ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Из Лаврентьевской летописи
«В лето 6770 (1262 год)... Избавил Бог от лютого ига иноземного людей Ростовской земли, вложил ярость в сердца христиан, не терпящих насилия поганых (иноверцев), собрали вече и изгнали их из городов Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля. Ибо собирают те окаянные басурмане дани и от того великую пагубу людям творят, закабаляют многих людей христианских. Видя это, человеколюбец Бог послушал моленья матерей, избавил людей своих от великой беды — в тот год убили Зосиму-пре-ступника. Он был пьяница, празднословец и кощуньник (от слова кощунство). Он отрекся от Христа и вступил в прелесть ложного пророка Махамеда. Ибо приехал тогда от цесаря татарского сборщик дани именем Кутулубии, злой сын басурмана, ему помогал окаянный лишеник, творя христианам великую досаду, кресту и святым церквам поруганье. Тогда люди двинулись на врагов, на басурман, изгнали их, иных побили. Тогда и сего беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, а тело его бросили на съедение псам и воронам».
(ПСРЛ. Т. 1.М., 1962. С. 476)
Это интересно
В битве на реке Сити принимал участие ростовский князь Васильке.
Храбрость его была замечена даже Батыем, который приказал взять молодого князя живым. На Василька издали накинули аркан и стащили с коня. Хан Батый предложил ему перейти на службу в ханское войско, обещал славу и богатство. Нужно было отречься от своей веры и принять языческие обряды завоевателей. Князь с презрением отверг предложение. Он погиб мученической смертью, выдержав страшные пытки. Враги бросили его тело в лесу. Какая-то женщина обнаружила тело князя и сообщила княгине Марье. Княгиня-вдова и епископ Кирилл приказали привезти тела всех погибших ростовчан и похоронить в церкви. Князю Васильку было всего 27 лет. За свой подвиг он почитался в Ростовской земле как святой.
Сама княгиня Марья после гибели мужа основала на окраине Ростова монастырь Спаса на Песках. Видимо, после того, как ее сыновья выросли, она постриглась в этот монастырь под именем Марины. Ученые считают, что эта женщина писала летопись, которая вошла в состав Лаврентьевского летописного свода. Вот как в летописи рассказывается о князе Василько: «Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, храбр безмерно на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто из бояр ему служил, и хлеб его ел, и пил из его чаши, и дары получал, тот из-за преданности Васильку никакому другому князю уже не мог служить. Крепко любил Василько слуг своих, мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили. Был он сведущ во всем и искусен, и княжил он мудро на отцовском и дедовском столе...» Так написать о князе мог только хорошо знавший и любивший его человек.
1. Какие города края подверглись разорению в период нашествия монголо-татар?
2. Когда произошла битва на реке Сити? Войска каких княжеств в ней участвовали? Назови имена князей, командовавших войсками.
3. В чем причина поражения русских войск?
4. Как воспринимали монголо-татарское иго русские люди? Подтвердите свое мнение фразами из источника.
Агрессия с запада
.
В период нашествия монголо-татар с востока русские земли испытали и агрессию с запада. Она не дошла до Ярославского края. Оборона против нее осуществлялась населением новгородских земель. Возглавил ее князь Переславля-Залесского Александр Ярославич — Александр Невский.
Александр Невский родился в 1220 году в Переслав-ле-Залесском. Детство и юность Александр провел большею частью в Новгороде, где отец посадил его княжить. На 20-м году жизни (1239) Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. В том же году он занимался постройкой крепостей по реке Шел они на западной окраине новгородских владений.
Вскоре Александр прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Новгородом и Псковом в то время, когда остальная Русь подверглась страшному монголо-татарскому погрому. В 1240 году шведы под предводительством Биргера вошли в Неву и достигли устья реки Ижоры. Александр с новгородцами быстро двинулся к ним навстречу и 15 июля 1240 года нанес шведам полное поражение, причем самому Биргеру «возложи печать на лице острым своим копи-ем». Победа в этом сражении закрепила за князем, как своеобразный лавровый венок, почетное прозвище «Невский».
В том же году Александр выехал из Новгорода в Пе-реславль, поссорившись с новгородцами, потому что хотел управлять так же властно, как его отец и дед. Но обстоятельства заставили новгородцев снова призвать Александра. Орден меченосцев возобновил наступательное движение на Русь новгородскую и псковскую. Подумавши, новгородцы отправили архиепископа с боярами к Александру в Переславль-Залесский. Князь согласился возглавить борьбу и в 1242 году, получив на помощь полки из Суздальской земли, освободил Псков. Затем, не теряя времени, двинулся в пределы Ливонии и здесь 5 апреля 1242 года дал рыцарям сражение на льду Чудского озера, известное под именем Ледового побоища. Рыцари были разбиты наголову. После этого поражения немцы просили мира, согласившись возвратить пленных.
После шведов и немцев Александр обратил оружие на литовцев и целым рядом побед показал им, что нельзя безнаказанно совершать набеги на русские земли. Когда шведы попытались снова отнять у Новгорода территории по Финскому заливу и стали строить крепость на реке Нарве, при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками удалились. Чтобы устрашить шведов, Александр совершил поход в шведские владения, в страну Еми (нынешнюю Финляндию), подвергнув ее опустошению. Так победоносно отражал Александр врагов на западной границе, но совершенно иную политику должен был избрать по отношению к монголо-татарам.
После смерти отца (1246 год), великого владимирского князя, Александр поехал впервые в Орду на поклонение Батыю, а потом по воле Батыя совершил далекое путешествие в Монголию к великому хану.
С 1252 года он стал великим князем владимирским. Но действовал он в отношении монголо-татар очень осторожно. Он сдерживал восстания своих подданных против ордынцев и старался покорностью перед ханом получить льготы Русской земле. Много золота и серебра передавал Александр в Орду на выкуп пленных.
Князь четыре раза ездил в Золотую Орду. Он сумел выхлопотать у хана освобождение Русской земли от повинности выставлять для монголо-татар военные отряды. Это было последним делом Александра Невского.
Больной, он поехал из Орды и на дороге, в Го-родце Волжском, умер 14 ноября 1263 года, по словам летописца, «много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за правоверную веру». Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти Александра словами: «Чада моя милая, разумейте, яко закатилось солнце Русской земли», — и все воскликнули: «Уже ПО гибаем!»
Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых. Мощи его, открытые в 1380 году, по повелению императора Петра Великого были перенесены в 1724 году из Владимира в Петербург, в Александро-Невскую лавру.
Свои переславские земли Александр Невский всегда воспринимал как собственное родовое владение. По преданию, после Невской битвы он основал здесь Александровский монастырь.
В городе в более поздний период было построено несколько церквей Александра Невского.
На его родине в Переславле-Залесском на площади перед древним собором установлен памятник этому выдающемуся полководцу.
1. За что Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский»?
2. Каковы причины его побед над западными вражескими отрядами?
3. Какую политику он проводил в отношении Золотой Орды? Как ты думаешь, почему он выбрал именно такую политику?
4. Как увековечили память этого полководца?
ВМЕСТЕ С МОСКВОЙ
В XIII веке продолжалось политическое дробление княжеств. Из Ростовского княжества выделился Белозерский удел, из Переславского — Можайский, Московский и Тверской. В XIV веке из Ярославского княжества выделилось Мологское.
Ярославское княжество. В 50-х годах XIII века после смерти сыновей Всеволода Константиновича видную роль играла жена одного из них — Василия Всеволодовича. Княгиня Ксения фактически заняла место своего мужа. Летопись об этом сообщает: «...седяще на Ярославли». Ксению поддержало местное боярство. Дочь Ксении и Василия была выдана замуж за Федора Ростиславича Смоленского. Его прозвище «Черный» иногда выводят из слова «чермный», т. е. рыжеволосый. Он стал родоначальником новой династии ярославских князей.
Федор Черный долго жил в Золотой Орде, участвовал в ее военных походах, пользовался покровительством хана Менгу Тимира. После смерти своей первой супруги — ярославской княгини — он женился на родственнице ордынского хана, но при этом он поддерживал христиан в Золотой Орде, стремился во всем навести порядок. Когда Федор Черный с новой супругой вернулся в Ярославль, княгиня Ксения пыталась не пустить его в город. Он сумел занять престол только после ее смерти.
Княжение Федора в Ярославском уделе было временем мира и восстановления. Его вторая супруга, после крещения принявшая имя Анна, поощряла строительство храмов в городе. После смерти Федора Черного в 1299 году престол перешел его сыну Давыду. После смерти Давыда в 1321 году произошло дробление земель. Осталось Ярославское княжество, где правил старший сын Василий Давыдович.
Выделилось Мологское княжество, князем в котором стал Михаил Давыдович. Известно, что Василий, как старший князь, в 1340 и 1342 годах совершил поездки в Орду, видимо, для выкупа ярлыка. Он представлял ярославских князей на общерусском съезде в Москве зимой 1340— 1341 годов. За Василия выдал замуж свою дочь Евдокию московский князь Иван Данилович Калита. С помощью Москвы Василию удалось расширить владения княжества на счет присоединения Заозерско-Кубенского края.
В 1360—1370-х годах произошел следующий раздел Ярославского княжества между потомками Василия. И:» Ярославского княжества выделились Новленский и Заозерский, позднее Курбский, Шехонский и Ухор-окий уделы (по названиям рек). Князь одного из уделов — Роман, — согласно летописи, «поставил город Романов во имя свое» на левом берегу Волги. Напротив него на прапом берегу Волги уже существовала Борисоглебская слобода. Они дадут жизнь современному городу Тутаеву.
С XV века известна Рыбная слобода, из которой вырос гоиромоштмй Рыбинск (крупное поселение существовало на левом берегу Волги еще в домонгольский период). Село Даниловское местная легенда связывает с первым московским князем Даниилом Александровичем (1276—1303 годы правления). По преданию, на холме над речкой Пе-лендой князь выстроил терем, церковь, амбары, конюшни. Даниловские любители старины еще в XIX веке могли показать место, где находились постройки Даниила. Однако легенда, видимо, недостоверна. Источники упоминают о поселении только с XV века.
Мологское княжество управлялось Михаилом и затем его сыновьями. Княжество было сторонником Москвы в ее борьбе с Тверью за роль столицы русских земель. В 1375 году князь Михаил с дружиной принимал участие в походе московских войск на Тверь. В XV веке оно разделилось на карликовые владения: Мологское, Сицкое (по реке Сить), Прозоровское, Шумовское и Судское княжества.
Переславль-Залесский сразу после нашествия начал восстанавливаться. Он оставался крупным торгово-ремес-ленным центром. Этот район был богат хлебом, рыбой, солью. Через него проходили торговые пути на Москву, Ярославль, Владимир, Кострому, Нижний Новгород. Город играл большую роль в церковной жизни Руси.
Переславское княжество утратило свою самостоятельность после смерти бездетного князя Ивана и отошло к Москве уже в начале XIV века.
Ростов в первые годы после нашествия стал по существу главным политическим и религиозным центром Северо-Восточной Руси. Расположенный в глубине русских земель, он меньше других городов страдал от разорений. Через него проходили торговые пути. Здесь были развиты промыслы: солеваренный, строительное дело, литье колоколов, рыболовный. Ловля рыбы по берегам озера Неро и рекам имела особенно большое значение для жителей края. Князья вкладывали большие средства в городское строительство.
Ростовское княжество представляло собой особое явление. Оно, в отличие от многих других уделов, имело старые вечевые традиции. Бояре сумели здесь сохранить многие привилегии и сильное политическое влияние на все стороны жизни. Поэтому местные князья либо пытались установить дружественные связи с Ордой, либо уходили на север, основывая там новые уделы и вотчины. Так у ростовских князей появились владения в Вологодской земле и в Заволочье, центром которого стал Великий Устюг.
Ростов являлся не только удельной столицей, но и центром Ростовской епархии. Она управляла церковной организацией огромной территории. В Ростове проживали крупные церковные деятели. Они тоже принимали участие в решении важнейших вопросов управления.
Ростовское княжество было активным участником политической жизни Руси. Князь Константин в 1360-х годах даже пытался участвовать в борьбе группировок за титул великого владимирского князя. Он выступил против Москвы в союзе с князем Нижнего Новгорода. В итоге Константин сумел усилить могущество своего княжества и вернуть часть ранее утраченных земель. Это позволяет некоторым историкам высказывать предположение, что ростовский князь имел надежды на лидерство в деле собирания русских земель. Однако успехи сопутствовали ему недолго. Московский князь сумел изгнать Константина из Ростова. С этого времени начался постепенный политический закат удела.
В XIV веке от Ростовского княжества отделился Белозерский удел, но в него были включены Угличские земли. Удельная столица, город Углич, в XIV—XV веках окреп и вырос. Через него проходил торговый путь в Ярославль, Нижний Новгород, Золотую Орду по реке Волге. Зимой именно через него добирались из Москвы в Переславль, Белоозеро, Владимир и Суздаль. Оживление торговли вы-авало и рост города. Вокруг кремля вырос посад. Углич становился одним из крупных городов края.
В XIV веке московский князь получил в Орде ярлык на Углич. Это дало ему право на временное управление Угличским княжеством. Угличане активно боролись на
стороне Москвы против Твери. В 1371 году город был сожжен тверскими войсками. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской) предпринял срочные меры по укреплению города. В Угличе был основан Алексеевский монастырь, который стал не только религиозным центром, но и форпостом Москвы. После Куликовской битвы Углич уже окончательно и полностью закрепился за московскими князьями.
Ярославские земли стали ареной феодальной войны второй четверти XV века, которая шла между представителями московского княжеского дома. С одной стороны это был Василий II (получивший прозвище «Темный»), а с другой — его дядя Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе этой войны произошло множество сражений и на Ярославской земле. Решающее значение имели два из них.
В 1435 году дружина Василия Косого была разбита на реке Которосли где-то между Ростовом и Ярославлем. Но, собрав силы, в 1436 году Василий Косой начал еще одно сражение на Ростовской земле. Московский князь сумел его победить и захватить в плен. Именно тогда Василий был ослеплен на один глаз и получил свое прозвище «Косой». После такого поражения он уже не участвовал в войне, продолжил ее Дмитрий Шемяка.
В этих событиях видную роль сыграли жители нашего края. Они оказали поддержку московскому князю Василию П. Однако война продолжалась с переменным успехом еще долгие годы.
В период складывания Русского централизованного государства и расширения Московского княжества ярославские земли привлекали к себе внимание московских князей. В начале XIV века по завещанию Даниил Александрович — московский князь — получил Пере-славское княжество. В 1362 году к Москве отошло Угличское княжество. Оставались самостоятельными Ярославское и Ростовское княжества, но их связи с Москвой становились все прочнее.
Во второй половине XV века ярославские земли вошли в состав Московского государства. В 1463 году ярославский князь Александр Федорович признал зависимость от великого московского князя Ивана III.
В 1470-е годы последними в Ярославском крае подчинились Москве и ростовские земли. Однако это был длительный процесс. Использовались различные методы. Это могла быть покупка вотчин. Уже в 1330-е годы на территории Ростовского княжества появляются владения московских князей, первым из которых был, возможно, Иван Калита. Первым приобретением стало крупное село Богородицкое, затем соседнее село Васильевское на правом берегу реки Устье. Московские князья использовали прием переманивания («перезывы») людей из других княжеств на свои земли и службу. Уже при Иване Калите часть ростовских бояр отъехала в Московское княжество. В 1473—1474 годах ростовские князья продали великому князю Ивану III Борисоглебскую половину Ростова. Это означало, что Ростовское княжество окончательно потеряло свою самостоятельность, т. к. все другие его территории уже принадлежали Москве.
Присоединение ярославских земель к Москве стало закономерным этапом на долгом и великом пути объединения всех русских территорий в одно большое государство, позволило укрепить авторитет великих князей, создало условия для дальнейшего развития экономической, социальной и культурной жизни не только своего края, но всей Северо-Восточной Руси в целом.
Это интересно
.
Василий Темный в Угличе. В период правления великого московского князя Василия II Васильевича (1425—1462 годы) разгорелась феодальная война. Это была борьба за престол и порядок престолонаследия между родственниками из московского княжеского дома. Она носила очень жестокий характер. Использовали все методы: ослепление, отравление соперников, разрушение городов и сел разных территорий, боевые действия. В ходе этой борьбы Василий II был захвачен соперником Дмитрием Шемякой, ослеплен и сослан в Углич. Василий с тех пор получил прозвище «Темный». В Угличе он провел несколько месяцев в темнице. Так Ярославская земля впервые стала местом политической ссылки. Сын Василия Темного Андрей Большой после смерти отца получил Углич в свою собственность.
Именно Андрей начал в Угличе большое строительство. По его приказу был возведен дворцовый комплекс, от которого до наших дней сохранились каменные палаты. Однако летописцы прозвали этого князя «Горяем» (Горемыкой). Он пытался противостоять Москве, конфликтовал со своим братом, великим князем Иваном III. Борьба закончилась победой московского правителя, Андрей Горяй был заключен в один из переславских монастырей, где и скончался.
?
1. Какие земли Ярославского края были присоединены к Москве раньше всех?
2. На чьей стороне были ярославцы в годы феодальной войны XV века?
3. Какие княжества были присоединены к Москве последними?
4. Каким образом происходило включение ярославских княжеств в состав единого Русского государства?
5. Почему присоединение к Москве было закономерным для русских земель явлением?
Выдающиеся деятели
Земли Ярославской
Леонтий — монах Киево-Печерского монастыря, поставлен епископом Ростовским не позднее 1051 года. Распространял христианство в крае, убеждал жителей в истине веры, крестил их. Терпел побои, но дела своего не оставил. В 1164 году обретены его мощи. Причислен к лику святых, считается «апостолом земли Ростовской».
Ярослав Мудрый — великий киевский князь в 1019— 1054 годах. В конце X века получил от своего отца Владимира Святославовича земли Северо-Восточной Руси и был Ростовским правителем. Этот князь основал город Ярославль и ряд городов в других землях Руси. При нем христианство, введенное его отцом, стало утверждаться. Возникли первые на Руси монастыри, активно стали переводить греческие книги, появились библиотеки. Ярослав Мудрый включил страну в международную жизнь через династические браки.
Авраамий — жил в Ростовской земле в XI веке и распространял христианство среди языческого населения. По преданию, чудесным образом получил от апостола Иоанна Богослова жезл, которым сокрушил идола Белеса. На месте, где стоял идол, построил Богоявленский монастырь. Мощи Авраамия были обретены в 1210 году. Жезл хранился в монастыре. Потом был перевезен в Петербург в Сретенский собор Зимнего дворца. Небольшая часть жезла была вставлена в крест, который оставался в монастыре Ростова.
Никита Столпник — жил в Переславле-Залесском в XI веке. Предположительно занимался сбором княжеских податей. По преданию, в светской жизни был подвержен многим порокам (жестокость, жадность). Затем он раскаялся и ушел в монастырь. Отказался от общения с людьми, усердно замаливал грехи, выбрал для себя редкий вид покаяния — добровольное заключение в келье-столпе. Недалеко от монастыря выкопал два колодца со святой водой. Обладал даром исцеления. Был убит ради того, чтобы получить его вериги. Их приняли за серебряные. Погребен в Никитском монастыре Переславля. Канонизирован в XVI веке.
Юрий Долгорукий — князь Ростово-Суздальской земли в 1125—1157 годах. Сын Владимира Мономаха, он всю жизнь боролся за киевский престол. За то, что воевал за далекие земли, он и получил свое прозвище. При этом Юрий Владимирович укреплял и свои владения. Он основал множество городов. Это Москва, Дмитров, Кострома, Юрьев-Польской и Переславль-Залесский. Все они были первоначально небольшими крепостями и имели военные функции. При закладке крепости князь приказывал одновременно строить и храм. При нем построена первая каменная церковь в нашем крае — Спасо-Преображенский собор в Пере-славле-Залесском.
Всеволод Большое Гнездо — первый великий владимирский князь. Сын Юрия Долгорукого. Правил с 1176 по 1212 годы. При Всеволоде Владимиро-Суздальская Русь достигла своего расцвета. Слава о нем простиралась во все концы Русской земли. Он вел строительство во Владимире и других городах. Перед смертью он поделил землю между своими сыновьями. Таким образом, вскоре после смерти князя огромное княжество разделилось на уделы. Появились Ярославское, Ростовское, Угличское, Переславское, а чуть позже и Белозерское княжества. В XIV веке в летописях появилось его прозвище — «Большое Гнездо» — за многочисленное потомство, представители которого занимали престолы во всех удельных княжествах Северо-Восточной Руси.
Александр Невский — родился в 1220 году в Переслав-ле-Залесском. Внук Всеволода Большое Гнездо, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Выдающийся полководец и государственный деятель. Прославился в битвах со шведами и немецкими рыцарями. Великий владимирский князь с 1252 по 1263 год. Проводил политику мирного подчинения Золотой Орде.
Константин Всеволодович — князь, старший сын Всеволода Большое Гнездо. После смерти отца стал великим владимирским князем в результате упорной борьбы с братом. При нем шло строительство храмов в Ярославле и Ростове, писались иконы и книги. По его приказу был заложен Спа-со-Преображенский монастырь в городе Ярославле. Князь от современников получил прозвище «Мудрый».
Василько (Василий Константинович) — старший сын Константина, князь ростовский. Участвовал в битве на реке Сити, был взят в плен и принял мученическую смерть. Причислен к лику святых.
Всеволод Константинович — младший сын Константина, князь ярославский. По преданию, погиб в битве на реке Сити в 1238 году. Причислен к лику святых, как и его старший брат Василько Константинович.
Федор Ростиславович Черный — князь смоленский и ярославский. Был женат на дочери последнего ярославского князя Василия Всеволодовича, единственной наследнице ярославского князя. Жил в Ярославле. Вместе с другими князьями ездил в Орду. Участвовал в походах Орды на Северный Кавказ. После смерти княгини Ярославской получил во владения от ордынского хана Ярославль и другие земли. Женился на дочери ордынского хана. Жители Ярославля не пускали князя в город, но он сумел сломить их сопротивление. Федор расширил Ярославль, приказал построить земляной вал, несколько храмов в городе. Умер в 1299 году. В середине XV века обретены его мощи. Причислен к лику святых. Основатель второй ярославской княжеской династии.
Сергий Радонежский — в миру Варфоломей, церковный деятель. Его родители, Кирилл и Мария, были богатыми и знатными боярами, владели землями возле Ростова Великого. В селе Варницы и родился Варфоломей. Обучение грамоте давалось ему с трудом. Но упорство и молитва позволили ему постичь Святое Писание. Родители его со временем переселились в Радонеж. Этот городок и дал прозвище их сыну. После смерти родителей Варфоломей ушел в монастырь и принял имя Сергий. Он вел очень тихий и праведный образ жизни. Основал несколько монастырей, самый известный из которых называется Троице-Сергиевой лаврой. И в каждой обители он вводил новый устав — общежитийный. По такому уставу все имущество монахов становилось общим, и они совместно занимались трудом и молитвами. Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и отпустил в поход двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. Он предсказал победу Дмитрию Донскому. Слава об этом святом человеке дошла до Константинопольского патриарха, который прислал Сергию крест и грамоту. В ней патриарх одобрял все действия Сергия. Умер Сергий Радонежский в 1392 году, а в 1452 году был причислен к лику святых. Его ученики продолжали дело святого и основали множество монастырей, преимущественно в Северной Руси. В настоящее время действует монастырь на родине Сергия Радонежского в селе Варницы рядом с Ростовом.
Стефан Пермский — современник Сергия Радонежского. Был монахом монастыря Григория Богослова в Ростове Великом. Затем отправился распространять христианство в Пермский языческий край, где проживало население коми. Создал азбуку пермского языка. Причислен к лику святых.
Епифаний Премудрый — церковный деятель и писатель, младший современник Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Юность его прошла в Ростовском крае. Здесь он принял монашество в монастыре Григория Богослова. Талантливый писатель начала XV века. Автор двух известных произведений — «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского».
Александр Федорович Брюхатый — последний князь ярославской династии. При нем в 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Московского государства. Александра оставили управлять ярославскими землями до самой иго смерти в 1471 году.
Курбский Федор Семенович — потомок князя Федора Ростиславовича Черного. Имел такое же прозвище — «Черный». Фамилия произошла от названия реки Курбицы, где
располагались владения этого рода (в 25 километрах от Ярославля). В 1483 году Федор Курбский возглавлял вместе с воеводой Иваном Салтык-Травиным Сибирский поход. Были завоеваны и присоединены земли по верхнему течению реки Оби. Так началось продвижение русских в Сибирь, еще за сто лет до походов Ермака.