек очень деятельный. Хорошо образованный губернатор уделял внимание не только вопросам управления, хозяйства, но и развитию культуры края.
В 1778 году был утвержден герб губернского города: в серебряном щите медведь, стоя, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке.
Реформа привела к изменению внешнего облика городов. Некоторые из уездных центров назвать городами даже в конце XVIII века можно было с трудом, но началась планомерная работа по превращению их в настоящие города. Стал меняться и облик Ярославля.
Статус губернского города требовал специальных зданий для органов управления, для проведения различных мероприятий, балов и парадов. Развитие промышленности и торгов-, ли предполагало появление новых построек для магазинов вместо лавок. Крепость с деревянными стенами и каменными башнями практически лежала в руинах. Состояние улиц было таким, что А. П. Мельгунов не взял из Петербурга карету: на ней в Ярославле было невозможно проехать. Этот шедевр французских мастеров хранился в Петербурге на придворном конюшем дворе. Затем карета поступила в Оружейную палату Москвы и только в 1976 году из фондов музея Московского Кремля была передана в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Сейчас она помещена в экспозиции музея.
В городе проживало 15 тысяч жителей. Ярославль представлял собой скопление различных, в основном деревянных построек. Здесь существовало 3 тысячи деревянных и 43 каменных здания. Планов застройки не было, и город развивался стихийно. Площадей в современном понимании не создавали. Не сложилось понятие красной линии улицы. Поэтому дома располагались по кривым улочкам, иногда скученно и хаотично. Это усиливало опасность пожаров. Особенно крупный пожар в 1768 году уничтожил 850 построек. В городе на протяжении веков его развития сложились различные части: от древнейшей на Стрелке до земляных валов. В каждой части были свои особенности жизни людей и своя застройка. Сохранялись и каменные храмы XVI—XVII веков. План регулярной застройки Ярославля учитывал все эти особенности. В 1777 году он был утвержден Екатериной П. Сенату предписывалось выдавать 20 тысяч рублей в течение пяти лет на строительство в Ярославле.
По плану территория делилась на центр и окраины. В центральной части должны были находиться правительственные и общественные каменные здания высотой в 2—3 этажа. На окраинах могли быть деревянные постройки в один этаж. Учитывалось большое количество церквей в городе. Улицы прокладывались от церкви к церкви. Главным центром стала площадь с храмом Ильи Пророка и зданиями присутственных мест. Автором проекта центральной части города считают Э. Ле-венгагена, хотя весь регулярный план иногда приписывают столичному архитектору И. Е. Старову.
В итоге больших работ в городе появились широкие и прямые улицы, обширные площади, новые каменные здания. Земляные валы были срыты, ветхие башни разобраны. Две каменные башни — Знаменскую и Арсенальную — оставили. Они сохранились до наших дней.
Перепланировка Ростова началась в последней четверти XVIII века. Центр города составлял Митрополичий двор, или кремль, окруженный валами. На значительном расстоянии от валов пролегала улица Окружная. Она была односторонней, все фасады домов обращались к центру города.
От Окружной улицы лучами расходились другие, радиальные улицы. Между ними возникали кварталы жилой застройки. Между валами и Окружной улицей образовались пустые пространства. Они были предназначены для ярмарочной торговли. Город оказался распланированным так, что в нем не было ни одного тупика. Практически с любой точки на радиальных улицах открывалась неповторимая панорама Ростовского кремля. В центре стали строить каменные двухэтажные дома на главных улицах. В связи с новой планировкой возникла необходимость в присвоении названий улицам. Чаще всего их называли по имени ближайшей церкви. Вдоль улиц прокладывали тротуары.
В 1778 году был утвержден герб Ростова: на красном поле щита серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. Древность и важную историческую роль Ростова подчеркивало и то, что в гербе нет губернской эмблемы — медведя — как подобало бы уездному городу.
В этом же году утвержден и герб Рыбинска. Это красный щит, на котором из реки выходит медведь с секирой. У реки изображены пристань и две стерляди, что доказывает изобилие этой рыбы. В 1784 году был утвержден план застройки Рыбинска. Он отличался бережным отношением к уже сложившейся планировке. План ориентировался на Волгу. Здесь уже существовала набережная. Параллельно ей была проложена Крестовая улица — главная в Рыбинске. Создавались три части города. Наиболее старая — узкий мыс между Волгой и Черемухой (это название вытеснило старую форму — Черемха) — имела в плане кварталы треугольной или трапециевидной формы. Вторая часть — ровная малозастроенная местность, для которой предназначалась квадратно-шахматная система кварталов. В центре этой части была устроена обширная Сенная площадь для торговли сеном, дровами и лошадьми. Третья часть — за рекой Черемухой — имела прямоугольные в плане кварталы. Она начала застраиваться несколько позже.
Для отдельных зданий провинции в Москве и Петербурге разрабатывались образцовые проекты. Этим занималась специальная Комиссия для устройства городов. Жители Рыбинска особенно активно покупали образцовые проекты и строили по ним дома и общественные здания. Всего в городе проживало 2,5 тысячи человек.
План Мышкина был утвержден в 1780 году. Он имел типовую прямоугольную структуру. На прежние сельские улицы легла четкая прямоугольная сетка. От старого села осталась только каменная Никольская церковь, построенная в 1766 году. Она должна была оказаться на главной площади города и стать городским собором. От площади предполагалось провести две широкие главные улицы. Но сложный рельеф местности, овраги и ручьи не позволили весь этот план осуществить. Полностью прямоугольной сетки улиц не получилось, возникли треугольные и трапециевидные кварталы. Вторая площадь планировалась на небольшом расстоянии от Никольской церкви, на высоком берегу Волги.
В начале XIX века здесь были построены Успенский собор и каменные торговые ряды, которые не сохранились. Со временем на площади появились и лучшие в Мышкине богатые городские усадьбы и особняки. В конце столетия город оставался маленьким населенным пунктом: всего жителей было менее 700 человек.
Став уездным городом, Мышкин получил и свой герб, на котором вверху изображен медведь на серебряном фоне, а внизу на красном фоне — мышь, давшая городу название.
Пошехонье получило четкий и геометрически ясный план. В центре должна была находиться полукруглая площадь с административными зданиями и купеческими особняками. От нее веером
расходились пять лучей-улиц, соединенных тремя полукольцевыми улицами. План включал и базарную площадь. Это был маленький городок. В 1797 году здесь было всего 374 здания, из них только два каменных. Даже спустя сто лет в городе проживало 4 тысячи человек. Герб города представляет собой щит, в золотом поле которого идут две пересекающиеся зубчатые полосы. В центре на маленьком щите помещен медведь.
В 1778 году город Углич получил свой герб. События Смутного времени нашли в нем отражение. На красном поле изображен царевич Дмитрий с ножичком в руке.
Генеральный план застройки Углича был утвержден в 1784 году. Автором проекта считают архитектора Ивана Лемма. Он в 1780-х годах руководил Комиссией для устройства городов. Территория города по плану увеличивалась и получала форму пятиугольника. Значение исторического ядра — кремля и торга — было учтено. Многие улицы ориентировались на каменные церкви, уже существовавшие в городе.
В 1778 году были утверждены два герба: для Борисо-глебска и для Романова. Герб Романова представлял собой щит золотого поля, по которому протекает река, а по обеим ее сторонам проведены черные полосы. Герб Борисоглебска
имел щит с венком из роз. В каждой розе помещалось по золотой букве, составляющих название города. В центре венка — медведь с секирой. В XIX веке гербы были соединены в один.
Борисоглебск и Романов (Тутаев) имели простой план. Его утвердили в 1784 году. Автором являлся архитектор Иван Лемм. План учитывал наличие реки Волги и церквей прошлых времен. Главные улицы шли параллельно Волге, их пересекали улицы по-
перечные. Были построены деревянные торговые ряды в Романове на Покровской площади. В центре Спасской площади возвели каменный Гостиный двор. Для городского строительства покупали образцовые проекты. Иногда, чтобы получить дом большего размера, строили два совершенно одинаковых здания вплотную друг к другу. Внешне это выглядело как два одинаковых дома, а внутри это было одно жилое пространство.
Романово-Борисоглебск оставался небольшим населенным пунктом. В конце века здесь проживало 4 710 жителей. Судьба города и его уезда связана с историей русского флота. Еще Петр I обратил на него внимание. Здесь изготавливали быстроходные и маневренные парусные суда — «романов-ки». Недалеко от Романова, в селе Бурнаково Романово-Борисоглебского уезда, в 1747 году родился непобедимый адмирал Ф. Ф. Ушаков. Вполне понятно, почему главная улица Романова названа в честь прославленного флотоводца. Еще один уездный центр — Данилов — вырос из села. Здесь не было монастырей и земляных укреплений. План его был прост и рационален. Это под прямым углом пересекающиеся улицы с севера на юг и с запада на восток.
Сетка квадратов включала две площади: Соборную — религиозный центр, Торговую — административно-торговый центр. В конце XVIII века в Данилове было 278 зданий, из них каменных всего 4. В 1799 году был утвержден герб города Данилова: щит, разделенный наискосок пополам. Одна половина серебряная, а другая — шахматная. Медведь с секирой доказывает принадлежность города к Ярославской губернии.
Уездный город Любим начал по своему регулярному плану застраиваться только в XIX веке. Он имеет веерообразную планировку: от одного центра расходятся тихие улочки. Городок даже в 1862 году имел 377 деревянных и 6 каменных домов. Герб города был утвержден в 1796 году. Он представляет собой щит, разделенный на две половины черной полосой, одна половина имеет серебряное поле, другая — зеленое, из него выходит медведь.
Молога получила статус уездного города, герб был утвержден в 1778 году. В указе он описывался так: «щит в поле серебряный; одна третья часть этого щита содержит герб ярославского наместничества; в двух же третях того щита показано в лазоревом поле часть земляного вала, он отделан серебряной каймой или белым камнем». В 1780 году был утвержден план города. Но строительные работы по нему начались уже в следующем столетии. В городе по документам числилось два каменных храма, одна деревянная церковь, 418 домов, 20 лавок и 2109 жителей.
Переславль-Залесскийвошел во Владимирскую губернию. Ее первым губернатором был Роман Илларионович Воронцов. В петербургском обществе его звали «Роман — большой карман». Он так сумел нажиться на разных делах, что Екатерина II пожаловала его «за труды» пустым кошельком. Территория Переславского уезда оставалась в прежних границах, почти не изменившись со времен Александра Невского. В нее входило 393 селения, где проживало 28 701 человек. Переславлю, как и всем городам, был присвоен герб. На нем- изображались две золотые сельди, как Залесского говорилось в указе, «в знак того, что
город этой копченой рыбой производит торг». В самом городе проживало 6 132 человека. Он был больше, чем любой другой город Владимирской губернии, в том числе и сам Владимир.
В 1787 году был утвержден регулярный план Переславля. По нему городская застройка разрезалась прямыми улицами, образовывались прямоугольные кварталы. Скорее всего, автором плана был малоквалифицированный архитектор или даже чертежник. Он не вникал в особенности города, не учитывал сложившуюся планировку, не выявил то ценное, что уже существовало на протяжении веков. Геометрически ясный, но примитивный регулярный план лишил город его своеобразия.
К концу столетия город Переславль имел 1280 зданий, среди них 29 каменных. Это храмы, кузницы, два фабричных строения (мануфактура Угрюмовых, мануфактура Темерина), несколько жилых особняков и домов.
Ярославская губерния была значительным экономическим центром с развитой промышленностью и торговлей. В ней находилось несколько старинных русских городов.
Развитие образования
В губернии стали появляться учебные заведения. При Петре I в Ярославле существовала школа от Адмиралтейства для обучения детей арифметике, геометрии и грамоте. В 1747 году открылась Славяне-латинская семинария при Спасо-Преображенском монастыре. Сюда принимали в основном детей духовенства. Изучали грамматику, риторику, философию, богословие, латинский, греческий и древнееврейский языки, преподавали также арифметику, историю и географию.
В 1778 году было открыто училище для дворянских детей. Здесь изучали, кроме обычных предметов (физика, арифметика, история, риторика, закон Божий, танцы,
Ярославский край в XVI—XVIII веках
французский язык), и редкие для дворянского образования дисциплины — гражданская архитектура и фортификация (строительство оборонительных сооружений).
В 1786 году в Ярославле было открыто главное народное училище, как и полагалось губернскому городу. В нем два года учили читать и писать. Следующие два года изучали арифметику, геометрию, грамматику и закон Божий.
В 1786 году торжественно был открыт Дом призрения ближнего. Для него построили специальное здание (теперь это второй корпус Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова на улице Кирова). В нем проживали и обучались 68 воспитанников-сирот. Для его строительства и содержания состоятельные яро-славцы собрали деньги. Особенно крупную сумму внес купец Кучумов. Попечительницей этого учебного заведения стала дочь Мельгунова Екатерина Алексеевна.
В 1753 году в Переславле-Залесском была открыта духовная семинария, где обучались пять лет. В конце века она была преобразована в городское духовное училище. В 1787 году здесь основали городское уездное училище, которое давало светское образование. Возникли такие учебные заведения и в других уездных городах. Например, в Мологе в 1802 году в городской школе обучалось 45 учеников.
В губернском городе стал выходить первый в провинции журнал «Уединенный пошехонец». Инициатор его создания В. Д. Санковский получил поддержку губернатора А. П. Мельгунова. В Ярославле имелась типография. Журнал издавался с 1786 по 1788 год. Название его звучало несколько иронически, поэтому его сменили на «Ежемесячное сочинение, издаваемое в Ярославле». Вышло всего 24 номера. Это были тоненькие книжки в 70—80 страниц. Материалы публиковались без подписей, поэтому определить авторов конкретных статей очень трудно. Здесь помещались оды, прославлявшие Екатерину II, печатались стихи религиозного содержа-
Ярославская губерния
ния, популярные статьи по астрономии, географии, истории и другим наукам. Были в журнале практические советы по хозяйству. Иногда в издании высмеивались пороки общества: невежество, легкомыслие и другие. Именно здесь впервые была напечатана в статье «О городе Ярославле» легенда о борьбе князя Ярослава Мудрого с медведем. После смерти А. П. Мельгунова новый губернатор не поддержал журнал, и он вскоре прекратил свое существование. Но в историю российской журналистики он вошел как первый провинциальный журнал.
В этом журнале стали впервые публиковать отзывы на театральные постановки. В 1780-х годах стараниями А. П. Мельгунова был устроен театр в его доме. На его подмостках выступал в 1786 году известный соратник Ф. Г. Волкова — И. А. Дмитревский. Он приезжал в Ярославль из столицы. Отзывы о его игре были восторженными.
В это же время появился и первый местный автор-драматург — Яков Соколов. Его называли «ученик философии». Сохранилась его опера «Ставленник», где высмеивались взяточничество и вымогательство. О ней писали: «Опера "Ставленник" по достоинствам своим весьма замечательна и ничем не хуже других современных русских опер».
Ярославская губерния просуществовала до начала XX века. Она являлась одной из самых маленьких губерний Российской империи. Среди 50 губерний европейской части она находилась на 45-м месте по величине своей территории, но по состоянию экономики и культуры являлась одним из крупных центров страны.
ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК
Из донесения
Ярославского генерал-губернатора А. П. Мельгунова Екатерине II о целесообразности преобразования Рыбной слободы в город
«...Поехал в Рыбную слободу, лежащую на самом берегу Волги, где тем приличнее быть городу, что опричь (кроме — авт.)
рославский край в XVI—XVIII веках
тутошнего купечества и мещанства, в коих считается 638 человек, великое множество обращается и постороннего народа по причине великой судовой пристани, ежегодной ярмарки и еженедельных Торжков. К тому же немало тут есть и каменного строения».
(Рыбинск. Документы и материалы по истории города. Ярославль, 1977. С. 33)
Это интересно
Точное место рождения Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой неизвестно. Она происходила из крепостных крестьян графа Шереметева. Его земельные владения располагались в современных Ростовском, Борисоглебском и Болыпесельском районах. По одним данным, Прасковья родилась в деревне Березники около Большего села. По другим — в деревне Уславце-во недалеко от Вощажникова в Ростовском уезде. По местному преданию, здесь, в низинке у редкого лиственного леса, граф Н. П. Шереметев встретил юную Прасковью в конце XVIII века. Она была взята в театр Шереметевых, который состоял из крепостных актеров. Тогда и появился ее сценический псевдоним — Жемчугова. В 1798 году она получила «вольную», т. е. была освобождена от крепостного состояния. А в 1800 году граф Шереметев женился на Прасковье. По приказу Шереметева у деревни Уславцево была выстроена часовня на месте встречи с Прасковьей. В местном фольклоре сохранилась песня, которую приписывают Прасковье Ковалевой:
Вечор поздно из лесочка Я коров домой гнала. Лишь спустилась к ручеечку Возле нашего села, Вижу, барин едет с поля, Две собачки впереди, Два лакея позади...
В 1805 году после смерти Прасковьи по приказу Н. П. Шереметева в Уславцеве была построена церковь Богоявления. Часовня и церковь стали памятниками выдающейся актрисе и романтической истории любви графа и крепостной крестьянки.
Однако, скорее всего, легенда недостоверна. Для обучения актерскому мастерству и пению детей крепостных крестьян забирали в самом раннем детстве и лет с пяти начинали готовить к сценической деятельности.
?
1. Какие новшества в сельском хозяйстве Ярославского края появились в XVIII веке?
2. Какие предприятия крупной промышленности возникли в этом столетии в городах? Когда возникла Ярославская губерния?
3. Ярославский край в XVI—XVIII веках
4. Кто был первым генерал-губернатором?
5. Что такое уездный город?
6. Перечисли уездные города Ярославской губернии.
7. 7. Когда в Ярославле появился профессиональный
8. театр?
9. Как назывался первый журнал, издававшийся в провинции?
10. Что такое «Дом призрения ближнего»?