Ярославский край и московские государи
В XVI веке значимость городов и монастырей Ярославской земли осознавалась многими людьми. Часто приезжали сюда на богомолье правители государства. В случае военной угрозы здесь спасали членов великокняжеской семьи и казну. Все чаще официальные летописи упоминают Ярославский край.
Посещал монастыри Переславля-Залесского великий князь московский Василий III. Он молился о наследнике, которого долгие годы у него не было.
По преданию, молитва в Никитском монастыре была услышана Господом. В 1530 году родился сын, названный Иваном. Впоследствии Иван Грозный бывал в городе не один раз, жертвовал деньги и иконы.
На его средства в 1561—1564 годах в Никитском монастыре был построен большой пятиглавый собор Никиты Великомученика.
Иван Грозный совершал поездки по монастырям вместе со своей семьей. По преданию, Иван Грозный приезжал молиться о даровании ему сына в переслав-ский Троицкий монастырь. Его основал в 1508 году монах Даниил. В 1560 году неподалеку от Переславля-Залесского в деревне Собилка родился царский сын Федор (будущий царь, последний представитель династии Рюриковичей). Монах Даниил стал крестным отцом младенца. Царь пожертвовал деньги на строительство каменного собора, а настоятелем монастыря был назначен Даниил. Монастырь после смерти знаменитого монаха получил двойное название — Троице-Данилов. '
В 1552 году, двигаясь с войском на Казань, Иван IV посетил ростовский Авраамиев монастырь. По преданию, здесь хранился жезл монаха Авраамия, которым он сокрушил языческое капище в XI веке. С тех пор и существует монастырь. Иван IV взял жезл с собой в поход и с его помощью
одержал победу над Казанским ханством. А уже в 1553 году по приказу царя в честь взятия Казани здесь был построен первый в монастыре каменный храм — Богоявленский собор.
Иван Грозный три раза приезжал в Борисоглебский монастырь и внес в него 15 вкладов. Есть свидетельства того, что он хотел постричься вместе с опричниками в эту обитель. Некоторые опричники действительно ушли в монастырь. В Борисоглебском монастыре, видимо, стал монахом и умер опричник Иван Чоботов. До XIX века здесь сохранялась могильная плита с его именем.
С именем отца Ивана Грозного, великого князя Василия III, по некоторым данным, связано строительство городского Успенского и монастырского Спасо-Преобра-женского соборов в Ярославле. Он приезжал сюда на богомолье, давал деньги в Петропавловский монастырь.
После взятия Казани Иван Грозный предпринял поездку в Кирилло-Белозерский монастырь. По пути он остановился в Толгском монастыре. По местным преданиям, он приложился к иконе Толгской Богоматери и излечился от болезни ног. После исцеления царь преподнес монастырю богатый дар: средства на строительство каменного Кресто-воздвиженского храма и посадку кедровой рощи при монастыре. Однако существует и другая версия происхождения священной кедровой рощи — она была посажена силами многочисленных паломников.
Эта же поездка по монастырям, по преданию, повлияла и на судьбу Романова. Возвращаясь из Кирилло-Бе-лозерского монастыря, царь Иван Васильевич посетил городок Романов. Позднее он пожаловал Романов с окрестностями (с уездом) родственникам правителей Ногайской Орды, присоединенной к России. Родственников ногайских правителей звали в России татарскими мурзами. Они обосновались в своих вотчинах, а в Романове имели дворы. С ними прибыли слуги, братья, племянники. Они поселились в отдельной слободе за посадом. Все ногайское население находилось под наблюдением дьяков Посольского приказа. Но все вопросы управления и суда у них решали сами мурзы. В случае спора татар и русских это дело рассматривал суд, в который входили два представителя татар и два от русского населения Романова, а возглавлял его воевода. Так среди населения исконной русской местности оказалось большое количество выходцев из далеких южных земель.
Потомки ярославских удельных князей не были обойдены великокняжеским вниманием. Их имена часто встречаются среди придворных и военачальников уже во времена Ивана III. Князь Константин Глебович Яро-славский-Шах в 1482 году служил воеводой в Нижнем Новгороде. Иван Засекин-Ярославский был первым русским послом в Испании. Он ездил по специальному поручению Василия III и получил от императора Карла V золотые ожерелья, цепи и монеты (они использовались вместо медалей более позднего времени). Князь Михаил Иванович Кубенский получил при Василии III высший чин и командовал Большим полком русского войска. Несколько представителей рода князей Курбских, которые владели землями по реке Курбе, служили воеводами и командовали войсками в походах.
Во второй половине XVI века Ярославский край ощутил на себе политические изменения, происходившие в стране. Одним из них стало введение опричнины. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, входили ярославские земли в опричнину или нет. Уже в первый год опричнины (1565) Иван IV «опалился» на ярославских князей, подверг их наказанию. Царь отнял их земли, а самих князей выселил в Среднее Поволжье. Некоторые представители старых знатных родов были уничтожены. Одной из причин царского гнева было то, что выходец из Ярославского края князь Андрей Курбский бежал в Литву, с которой Русь вела в этот период войну. Видимо, Иван IV подозревал ярославскую знать в связях с князем-изменником, а возможно, даже и в заговоре против царя. Хотя никаких доказательств заговора и связей с Курбским не найдено, ярославские князья были наказаны. Многие вотчины после такой расправы запустели или были разделены между служилыми людьми. Часть слуг и родственников наказанных князей погибли или разбежались.
Из Ярославской земли происходили и знатные опричники. Среди них — князья Г. П. Вельский, Роман и Дмитрий Пивовы и другие.
В Ярославский край ссылали также видных военнопленных и русских деятелей. Ссылка считалась мягкой мерой наказания. Она применялась к тем людям, которые могли еще быть полезными государству. После разгрома Ливонского ордена в 1560 году Иван Грозный отправил сюда взятого в плен магистра ордена Фюрстенберга. Царь щедро наградил его, отдав ему Любим в пожизненное владение. Выбор края как места ссылки был неслучаен. Он находился недалеко от Москвы, поэтому в любой момент ссыльного человека можно было вернуть. Здесь имелись все возможности для содержания важных персон. Вильгельм Фюрстен-берг прожил в Любиме около 10 лет и здесь же был похоронен. Поиски его затерявшейся могилы до сих пор волнуют местных краеведов.
После смерти Ивана Грозного новым царем Федором в Угличбыли переселены бояре Нагие — родственники последней жены Ивана IV вместе с его сыном Дмитрием. Город с округой были отданы им во владение. Иностранцы оставили некоторые сведения об этом ребенке. Он с удовольствием смотрел, как режут на скотном дворе животных. Зимой приказывал слугам делать снежные фигуры и сам рубил им руки, ноги и головы, приговаривая: это такой-то боярин, это такой-то боярин. Современники считали, что характером он выдался в отца. Дмитрий страдал неизлечимой болезнью — эпилепсией. В мае 1591 года царевич был обнаружен мертвым. Его мать, Мария Нагая, увидев эту страшную картину, упала в обморок. Кто-то ударил в колокол. Сбежавшиеся угличане растерзали слуг царевича, а потом стали громить дома и дворы богатых людей города. Из Москвы, прислали специальную комиссию для расследования «угличского дела». Ее возглавлял князь Василий Шуйский. Выясняли не только обстоятельства смерти царевича, но и виновников восстания. Очень жестоко наказали угличан. Как сообщает летопись, «некоторых казнили, у иных отрезали языки, иных разослали по темницам, множество же людей сослали в Сибирь, где ими заселили только что построенный город Пелым. И оттого Углич запустел». Был наказан даже вечевой колокол: ему отрезали ухо, язык, били кнутом и, как человека, сослали в Сибирь. Допросив свидетелей, комиссия пришла к выводу, что царевич погиб в результате несчастного случая. Во время игры в ножички у него случился приступ болезни, и он сам упал на лезвие.
Эта официальная версия вызвала сомнения уже у людей XVI века. В слухах этого периода виновником гибели царевича считали Бориса Годунова. Но власть и сила Бориса при царе Федоре были так велики, что ему было важнее иметь царевича в живых.
Смерть сына Ивана Грозного в тот момент была выгодна, скорее, противникам Бориса Годунова.
Обстоятельства смерти Дмитрия до сих пор не выяснены. Медики считают, что сам человек в приступе эпилепсии не может причинить себе такого вреда, как случилось с царевичем Дмитрием. Выяснить имена людей, совершивших такое страшное преступление — убийство больного ребенка — теперь уже, видимо, не удастся.
После восстания в Угличе царицу Марию Нагую и ее братьев постригли в монахи и выслали в разные монастыри. Слухи об убийстве царевича на некоторое время затихли. Они оживятся и приведут к новым трагедиям через десять лет. Пока жизнь в крае входила в свое прежнее русло.
Эти события отразились в гербе города Углича в XVIII веке. Там изображен царевич Дмитрий с ножичком в руке.
В XVI веке российские правители включили Ярославль в свой титул. Его знак-герб в виде рыбы изображался на царской печати. Ярославские земли упоминались в завещаниях великих князей.
Таким образом, Ярославский край прочно вошел в жизнь страны и имел с нею одну судьбу.
Это интересно
Городу Угличу уделяла внимание семья Дмитрия Донского. По одной из версий, его жена Евдокия основала в XIV веке здесь Богоявленский женский монастырь. По приказу митрополита Алексия — воспитателя и наставника Дмитрия Донского — был заложен Успенский монастырь. Находится он на холме, который горожане называли «Огневой горой». Хорошо укрепленная обитель считалась форпостом не только Углича, но и северных земель Руси. В 1439 году, после обретения мощей митрополита Алексия, он стал именоваться Алексеевским.
?
1. Какие московские правители посещали Ярославскую землю?
С какими целями они это делали?
2. О чем свидетельствуют частые приезды государей в Ярославский край?
3. Какие события 1591 года отразились в гербе города Углича?
4. Что ты знаешь о своем населенном пункте в XVI веке?