Ярославский край в xvii веке
В начале XVII века по всей Руси, а особенно в ее центральной части, царила жестокая хозяйственная разруха — следствие гражданской войны и иностранной интервенции, или, как ее называли современники, «великое московское разорение». Смута затронула и Ярославский край. Города и села подверглись нападениям. Но, несмотря на это, в 1611—1612 годах жители края участвовали в формировании первого, а затем второго ополчения. Все непомерные расходы легли на плечи горожан и сельских жителей. Однако к 20-м годам XVII века Ярославль, а затем и другие города края начали восстанавливаться после Смуты. «Золотой век» Ярославского края был предопределен длительным процессом, корни которого надо искать в предшествующей эпохе. Развитие края было приостановлено Смутой, но не прервано. Значение и масштабы созданного в XVII веке осознаются особенно ярко, если учесть степень разрушений начала столетия.
Каменное строительство в XVII веке было делом очень хлопотным и дорогостоящим. Стоимость относительно небольшого каменного жилого дома была примерно в 16—18 раз выше стоимости деревянной постройки такого же размера. Эти цифры говорят о многом. Кирпич был дорогим строительным материалом, а мастера каменного дела в России встречались нечасто. В Переписной книге Ярославля за 1646 год упоминаются лишь две профессии каменного дела: кирпичник и каменщик. Поэтому вполне естественно, что применяли кирпич в первую очередь для наиболее важных сооружо ний. Такими сооружениями были для верующих людей храмы.
Для крупного строительства нужны были и крупные капиталы. Рост богатства Ярославского края связи и с несколькими причинами. Это выгодное географическое положение в центре страны, благодаря которому Ярославская земля больше не испытала нападений внешнего врага. Важную роль сыграло экономическое развитие страны, связанное с расширением торговли и началом формирования внутреннего единого рынка. Верхнее Поволжье оказалось в центре этого процесса. Восстановление и развитие ремесленного производства способствовали обогащению края и его жителей. На Ярославской земле издревле проживали и работали выдающиеся мастера не только ремесленного производства, но и строительства, живописи и других сфер культуры. Все вместе это и определило активное строительство последующего периода.
Ярославль
Важным перевалочным пунктом на Волжском торговом пути был Ярославль, куда свозились товары из других городов, а затем по воде отправлялись на север. Оттуда, в свою очередь, приходили товары для отправки в Москву зимним санным путем. Поэтому все товары, ввозимые и вывозимые из России в Европу, шли через Ярославль, стоявший на большой Московской дороге. Уже одно это движение через Ярославль должно было приносить немалый доход городу. Пребывание в городе иностранных купцов способствовало развитию торговых идей ярославцев.
Главным образом Ярославль был складочным местом товаров иностранных купцов и местом постройки торговых судов. Отсюда снаряжали далекие экспедиции.
О бурной торговле в 30-е годы XVII века говорят большое количество торговых заведений в ярославском Гости-иом дворе и новый статус ярославского купечества. Яро-влавских купцов стали принимать в привилегированные Профессиональные объединения «гостей». Звание «гостя» получили в 1613—1630 годах 8 ярославцев (а всего в этот период во всей России числился 31 гость), в 1631—1650 годах — 7, в 1651—1675 — 5, в 1676—1699 — 1 человек. Это звание присваивал сам царь крупным предпринимателям с торговым оборотом не менее 2000 рублей в год и имевшим заслуги перед Отечеством в своем деле. Они не платили налогов, пошлин, были освобождены от повинностей и общинных служб, могли владеть вотчинами и крепостными, имели право свободного выезда за границу с товарами, вели царские торговые операции, им фактически принадлежала монополия во внешней торговле. В Ярославле — это торговые дома Скрипиных, Гурьевых, Светешниковых, Никитниковых и других. Ярославские торговые люди способствовали воцарению династии Романовых, принимали участие в организации ополчения, а в начале правления Михаила Федоровича были в числе тех, кто особо поддерживал казну финансово.
«Гостиная сотня» — второй разряд привилегированного купечества, по численности превышала количество «гостей». В «гостиную сотню» записывались вес «торговые люди». Они имели право не платить повинностей и были освобождены от общинных служб.
Основная масса населения городов была представлена ремесленниками. За исключением небольшой группы привилегированного купечества — «гостей», все жители посада платили налоги и имели право держать торговые заведения.
Торговой деятельностью занимались не только жители городов, но и крестьяне крупных сел. Среди них были монастырские и частновладельческие крестьяне. Например, ярославский Спасо-Преображенский монастырь держал слободу Новую, крестьяне которой торговали не только на местном рынке, но и ездили за Урал в Мангазею, на Турухан и на реку Лену — за соболем. Из семьи богатых крестьян Спасо-Преображенского монастыря вышел гость Дружина Назарьев. Примером рента из простых людей до статуса купца можно считать и историю члена гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Его семья — он, отец и дед — были ремесленными людьми Спасо-Преображенского монастыря и жили в Богоявленской слободе. Его лавки находились в рыбном и сапожном рядах. К царскому двору Алексей Зубчани-нов доставлял серу, железо, масло деревянное, сандал синий, нашатырь и другие товары в больших количествах. Преимущественно же Алексей Авраамович Зубча-нинов торговал кожей, причем дорогими ее сортами (юфтью). Область деятельности купца была обширна и основана на торговле товаром местного производства. В Ярославском крае на городских рынках продавали продукты питания (рыбу, муку, овощи), кожи и обувь, ткани и одежды. Активно шла торговля металлическими изделиями (железными и серебряными), солью, свечами. В Ярославле существовали иконный, горшечный, тележный и другие торговые ряды. Все изделия производились в городе и его округе.
В XVII веке Ярославская земля становится крупным центром ремесленного производства. Только в Ярославле существовало 17 различных отраслей ремесла, а общее ко-'•"чество ремесленных специальностей составляло 98.
В Переписной книге Ярославского посада 1646 года юписывается множество специальностей. Наибольшее •аспространение в Ярославском посаде имели ремесленные специальности, связанные с кожаным и текстильным производством. Также были развиты отрасли производства, |Вязанные с металлическими изделиями как из железа, Так и благородных металлов. В пищевом производстве •стречаются такие специальности, как рыбник, калашник, мрожник, квасник, хлебник, мае ленник, мясник, муко-•>с, мучник, соленик, пивовар, кисельник, блинник. Кроме того встречаются зеркальник, иконнник, мыльник,
Гбольник, войлочник, бочкарь, свечник и другие. Ярославские люди имели торг по всей России, а ремесленники достигли в производстве такого уровня, что ярославские товары стали знамениты.
Крохотные ярославские предприятия снабжали русские рынки, Сибирь и Архангельск. Торговлей всевозможными кожаными товарами занимался гость Семен Лузин, имевший собственный кожевенный завод. Подобные заводы имели и многие посадские люди. Неизменным успехом на иногородних и зарубежных рынках пользовались ярославские льняные ткани, сукно, а также ярославское белье. Эти товары закупали партиями все проезжавшие для торга в Сибири крупные купцы. Ярославские же торговые люди всех рангов выгодно пользовались непосредственной близостью, а зачастую и владением этих производств. Самые предприимчивые ярославские купцы, находясь на службе у казны, начинают осваивать промыслы. Основными отраслями их были меховой, икряной и рыбный, соляной, хлебный промыслы. Отличное знание всех особенностей торговой деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынках позволило крупнейшим ярославским купцам вести активную торговлю.
Надея Светешников получил звание «гостя» н 1613 году за заслуги перед Отечеством в период польско-литовской интервенции. Помогавший в становлении новой династии, он становится ее торговым агентом по закупке товаров для обихода царского двора. За успешный икряной промысел гостю Надею Светешникову в 1624 году государь пожаловал серебряный ковш. Наладив покупку икры в Астрахани и доставку ее в Архангельск, в тот год купец принес казне 28 тысяч рублей дохода. В 1644 году состояние Светешникова, не считая московской и ярослан ской недвижимости, оценивалось в 35 500 золотых рублей. Его торговые операции проходили и в Сибири в Мангазее и Якутске, и в Архангельске, и в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и в Перми.
Наиболее крупные операции Светешникова были связаны с Сибирью и соболиным промыслом. Через ело их агентов он вывозил из-за Урала большое количество мехов, уступая в этом отношении лишь Скрипиным, Также он занимался ростовщичеством и организацией добычи и выплавки меди. Но выделяет его из массы остального купечества именно деятельность в соляном промысле.
В 1631 году Светешникову было пожаловано местечко Усолье в Самарском крае. В состав этого владения входили разнообразные угодья: лес, сенные покосы, богатые рыбные ловли, — но главным богатством стали «соляные горы» — многочисленные соляные источники в районе речки У солки. Отсюда, с Волги, он вывозил соль в' Псков и другие города. Варниц в Надеином Усолье в 1646 году насчитывалось восемь. Это было настоящее промышленное предприятие с большим количеством оборудования и рабочей силы, как вольнонаемной, так и отрабатывавшей барщину — крепостных.
На территории предприятия были построены избы для проживания работных людей. Для прокорма крестьяне занимались земледелием и скотоводством. Также имелся кирпичный завод, из изделий которого впоследствии была построена крепость. Она была необходима, так как предприятие Светешникова, располагавшееся на богатых рыбных промыслах, постоянно подвергалось набегам недовольных местных жителей — кочевников. Для охраны варниц купец вынужден был даже попросить у государства так называемых «боевых людей». Но это не помогло. В 1646 году кочевники сильно разорили варницы. Восстановить их семейство так и не смогло. В этом Жегоду умер сам Надея, и взятый у государства долг на устройство промысла перешел на сына Семена. К этому
I |ремени у семьи не было денег ни для выплаты долга, ни для восстановления самарского угодья. В 1659—1660 годах вдова Надей Светешникова отказалась от своих прав И пользу казны и продала угодья за 6500 рублей.
Первой построенной в Ярославле после Смуты каменной церковью является церковь Николы Надеина. Она бы-мозведена в рекордно короткие сроки — с 1620 по |022 год. Заказчиком ее выступал «государев гость» Надея
сб*етешников. Сам внешний вид храма подтверждает огромные богатства заказчика. Надея не только выстроил большую приходскую каменную церковь, но и соорудил при ней придел, где церковная служба проходила в узком кругу приближенных к нему лиц. На колокольне были установлены часы со звоном. За время своего существования церковь и колокольня несколько раз перестраивались и утратили первоначальный облик. Не сохранились и часы.
Николай Чудотворец, которому посвящена эта церковь, считался покровителем торговли и плавающих по водам. В судьбах деловых людей того времени заступничеству Николая Чудотворца придавалось огромное значение. Большое число храмов, посвященных святому, — еще одно доказательство, что основными заказчиками выступали люди торговые.
Житие Николая Чудотворца легло в основу росписей храма. Созданы они были в 1640 году. Сохранилась надпись на одном из столпов церкви, в которой перечислены имена 20 мастеров из Костромы, Москвы, Нижнего Новгорода и Ярославля. Возглавлял эту артель костромич Любим Агеев. Он был знаменщиком, т. е. выполнял самые ответственные работы. Именно знаменщик создавал общий рисунок и писал лики Святых по всей площади стен храма. Из ярославских мастеров в настенной надписи упомянут Стефан Ефимьев. Впоследствии он принимал участие в росписи храмов Москвы и Владимира.
Грандиозным предприятием XVII века было и дело ярославских купцов Гурьевых-Назарьевых. Основатели со-мейного богатства братья Гурий и Дружина Назарьеиы были удостоены звания «гостей» за проявление отваги и преданности при подавлении Смуты. Они выполняли различные поручения правительства, а их дети служили у таможенных сборов, у денежного дела, у икряных промыслов и хлебных закупов.
В 1644 году братья Гурий и Дружина Никитины (Гурьевы-Назарьевы) строят церковь Рождества Христопа, Очень примечательна надпись на фасадах церкви, а том нее, ее содержание. Кроме обычного в таких случаях упоминания имен светских и духовных правителей Гурьевы дерзнули вписать туда и свои «мирские» имена. Возможно, заказчики строительства храма понимали свою значимость для государства и города, поэтому позволили себе такую смелость.
Рядом с церковью Рождества Христова расположена колокольня. Она, видимо, соединялась с храмом переходом на столбах. Внутри нее находилась церковь над вратами ограды, ныне не существующей. Ворота имели два проезда. Вся композиция завершается шатром с главкой. Колокольня церкви Рождества Христова является одной из главных достопримечательностей церковного зодчества Ярославля и не имеет аналогий 0 русской архитектуре.
Скупкой пушнины во
[ внутренних областях занимались многие ярославские торговые люди, но самой прибыльной и опасной была добыча пушнины в Сибири. Среди ярославцев, которые вели дела в Сибири, пер-иое место занимали братья Аникий (Иоаникий) и Вони-флтий Скрипины, богатство которых зиждилось, по их собственным словам, на сибирских промыслах. «А я, сирота твой, с того сибирского промыслу твою государеву службу служу и дани даю, и пятинные деньги плачу вил ымие, свыше всяких ярославцев, посадских людей», — гпиорил гость Аникей Скрипин в 1632 году.
Самым выдающимся каменным храмом Ярославля стала церковь Ильи Пророка (1647—1650). Заказчиками ее выступали купцы Скрипины. Такое строительство могли позволить себе лишь очень влиятельные люди, которыми и были Вонифатий и Аникей Скрипины.
В XVII веке с внешней стороны стены были покрыты пятицветным орнаментом, что усиливало впечатление богат-ства и нарядности храма. Едва ли не самой большой художественной ценностью памятника является его внутренней убранство. Фресковая живопись хороню сохранилась. Она выполнена артелью художников во главе с костромичами Гурием Никитиным и Силой Савиным. За очень короткий срок — 6—7 месяцев — они расписали стены этого большого храма. Сохранились резной иконостас начала XVIII веки и великолепные иконы второй половины XVII века.
Основными заказчиками строительства храмом в Ярославле выступали сначала могущественные купе ческие династии. После постройки первой каменной посадской церкви, поразившей всех своей монументальностью, среди купцов началось некое соревнование. Складывается такое впечатление, что каждый зажиточный купеческий род посчитал своим долгом построить храм.
Купеческие семьи не ограничивались постройкой церкви. Каждый член семьи старался что-то привнести ' в обустройство церкви. Так, после разорения основателя храма Рождества Христова Михаила Гурьева его младший брат Иван и его сыновья, Михаил и Петр, стали заказчиками росписи интерьера. Церковь Ильи Пророка стала чуть ли не главным делом семьи Скрипиных. Начали строение Аникей и Вонифатий, они же заказали иконы местного ряда для иконостаса, а расписана церковь была позже по заказу вдовы Вонифатия — Улиты Макаровны. Кроме того, вся церковная утварь, книги, иконы были сделаны на средства семьи, а после угасания рода на содержание храма были оставлены многочисленные торговые лавки.
По Описи Гостиного двора 1691 года, очень часто посадские храмы являлиь владельцами лавок и мест, причем в рядах, торговля в которых приносила наибольший доход. Так, Надея Светешников приписал своему храму 9 лавок в торговых рядах, которые приносили немалый доход.
Вторая половина XVII столетия была периодом наивысшего развития экономики, культуры и каменного строительства Ярославля. Его многочисленный торгово-ремес-ленный посад, широко раскинувшийся вдоль берегов Волги и Которое ли, был после Москвы крупнейшим в стране.
О своем значении начинают заявлять и слободы. Купцы богатой Коровницкой слободы Иван и Федор Нежда-новские строят каменную церковь Иоанна Златоуста.
В отделке храма широко использовались изразцы. Грандиозный изразцовый наличник восточной части имеет 8 метров высоты и 5 метров ширины. Это одно из лучших произведений мастеров ярославской керамики. Месторасположение храма выбрано таким образом, что шгстановится центром слободы и в то же время хорошо виден с реки Волги и с посада.
Благосостояние городских верхов, среди которых находилась шестая часть «государевой гостиной сотни», определило быстрый рост в Ярославле каменного строительства. Толчком для его расширения послужил пожар 1658 года, в одночасье уничтоживший весь деревянный город. Документ сообщает: «...и яко к вечеру быстъ, граду ж<> всему и обители погоревшим, яко числом церквей двад цатъ девять, дворов же тысяща четыреста осъмдесят...*
Но уже через год город буквально поднялся из пепла, удвоив число дворов. Начались и работы по укреплению оборонительных сооружений города. Были построены каменные башни. Две из них, Арсенальная на берегу Волги и Знаменская на площади Волкова, дошли до наших дно и,
Другие башни не сохранились, а возможно, и ми были достроены. Город теперь находился далеко от внешних границ, а значит, и внешняя опасность ому уже больше не угрожала.
В период с 1660 по 1690 год на посаде и в слободах на месте старых деревянных церквей один за другим выросли многочисленные каменные храмы. Деньги на строительство стали появляться и в среде жителей слобод, они в складчину строили большие каменные храмы, по размерам превосходившие порой и московские. Свои церкви строили жители слобод, располагавшихся за Которое лью:
• 1671—1687 годах — Иоанна Предтечи в Толчкове,
• 1687 году — Федоровскую.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове имеет 15 глав И необычайно богато украшена. В отделке стен использо-ипны различные архитектурные детали, многоцветные Изразцы, шахматная роспись стен. Внутри храм был расписан артелью ярославских художников. Руководили ими два опытных мастера: Дмитрий Григорьев Пле-.|цог« и Федор Игнатьев.
На средства жителей прихода были построены храм •Спаса на Городу около главной торговой площади, за Ко-
торослью в Николо-Мельницкой слободке — Николы в Меленках, на берегу Которосли — храм Дмитрия Солун-ского. Богатые прихожане построили церкви Вознесения, Крестовоздвиженскую и Духовскую, храм Благовещения, Леонтьевский, Всех Святых, Николы Рубленого в Рубленом городе и другие.
В XVII веке стали появляться и первые каменные жилые дома. Это дом Иванова по современной у лицо Чайковского. «Дом Иванова» называют по имени последнего владельца в конце XIX века — юриста Евграфа Иванова.
Построить его мог непростой человек. Такую постройку мог позволить себе только очень богатый горожанин, скорее всего купец.
Некоторые историки склоняются к тому, что построил дом Максим Затрапезнов, основатель Ярославской Большой мануфактуры. О том, что дом действительно строился человеком торговым, может говорить деталь от конструкции — наличие большого подвального помещения для хранения товара. Исследователи считают, что это один из признаков дома торгового человека.
Каменные постройки себе могли позволить лишь богатые люди и представители Церкви. Так по заказу рос-эвского митрополита Ионы Сысоевича на Волжской тбережной были построены Митрополичьи палаты.
Тем не менее дороговизна строительных материалов не привела к размаху гражданского каменного строительства. Кроме того, условия жизни в каменных помещениях с толстыми стенами, плохой вентиляцией и юравномерным отоплением были первое время хуже, 1ем в деревянных постройках.
Важна и сила привычки: дерево считалось более полез-ш для здоровья материалом, чем камень — сырой и хо-одный. Жилое каменное строительство в XVII веке было развито слабо; по всей стране насчитывалось лишь несколь-| •' десятков частных кирпичных жилых зданий. При этом И Ярославле было сооружено множество каменных храмов, до сих пор поражающих своим величием и красотой.
Это интересно
На рыбном и икряном промыслах разжился гость Михаил Гурьев. В частности в 1628 году было отпущено «Из Астрахани в Верх, рекою Волгою, до Казани ярославца торгового человека Гурьево судно Назарьева...», в котором, по конечным подсчетам, везли «с пяти тысечь с шесть сот рыб...»
Семья Гурьевых занималась торговлей от Сибири до Астрахани и Казани, но основную ставку они сделали на рыбный промысел. В 1640 году им были пожалованы места на реке Яик в Прикаспийском районе, где и начал Михаил Гурьев рыболовецкий промысел.
В течение всего существования промысла он неоднократно подвергался разбоям со стороны обосновавшихся в тех краях казаков, занимавшихся морским разбоем на Каспии. Гурьевы, как и Светешни-ков, были вынуждены поставить крепость за свой счет. Вначале она была деревянная, что потребовало больших затрат. Дерево везли из других областей, так как на месте его не хватало. Это принесло семье большие затраты. Но в 1661 году деревянный городок и промыслы на Волге и на море были разорены казаками почти до конца. Тогда казна решила помочь Гурьевым и начала совместно с купцами строить каменный город, мастеров и кирпич для которого возили из других районов России.
За постройку города Гурьева Михаилу Гурьеву было жаловано звание «гость». Защиту города правительство взяло на себя, обязавшись выслать туда стрельцов. В действительности же ни стрельцов, ни денег казна не дала. Платою за строение со стороны государства было освобождение от уплаты пошлины за пользование Яицким рыболовецким промыслом.
Но благосостояние Гурьевых всеми этими строениями было подорвано, и уже в конце 60-х годов братья бьют челом о передаче промыслов правительству. Гурьевы «в то городовое строение и заводы пожитки свои все истратили и одолжали».
В 1667 году город разрушили казачьи войска Степана Разина, после чего на средства Гурьевых он уже не восстанавливался. Это предприятие и стало последним в сделках разорившегося семейства.
:Ростов
Ростов оправился от Смуты лишь к середине века. Постепенно город стал восстанавливаться. Жители занимались огородничеством. Большую роль играла добыча соли, которая шла в Варницкой слободе. Соляные варницы ее находились в ведении Государева приказа тайных дел. Они были важной статьей дохода царского двора. Однако к концу века добыча соли резко сократилась. Развиты были и различные ремесла: кузнечное (насчитывалось 24 кузницы), гончарное и другие. В Сокольничьей слободе жили сокольи помытчики — люди, занимавшиеся тренировкой соколов для царской охоты. В Рыболовской слободе — рыбаки, ловившие рыбу в озере и одно время поставлявшие ее к царскому столу. На посаде жили мастера строительных и других профессий.
Многие жители вели торговлю. Источники о них сообщают: «Торгует лаптишками, сапожонками... солью в развес и рыбою...», «ездит по торжкам с луком и чесноком». Ростовская ярмарка была одной из крупнейших в своем районе.
В 30-х годах, не забывая о разорениях времен Смуты, в Ростове начали строить оборонительные сооружения. Они состояли из земляного вала высотой до 9 метров и глубокого рва, наполненного водой. Валы окружали центр города. Сверху в плане они имели форму девятиконечной звезды. Для въезда в город соорудили башни с закрывавшимися воротами. Через ров перекинули «вислые» мосты. Строили эти укрепления три года жители Ростова, Ки-нешмы и Пошехонья. В работах постоянно принимали участие 1 100 человек. Они возили землю на тачках и на конных двухколесных повозках. Руководил строительством военный инженер голландец Ян Корнилиус Роденбург. Для своего времени это были мощные оборонительные сооружения. К счастью, Ростов больше не испытывал вражеских вторжений, и они не использовались по назначению. Валы определили центр города и отделили его от посада. В центре города по-прежнему стояли Успенский собор и церковь Спаса на Торгу. Рядом — Гостиный двор с амбаром. На большой торговой площади располагались рядами лавки с различными товарами. В центре Ростова находились различные административные здания. Они назывались «избы». Особое значение имела съезжая изба, куда приезжал воевода и «сидел за государевыми делами». В его обязанности входили дела общего управления, сбор налогов в казну, охрана государственного имущества, военные дела, охрана частных лиц, ^ммь суд по гражданским делам. Воеводы назначались царем. Они имели помощников — приставов и секретарей, которых называли подьячими. Имелись также писчая, таможенная, земская и другие избы. В городе было две тюрьмы: опальная для по литических и татинная для уголовных преступников.
В 1672 года впервые встречается
среди 33 гербов земель России и герб Ростова: «серебряный олень с золотым ошейником». Но почему олень?
Письменные источники ничего не сообщают об этом. Все предположения строятся только на основе местных легенд и преданий. Возможно, существовал в древнейшие времена культ оленя, и его отголоски сохранились в устном народном творчестве вплоть до XVII века.
За валами начинался посад, где жили горожане. Практически каждый дом имел земельный участок, и многие занимались огородничеством.
Строгой планировки улиц не было. На окраинах города располагались слободы. Они, как и улицы, чаще всего назывались по имени церкви, находившейся поблизости, или по занятиям жителей.
В слободе Ямской жили ямщики, содержавшие лошадей для «гоньбы». Это был единственный транспорт для передвижения на дальние расстояния по суше.
В 1646 году всего в Ростове насчитывалось 700 дворов и 4 тысячи человек. Для того времени это был крупный город. В нем было 20 церквей.
Кроме власти гражданской в Ростове практически со времен крещения Руси существовала епархия — власть духовная и крупная территория в Русской православной церкви. Она управлялась епископом. В XVI веке ростовские епископы получили сан архиепископа, а в конце века, когда в стране было учреждено патриаршество, митрополита. Выше митрополита был только патриарх.
Ростовская митрополия занимала большую территорию и имела значительные богатства. Ей принадлежало 16 тысяч монастырских крестьян, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий. Для управления в ростовской митрополии была создана целая система, в которую вошло 269 человек. Кроме того, большие доходы давали церковные службы, кружечные сборы у мощей, икон и вклады богатых людей.
В 1652 году ростовским митрополитом стал Иона Сы-соевич. Он был верным последователем патриарха Никона. Возможно, даже стремился сам стать патриархом. В 1662—1664 годах он находился в Москве в должности местоблюстителя патриаршего престола. Но мечтам Ионы Сысоевича не суждено было осуществиться.
Он вернулся в Ростов, где развернул мощное строительство. Так он хотел утвердить могущество Церкви.
Грандиозный Архиерейский дом строили более 30 лет. В XIX веке его стали называть кремлем. Ансамбль расположен на небольшой возвышенности невдалеке от озера Неро. Здесь и раньше располагался двор епископа. Начиная с XI века деревянные постройки периодически сменяли друг друга. В XVI веке было построено несколько каменных сооружений. Среди них — величественное здание Успенского собора. Площадь вокруг него — соборная — древнейшее ядро города. Над ней не один раз гудел вечевой колокол, призывавший ростовцев к борьбе с завоевателями. На ней же и был построен первый в Ростовском крае собор. Тот, который стоит сейчас, — пятый по счету на этом месте.
С конца XIX века здесь неоднократно проводились археологические раскопки. Они показали, что все сменявшие друг друга храмы стояли на одном и том же фундаменте, в общих чертах сохраняли одни и те жо размеры. Были обнаружены остатки белокаменных стен и полов XII и XIII веков, архитектурных деталей и фро сок. В южной стене был найден и открыт придел с гроб ницей епископа Леонтия.
Успенский собор XVI века своим монументальным видом производит сильное впечатление. Он имеет пять золоченых глав. Внутри храм был расписан ярославскими и костромскими мастерами Севастьяном Дмитриевым, Иосифом Владимировым «с товарищи». К сожалению, позднее их фрески покрыли масляной живописью. В XX веке некоторые фрагменты старой росписи были открыты. Решетчатые двери собора выкованы в 1696 году ростовским кузнецом Максимом Гордеевым. Ярославский кузнец Иван Алексеев отковал «ростовской соборной церкви к западным железным дверям замок нутряной», который действует до сих пор. На этой же двери размещены две звериные маски с кольцами-ручками — фрагменты дверей собора времен Андрея Воголюбского — память далекого XII века.
В древние времена у подножия Успенского собора шумела торговая площадь. Но в XVII веке вокруг храма была возведена стена, которая отделила его от кварталов города. Часть ее сохранилась до наших дней.
Въезжать на соборную площадь можно было через Святые ворота в северо-западном углу стены. В восточной части ограды была построена звонница — одно из самых замечательных сооружений кремля.
Она имеет в плане прямоугольную форму. Первоначально у нее было три главы. После того, как отлили самый большой колокол, была пристроена башня с одной главой. В итоге получилось здание с четырьмя куполами, пропорциональное и внешним видом связанное с Успенским собором.
Чистота и ясность форм ростовской звонницы ставят ее в ряд лучших сооружений XVII века в России.
Славилась она не только внешним архитектурным видом, но и знаменитым мелодичным звоном. В письме к одному из своих друзей Иона Сысоевич скромно писал: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». А дивиться было чему. Всего в конце XVII века было отлито 13 колоколов. Самый большой из них, названный по имени отца митрополита «Сысоем», весит две тысячи пудов (пуд — 16 кг). Надпись на нем свидетельствует, что он был отлит в 1689 году мастером Фло-ром Терентьевым. Следующий по величине колокол весит тысячу пудов. Его отлил мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном. Есть колокол в 500 пудов, он называется «Лебедь». Почти каждый ростовский колокол имеет свое имя: «Голодарь», «Баран», «Красный», «За-звонный» и другие. В XIX веке были укреплены еще два колокола на звоннице, и сейчас их 15. Ростовские звоны своей мелодичностью и красотой заслужили восторженные отзывы слушателей. В советский период они были под запретом. С середины XX века звоны были восстановлены, записаны, и теперь можно слышать эти могучие звуки.
Еще одна часть Архиерейского двора — парадная. От соборной площади и Успенского собора она отделена стеной с башнями. Двое ворот: одни пешеходные, другие проездные — вели из соборной площади в парадный архиерейский двор. Они располагались под церковью Воскресения. Она построена одной из первых при Ионе Сысоевиче. Росписи ее созданы ярославскими и костромскими мастерами.
От Воскресенской церкви хорошо просматривается весь двор кремля. Он имеет форму прямоугольника, в центре которого пруд. Рядом возвышается Самуилов корпус, построенный для проживания митрополитов. Здесь же находятся Красная и Белая палаты, Дом на погребах, Княжьи терема и другие строения.
Почти каждое здание имеет парадное крыльцо. По специально созданным галереям можно попасть в любое жилое или хозяйственное помещение. В комплекс входят пять церквей, построенных в разное время. Кроме Воскресенского храма, это церковь Спаса Нерукотворного (ее чаще называют Спас на Сенях), церковь Григория Богослова, которая находится за пределами парадной части, и церковь Иоанна Богослова. В ней имелись проездные ворота. Позднее других была построена церковь Богоматери Одигитрии. Весь этот комплекс окружен высокими кир личными стенами с одиннадцатью башнями. Крытые переходы в кремлевской стене соединяют все пять храмои. Въехать на парадную часть двора можно было не только под двумя надвратными церквами, но и через две квадрат ные башни — Водяную и Садовую.
В XVII веке существовала и третья часть Архиерейского двора — хозяйственная. За высокими стенами оо было не видно из парадной части. Она располагалась и южной стороне. Сюда входили поварни, пекарни, сушильни, засолочные и другие постройки, чаще всего де-ренянные. Они не дошли до нас. Здесь же находился
МИТРОПОЛИЧИЙ СЕД.
Это интересно
В XVII веке среди каменщиков и кирпичников выделяли: мастеров, обжигальщиков, рядовых каменщиков и кирпичников и ярыжников.
Каменных дел мастера — квалифицированные строители, руководители артелей. Они фактически были архитекторами. Их насчитывались единицы на всю страну. В Ростове таких мастеров не было.
Обжигальщики занимались изготовлением кирпичей. Им подчинялись рядовые кирпичники.
Ярыжниками называли чернорабочих. В Ростове в документах не упоминаются архитекторы и ярыжники. Но были рядовые каменщики и кирпичники, которых называли «записными». Таких мастеров учитывали и записывали в Приказе каменных дел. Они должны были выполнять строительные работы в форме повинности.
В городе в 1619 году существовало 16 дворов записных каменщиков и кирпичников. В середине XVII века числилось 18 дворов, в которых проживало 39 мастеров («с братьями, детьми и племянниками»). Все они составляли среднюю группу рядовых каменщиков и кирпичников. Их освобождали от всех налогов, которые платили остальные горожане. Они могли заниматься любой деятельностью с осени до весны. В летнее время обязаны были являться в Москву, в Приказ каменных дел, и выполнять строительные работы. Им не платили жалованья, а выдавали поденный корм — 4 копейки в день. К концу века эту повинность заменили денежным налогом.
Со строительством Петербурга ростовских каменщиков переселили в северную столицу, остались только кирпичники.
Переславль-Залесский
Смута привела к большим разрушениям города. Документы того времени отмечают: «На осыпи город деревянный кроме башен весь сгнил и валится, на башнях кровли погнили, ров зарос и во многих местах заплыл». Все городские монастыри лежали в развалинах.
К середине XVII века крепость была восстановлена. На земляном валу возвели двойную деревянную стену с помостом для стражи. Внутрь вели трое ворот, охраняемых башнями. Спасские ворота располагались с северной стороны, Никольские вели на юг, Рождественские — на запад. Кроме этих трех проездных, крепость имела еще 9 глухих башен.
Крепость охранял гарнизон из 50 стрельцов, 17 «черкас пеших» и 4 пушкарей. Гарнизон был вооружен 29 пищалями, из которых стреляли пулями и мелкими ядрами.
Боеприпасы хранились в подклете (полуподвальном этаже) церкви Петра Митрополита.
Внутри крепости находились деревянные постройки для органов управления. Существовал «государев двор», где жили переславские воеводы. «Приказная изба» представляла собой городскую канцелярию. Город имел тюрьму. Располагался здесь и патриарший десятинный двор — так называлось местное церковное управление. Среди управителей Переславля выделялся стольник Иван Иванович Чемоданов. Он был назначен во главе московского посольства в Венецию. Иван Чемоданов оставил интересное описание увиденного за границей и образа жизни самого посольства.
В 1654 году мужское население города составляло 4566 человек (а значит, вместе с женщинами и детьми было около десяти тысяч). В этот же год случилась эпидемия и унесла жизни 3500 человек. Даже через двадцать лет <