ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Опись сельца Григорково Ростовского уезда 1679 года
«Алексей Матвеевич Лужин в 1658 году купил пустошь Григорково. Перевел сюда из своего села Костромского уезда вотчинный двор и пустошь обустроил: лес рассек и пашню распахал, сенные покосы расчистил... сад насадил, и конюшню построил, и скотный двор, и крестьянина переселил. Приказал (перевезти его из другого поместья и выдать ссуду) на хлеб и на лошадей, и на корову, и на овцы, свиньи, и на куры, и на всякую мелкую живность, и на дворовое строение 50 рублей».
(Сазонова Е. Н. Документы из частных дворянских архивов XVII—XVIII вв. в собрании А. А. Титова //История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 17)
1. Какие новые явления в экономике России XVII века вы можете назвать?
2. С чем связано расширение торговли в этом столетии?
3. Кто такие «гости» и члены «гостиной сотни»? Назовите представителей этих групп населения.
4. Расскажите о деятельности одного из ярославских купцов.
5. Внимательно прочитайте источник. Охарактеризуйте положение крепостного крестьянина в XVII веке, используя свои знания по истории России и данные приведенного источника.
6. Как развитие ремесла и торговли отразилось на культуре края?
7. Почему в Древней Руси предпочитали строить жилые дома из дерева?
8. Почему именно в XVII веке стали строить не толь-
ко храмы, но и дома из камня?
9. В чем причина расцвета архитектуры Ярославско-
го края в XVII веке?
10. Какие выдающиеся произведения живописи XVII века вы знаете?
ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ
В ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
В первой четверти XVIII века в экономике, политическом строе и культуре России произошли огромные изменения. Проведенные Петром I реформы оказали большое влияние как на всю страну, так и на Ярославский край. Петр I много раз посещал наш край. Такие частые посещения царя объясняются тем, что еще в 1693 году было открыто постоянное почтовое сообщение между Москвой и Архангельском. Один-два раза в неделю из Москвы в Ярославль по почтовому тракту отправлялась тройка лошадей, которая перевозила казенные и частные бумаги и государственных чиновников, ехавших по казенной надобности. Поскольку царь часто выезжал в Архангельск по делам флота, проездом он бывал и в Ярославле. Сейчас историки говорят, что царь Петр шесть раз посетил Ярославль. Кроме того, он бывал в Ростове и Переславле.
«Потешная флотилия»
Есть еще одно место в Ярославском крае, куда царь надолго приезжал по делам государственной важности — это Плещееве озеро близ Переславля. Оно стало местом
строительства первой русской флотилии. Весной 1688 года царь
Петр Алексеевич начал строить свой первый «потешный» флот для военных учений. К работам были привлечены переславские рыбаки «государевой рыбной слободы». На южном берегу озера недалеко от деревни Веськово были построены царский дворец, мастерские, избы для мастеровых Учения людей и корабельная верфь. Всего было построено около ста больших и малых кораблей. На самом
большом из них — корабле «Марс» — было установлено 30 корабельных пушек. Летом 1692 года в Пере-славль прибыл весь царский двор, все корабли торжественно спустили на воду и начались военные учения флота.
Но использовать этот флот в настоящих военных действиях было нельзя, так как он находился во внутреннем озере, откуда не было выхода к внешним морям. Тем не менее царь Петр, уезжая строить флот в Архангельск, приказал собрать все переславские корабли в устье реки Трубеж, составить опись всего корабельного имущества, охранять и беречь корабли.
Так случилось, что царь смог снова увидеть свой первый флот через много-много лет, только в 1722 году. Проезжая через Переславль, Петр решил проверить состояние флота и обнаружил корабли в очень плохом состоянии. Император был разгневан и там же в Перес л аиле написал свой грозный Указ воеводам переславским:
Надлежит вам беречь остатки кораблей и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей Указ.
Петр.
7 Февраля 1722 года».
И берегли его переславские власти, и поддерживали, как могли, на протяжении многих десятилетий. Но в 1783 году случился в Переславле страшный пожар, во время которого вместе с городом сгорела и бывшая потешная флотилия. Остался только бот «Фортуна» (ботик Петра I), который в начале XIX века положил начало первому музею этого флота. Переславль после всех этих событий стали называть родиной русского флота.
Реформы на территории края
Влияние реформ на жизнь населения края было сложным и неоднозначным. Государству нужны были деньги, и в стране вводились дополнительные денежные сборы, например, за право носить бороду и усы. Заплатившим этот сбор выдавался специальный медный жетон — «дородовой знак» с изображением усов и бороды и надписью «Деньги взяты». Караульный пост, собиравший эту пошлину, находился у ворот Знаменской башни в Ярославле. Сохранились сведения, что за 1711 год, например, караульные собрали 360 рублей.
Ярославцы несли и другие повинности. Во время Азовских походов жители края собрали более шести тысяч рублей для строительства флота в Воронеже. После поражения русских войск под Нарвой царь приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их на пушки. Многие церкви Ярославской земли потеряли из-за этого указа до одной четверти своих колоколов.
В конце правления Петра I был введен единый подушный налог — подушная подать, которая взималась с душ мужского пола. По ревизии 1721 года, в Ярославле было около 10 тысяч душ мужского пола, и они заплатили подушной подати свыше 75 тысяч рублей. В отдельные годы ярославцы выполняли и другие повинности.
Некоторые ярославские историки считали, что по сравнению с XVII веком, «золотым веком» Ярославля, в XVIII город переживал время упадка. Наиболее отчетливо эту мысль выразил известный ярославский историк XIX века Л. Н. Трефолев. Он писал об этом так: «Ярославль опустился на ступень весьма заурядного провинциального города и заснул глубоким, мертвым сном».
Причину этого историк видел в том, что после выхода России к Балтийскому морю торговля с Европой, которая раньше шла через Архангельск, переместилась на Балтику. Города, расположенные на пути в Архангельск, в том числе и Ярославль, теперь оказались в стороне от международной торговли и понесли большие потери.
Ярославль действительно многое потерял. Но он все-таки остался крупным экономическим центром. Во-первых, потому что продолжал играть важную роль в волжской торговле. Во-вторых, потому что в 1706 году была построена Вышневолоцкая водная система, связавшая Волгу с Санкт-Петербургом через систему каналов, водохранилищ и рек. Эта водная система позволила Ярославскому краю установить прямые торговые связи с Петербургом. В-третьих, в Ярославле было несколько тысяч искусных ремесленников, богатые купеческие династии, давние традиции ремесленного производства и торговли. В 1710 году ремесленники и торговцы, к примеру, составляли 80 % населения города. Все эти причины помогли Ярославлю не только приспособиться к реформам Петра I, но и занять очень заметное место в хозяйственной жизни страны.
В первой четверти XVIII века в Ярославле появились первые казенные мануфактуры. Сначала был основан государев Шляпный двор, на котором в 1710 году работали 1 мастер, 7 работных людей и 1 ученик. Действовал государев Суконный двор, на котором работали 2 мастера из Москвы и 20 рабочих из посадских людей. Перепись 1710 года называет также два частных кожевенных двора купцов Лузиных, на которых было занято более 60 работников.
Самым необычным для Ярославля предприятием стал построенный в 1710 году Оружейный двор. Основой для него послужило кузнечное дело, с давних пор процветавшее в городе. Для Оружейного двора было возведено 10 производственных помещений, несколько сараев и амбаров для готовой продукции, а также несколько кузниц. Это было крупное для своего времени предприятие. В качестве рабочей силы использовались местные кузнецы, а также пленные шведы, в большом количестве попавшие в Россию после Полтавской битвы.
Для их обучения оружейному делу были привезены мастера из Тулы. Для тульских оружейников в Кро-хиной слободе и слободе Киселюха было построено 117 изб. Эти факты говорят о больших масштабах производства. В августе 1711 года Оружейный двор дал первую продукцию — пехотные кремневые ружья «фузеи», которые были очень нужны русской армии, давно воевавшей со Швецией в Северной войне.
Но, к сожалению, почти все эти казенные предприятия сгорели во время огромного пожара, истребившего почти весь Ярославль в 1711 году, и больше не возобновляли своей работы.