ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Из Лаврентьевской летописи

«В лето 6770 (1262 год)... Избавил Бог от лютого ига ино­земного людей Ростовской земли, вложил ярость в сердца хрис­тиан, не терпящих насилия поганых (иноверцев), собрали вече и изгнали их из городов Ростова, Владимира, Суздаля, Ярослав­ля. Ибо собирают те окаянные басурмане дани и от того великую пагубу людям творят, закабаляют многих людей христианских. Видя это, человеколюбец Бог послушал моленья матерей, изба­вил людей своих от великой беды — в тот год убили Зосиму-пре-ступника. Он был пьяница, празднословец и кощуньник (от слова кощунство). Он отрекся от Христа и вступил в прелесть ложного пророка Махамеда. Ибо приехал тогда от цесаря татарского сборщик дани именем Кутулубии, злой сын басурмана, ему помо­гал окаянный лишеник, творя христианам великую досаду, крес­ту и святым церквам поруганье. Тогда люди двинулись на врагов, на басурман, изгнали их, иных побили. Тогда и сего беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, а тело его бросили на съеде­ние псам и воронам».

(ПСРЛ. Т. 1.М., 1962. С. 476)

Это интересно

В битве на реке Сити принимал участие ростов­ский князь Васильке.

Храбрость его была замечена даже Батыем, ко­торый приказал взять молодого князя живым. На Василька издали накинули аркан и стащили с коня. Хан Батый предложил ему перейти на служ­бу в ханское войско, обещал славу и богатство. Нуж­но было отречься от своей веры и принять языческие обряды завоевателей. Князь с презрением отверг предложение. Он погиб мученической смертью, вы­держав страшные пытки. Враги бросили его тело в лесу. Какая-то женщина обнаружила тело князя и сообщила княгине Марье. Княгиня-вдова и епис­коп Кирилл приказали привезти тела всех погибших ростовчан и похоронить в церкви. Князю Васильку было всего 27 лет. За свой подвиг он почитался в Ростовской земле как святой.

Сама княгиня Марья после гибели мужа основа­ла на окраине Ростова монастырь Спаса на Песках. Видимо, после того, как ее сыновья выросли, она по­стриглась в этот монастырь под именем Марины. Ученые считают, что эта женщина писала летопись, которая вошла в состав Лаврентьевского летописно­го свода. Вот как в летописи рассказывается о князе Василько: «Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, храбр безмерно на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто из бояр ему служил, и хлеб его ел, и пил из его чаши, и дары получал, тот из-за преданности Васильку никакому другому князю уже не мог служить. Крепко любил Василько слуг своих, мужество и ум в нем жили, правда и ис­тина с ним ходили. Был он сведущ во всем и иску­сен, и княжил он мудро на отцовском и дедовском столе...» Так написать о князе мог только хорошо знавший и любивший его человек.

1. Какие города края подверглись разорению в период нашествия монголо-татар?

2. Когда произошла битва на реке Сити? Войска ка­ких княжеств в ней участвовали? Назови имена князей, командовавших войсками.

3. В чем причина поражения русских войск?

4. Как воспринимали монголо-татарское иго русские люди? Подтвердите свое мнение фразами из источ­ника.

Агрессия с запада

.

В период нашествия монголо-татар с востока рус­ские земли испытали и агрессию с запада. Она не дошла до Ярославского края. Оборона против нее осуществля­лась населением новгородских земель. Возглавил ее князь Переславля-Залесского Александр Ярославич — Александр Невский.

Александр Невский родился в 1220 году в Переслав-ле-Залесском. Детство и юность Александр провел боль­шею частью в Новгороде, где отец посадил его княжить. На 20-м году жизни (1239) Александр вступил в брак с до­черью полоцкого князя Брячислава Александрой. В том же году он занимался постройкой крепостей по реке Шел они на западной окраине новгородских владений.

Вскоре Александр прославил свое имя в борьбе со шве­дами, немцами и литовцами, которые стремились овла­деть Новгородом и Псковом в то время, когда остальная Русь подверглась страшному монголо-татарскому погрому. В 1240 году шведы под предводительством Биргера вошли в Неву и достигли устья реки Ижоры. Александр с новго­родцами быстро двинулся к ним навстречу и 15 июля 1240 года нанес шведам полное поражение, причем само­му Биргеру «возложи печать на лице острым своим копи-ем». Победа в этом сражении закрепила за князем, как своеобразный лавровый венок, почетное прозвище «Нев­ский».

В том же году Александр выехал из Новгорода в Пе-реславль, поссорившись с новгородцами, потому что хотел управлять так же властно, как его отец и дед. Но обстоятельства заставили новгородцев снова при­звать Александра. Орден меченосцев возобновил насту­пательное движение на Русь новгородскую и псковскую. Подумавши, новгородцы отправили архиепископа с боя­рами к Александру в Переславль-Залесский. Князь согласился возглавить борьбу и в 1242 году, получив на помощь полки из Суздальской земли, освободил Псков. Затем, не теряя времени, двинулся в пределы Ливонии и здесь 5 апреля 1242 года дал рыцарям сражение на льду Чудского озера, известное под именем Ледового побоища. Рыцари были разбиты наголову. После этого поражения немцы просили мира, согласившись возвра­тить пленных.

После шведов и немцев Александр обратил оружие на литовцев и целым рядом побед показал им, что не­льзя безнаказанно совершать набеги на русские земли. Когда шведы попытались снова отнять у Новгорода тер­ритории по Финскому заливу и стали строить крепость на реке Нарве, при одном слухе о приближении Алек­сандра с суздальскими и новгородскими полками удали­лись. Чтобы устрашить шведов, Александр совершил поход в шведские владения, в страну Еми (нынешнюю Финляндию), подвергнув ее опустошению. Так победо­носно отражал Александр врагов на западной границе, но совершенно иную политику должен был избрать по отношению к монголо-татарам.

После смерти отца (1246 год), великого владимир­ского князя, Александр поехал впервые в Орду на покло­нение Батыю, а потом по воле Батыя совершил далекое путешествие в Монголию к великому хану.

С 1252 года он стал великим князем владимирским. Но действовал он в отношении монголо-татар очень осто­рожно. Он сдерживал восстания своих подданных про­тив ордынцев и старался покорностью перед ханом получить льготы Русской земле. Много золота и серебра передавал Александр в Орду на выкуп пленных.

Князь четыре раза ездил в Золотую Орду. Он сумел выхлопотать у хана освобождение Русской земли от по­винности выставлять для монголо-татар военные отря­ды. Это было последним делом Александра Невского.

Больной, он поехал из Орды и на дороге, в Го-родце Волжском, умер 14 ноября 1263 года, по словам летописца, «мно­го потрудившись за зем­лю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая жи­вот свой и за правовер­ную веру». Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти Александра словами: «Ча­да моя милая, разумейте, яко закатилось солнце Русской земли», — и все воскликнули: «Уже ПО гибаем!»

Русская Православная Церковь причислила Алек­сандра Невского к лику святых. Мощи его, открытые в 1380 году, по повелению императора Петра Великого были перенесены в 1724 году из Владимира в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

Свои переславские земли Александр Невский всег­да воспринимал как собственное родовое владение. По преданию, после Невской битвы он основал здесь Александровский монастырь.

В городе в более поздний период было построено не­сколько церквей Александра Невского.

На его родине в Переславле-Залесском на площади перед древним собором установлен памятник этому вы­дающемуся полководцу.

1. За что Александр Ярославич получил почетное про­звище «Невский»?

2. Каковы причины его побед над западными враже­скими отрядами?

3. Какую политику он проводил в отношении Золотой Орды? Как ты думаешь, почему он выбрал именно такую политику?

4. Как увековечили память этого полководца?

ВМЕСТЕ С МОСКВОЙ

В XIII веке продолжалось политическое дробление княжеств. Из Ростовского княжества выделился Бело­зерский удел, из Переславского — Можайский, Москов­ский и Тверской. В XIV веке из Ярославского княжества выделилось Мологское.

Ярославское княжество. В 50-х годах XIII века после смерти сыновей Всеволода Константиновича видную роль играла жена одного из них — Василия Всеволодовича. Княгиня Ксения фактически заняла место своего мужа. Летопись об этом сообщает: «...седяще на Ярославли». Ксению поддержало местное боярство. Дочь Ксении и Ва­силия была выдана замуж за Федора Ростиславича Смо­ленского. Его прозвище «Черный» иногда выводят из слова «чермный», т. е. рыжеволосый. Он стал родоначаль­ником новой династии ярославских князей.

Федор Черный долго жил в Золотой Орде, участвовал в ее военных походах, пользовался покровительством хана Менгу Тимира. После смерти своей первой супруги — ярославской княгини — он женился на родственнице ордынского хана, но при этом он поддерживал христиан в Золотой Орде, стремился во всем навести порядок. Когда Федор Черный с новой супругой вернулся в Ярославль, княгиня Ксения пыталась не пустить его в город. Он сумел занять престол только после ее смерти.

Княжение Федора в Ярославском уделе было време­нем мира и восстановления. Его вторая супруга, после крещения принявшая имя Анна, поощряла строитель­ство храмов в городе. После смерти Федора Черного в 1299 году престол перешел его сыну Давыду. После смерти Давыда в 1321 году произошло дробление зе­мель. Осталось Ярославское княжество, где правил стар­ший сын Василий Давыдович.

Выделилось Мологское княжество, князем в котором стал Михаил Давыдович. Известно, что Василий, как стар­ший князь, в 1340 и 1342 годах совершил поездки в Орду, видимо, для выкупа ярлыка. Он представлял ярославских князей на общерусском съезде в Москве зимой 1340— 1341 годов. За Василия выдал замуж свою дочь Евдокию московский князь Иван Данилович Калита. С помощью Москвы Василию удалось расширить владения княжества на счет присоединения Заозерско-Кубенского края.

В 1360—1370-х годах произошел следующий раздел Ярославского княжества между потомками Василия. И:» Ярославского княжества выделились Новленский и Заозерский, позднее Курбский, Шехонский и Ухор-окий уделы (по названиям рек). Князь одного из уделов — Роман, — согласно летописи, «поставил город Романов во имя свое» на левом берегу Волги. Напротив него на прапом берегу Волги уже существовала Борисоглебская слобода. Они дадут жизнь современному городу Тутаеву.

С XV века известна Рыбная слобода, из которой вырос гоиромоштмй Рыбинск (крупное поселение существовало на левом берегу Волги еще в домонгольский период). Село Даниловское местная легенда связывает с первым москов­ским князем Даниилом Александровичем (1276—1303 го­ды правления). По преданию, на холме над речкой Пе-лендой князь выстроил терем, церковь, амбары, конюш­ни. Даниловские любители старины еще в XIX веке могли показать место, где находились постройки Даниила. Одна­ко легенда, видимо, недостоверна. Источники упоминают о поселении только с XV века.

Мологское княжество управлялось Михаилом и затем его сыновьями. Княжество было сторонником Москвы в ее борьбе с Тверью за роль столицы русских земель. В 1375 году князь Михаил с дружиной принимал участие в походе московских войск на Тверь. В XV веке оно раздели­лось на карликовые владения: Мологское, Сицкое (по реке Сить), Прозоровское, Шумовское и Судское княжества.

Переславль-Залесский сразу после нашествия начал восстанавливаться. Он оставался крупным торгово-ремес-ленным центром. Этот район был богат хлебом, рыбой, солью. Через него проходили торговые пути на Москву, Ярославль, Владимир, Кострому, Нижний Новгород. Город играл большую роль в церковной жизни Руси.

Переславское княжество утратило свою самостоя­тельность после смерти бездетного князя Ивана и ото­шло к Москве уже в начале XIV века.

Ростов в первые годы после нашествия стал по суще­ству главным политическим и религиозным центром Севе­ро-Восточной Руси. Расположенный в глубине русских земель, он меньше других городов страдал от разорений. Через него проходили торговые пути. Здесь были развиты промыслы: солеваренный, строительное дело, литье коло­колов, рыболовный. Ловля рыбы по берегам озера Неро и рекам имела особенно большое значение для жителей края. Князья вкладывали большие средства в городское строительство.

Ростовское княжество представляло собой особое яв­ление. Оно, в отличие от многих других уделов, имело старые вечевые традиции. Бояре сумели здесь сохранить многие привилегии и сильное политическое влияние на все стороны жизни. Поэтому местные князья либо пытались установить дружественные связи с Ордой, либо уходили на север, основывая там новые уделы и вотчины. Так у ростов­ских князей появились владения в Вологодской земле и в Заволочье, центром которого стал Великий Устюг.

Ростов являлся не только удельной столицей, но и центром Ростовской епархии. Она управляла церковной организацией огромной территории. В Ростове проживали крупные церковные деятели. Они тоже принимали учас­тие в решении важнейших вопросов управления.

Ростовское княжество было активным участником политической жизни Руси. Князь Константин в 1360-х го­дах даже пытался участвовать в борьбе группировок за ти­тул великого владимирского князя. Он выступил против Москвы в союзе с князем Нижнего Новгорода. В итоге Константин сумел усилить могущество своего княжества и вернуть часть ранее утраченных земель. Это позволяет некоторым историкам высказывать предположение, что ростовский князь имел надежды на лидерство в деле соби­рания русских земель. Однако успехи сопутствовали ему недолго. Московский князь сумел изгнать Константина из Ростова. С этого времени начался постепенный полити­ческий закат удела.

В XIV веке от Ростовского княжества отделился Бело­зерский удел, но в него были включены Угличские земли. Удельная столица, город Углич, в XIV—XV веках окреп и вырос. Через него проходил торговый путь в Ярославль, Нижний Новгород, Золотую Орду по реке Волге. Зимой именно через него добирались из Москвы в Переславль, Белоозеро, Владимир и Суздаль. Оживление торговли вы-авало и рост города. Вокруг кремля вырос посад. Углич становился одним из крупных городов края.

В XIV веке московский князь получил в Орде ярлык на Углич. Это дало ему право на временное управление Угличским княжеством. Угличане активно боролись на

стороне Москвы против Твери. В 1371 году город был со­жжен тверскими войсками. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской) предпринял срочные меры по укреп­лению города. В Угличе был основан Алексеевский монас­тырь, который стал не только религиозным центром, но и форпостом Москвы. После Куликовской битвы Углич уже окончательно и полностью закрепился за московски­ми князьями.

Ярославские земли стали ареной феодальной войны второй четверти XV века, которая шла между представи­телями московского княжеского дома. С одной стороны это был Василий II (получивший прозвище «Темный»), а с другой — его дядя Юрий Дмитриевич с сыновьями Ва­силием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе этой войны произошло множество сражений и на Ярославской земле. Решающее значение имели два из них.

В 1435 году дружина Василия Косого была разбита на реке Которосли где-то между Ростовом и Ярославлем. Но, собрав силы, в 1436 году Василий Косой начал еще одно сражение на Ростовской земле. Московский князь сумел его победить и захватить в плен. Именно тогда Василий был ослеплен на один глаз и получил свое про­звище «Косой». После такого поражения он уже не участвовал в войне, продолжил ее Дмитрий Шемяка.

В этих событиях видную роль сыграли жители на­шего края. Они оказали поддержку московскому князю Василию П. Однако война продолжалась с переменным успехом еще долгие годы.

В период складывания Русского централизованного государства и расширения Московского княжества яро­славские земли привлекали к себе внимание московских князей. В начале XIV века по завещанию Даниил Александрович — московский князь — получил Пере-славское княжество. В 1362 году к Москве отошло Углич­ское княжество. Оставались самостоятельными Ярослав­ское и Ростовское княжества, но их связи с Москвой ста­новились все прочнее.

Во второй половине XV века ярославские земли вошли в состав Московского государства. В 1463 году ярославский князь Александр Федорович признал зави­симость от великого московского князя Ивана III.

В 1470-е годы последними в Ярославском крае под­чинились Москве и ростовские земли. Однако это был длительный процесс. Использовались различные методы. Это могла быть покупка вотчин. Уже в 1330-е годы на территории Ростовского княжества появляются владения московских князей, первым из которых был, возможно, Иван Калита. Первым приобретением стало крупное село Богородицкое, затем соседнее село Васильевское на пра­вом берегу реки Устье. Московские князья использовали прием переманивания («перезывы») людей из других княжеств на свои земли и службу. Уже при Иване Калите часть ростовских бояр отъехала в Московское княжество. В 1473—1474 годах ростовские князья продали великому князю Ивану III Борисоглебскую половину Ростова. Это означало, что Ростовское княжество окончательно потеряло свою самостоятельность, т. к. все другие его территории уже принадлежали Москве.

Присоединение ярославских земель к Москве стало закономерным этапом на долгом и великом пути объеди­нения всех русских территорий в одно большое государ­ство, позволило укрепить авторитет великих князей, создало условия для дальнейшего развития экономиче­ской, социальной и культурной жизни не только своего края, но всей Северо-Восточной Руси в целом.

Это интересно

.

Василий Темный в Угличе. В период правления великого московского князя Василия II Васильевича (1425—1462 годы) разгорелась феодальная война. Это была борьба за престол и порядок престолонасле­дия между родственниками из московского княже­ского дома. Она носила очень жестокий характер. Использовали все методы: ослепление, отравление со­перников, разрушение городов и сел разных террито­рий, боевые действия. В ходе этой борьбы Василий II был захвачен соперником Дмитрием Шемякой, ослеплен и сослан в Углич. Василий с тех пор полу­чил прозвище «Темный». В Угличе он провел не­сколько месяцев в темнице. Так Ярославская земля впервые стала местом политической ссылки. Сын Ва­силия Темного Андрей Большой после смерти отца получил Углич в свою собственность.

Именно Андрей начал в Угличе большое строи­тельство. По его приказу был возведен дворцовый комплекс, от которого до наших дней сохранились каменные палаты. Однако летописцы прозвали этого князя «Горяем» (Горемыкой). Он пытался противо­стоять Москве, конфликтовал со своим братом, вели­ким князем Иваном III. Борьба закончилась победой московского правителя, Андрей Горяй был заключен в один из переславских монастырей, где и скончался.

?

1. Какие земли Ярославского края были присоединены к Москве раньше всех?

2. На чьей стороне были ярославцы в годы феодальной войны XV века?

3. Какие княжества были присоединены к Москве по­следними?

4. Каким образом происходило включение ярославских княжеств в состав единого Русского государства?

5. Почему присоединение к Москве было закономерным для русских земель явлением?

Выдающиеся деятели

Земли Ярославской

Леонтий — монах Киево-Печерского монастыря, постав­лен епископом Ростовским не позднее 1051 года. Распростра­нял христианство в крае, убеждал жителей в истине веры, крестил их. Терпел побои, но дела своего не оставил. В 1164 году обретены его мощи. Причислен к лику святых, считается «апостолом земли Ростовской».

Ярослав Мудрый — великий киевский князь в 1019— 1054 годах. В конце X века получил от своего отца Владими­ра Святославовича земли Северо-Восточной Руси и был Рос­товским правителем. Этот князь основал город Ярославль и ряд городов в других землях Руси. При нем христианство, введенное его отцом, стало утверждаться. Возникли первые на Руси монастыри, активно стали переводить греческие кни­ги, появились библиотеки. Ярослав Мудрый включил страну в международную жизнь через династические браки.

Авраамий — жил в Ростовской земле в XI веке и рас­пространял христианство среди языческого населения. По преданию, чудесным образом получил от апостола Иоан­на Богослова жезл, которым сокрушил идола Белеса. На месте, где стоял идол, построил Богоявленский мона­стырь. Мощи Авраамия были обретены в 1210 году. Жезл хранился в монастыре. Потом был перевезен в Петербург в Сретенский собор Зимнего дворца. Небольшая часть жез­ла была вставлена в крест, который оставался в монастыре Ростова.

Никита Столпник — жил в Переславле-Залесском в XI веке. Предположительно занимался сбором княже­ских податей. По преданию, в светской жизни был подвер­жен многим порокам (жестокость, жадность). Затем он раскаялся и ушел в монастырь. Отказался от общения с людьми, усердно замаливал грехи, выбрал для себя ред­кий вид покаяния — добровольное заключение в келье-столпе. Недалеко от монастыря выкопал два колодца со святой водой. Обладал даром исцеления. Был убит ради того, чтобы получить его вериги. Их приняли за серебря­ные. Погребен в Никитском монастыре Переславля. Кано­низирован в XVI веке.

Юрий Долгорукий — князь Ростово-Суздальской зем­ли в 1125—1157 годах. Сын Владимира Мономаха, он всю жизнь боролся за киевский престол. За то, что воевал за да­лекие земли, он и получил свое прозвище. При этом Юрий Владимирович укреплял и свои владения. Он основал мно­жество городов. Это Москва, Дмитров, Кострома, Юрьев-Польской и Переславль-Залесский. Все они были первона­чально небольшими крепостями и имели военные функции. При закладке крепости князь приказывал одновременно строить и храм. При нем построена первая каменная цер­ковь в нашем крае — Спасо-Преображенский собор в Пере-славле-Залесском.

Всеволод Большое Гнездо — первый великий влади­мирский князь. Сын Юрия Долгорукого. Правил с 1176 по 1212 годы. При Всеволоде Владимиро-Суздальская Русь достигла своего расцвета. Слава о нем простиралась во все концы Русской земли. Он вел строительство во Владимире и других городах. Перед смертью он поделил землю между своими сыновьями. Таким образом, вскоре после смерти князя огромное княжество разделилось на уделы. Появи­лись Ярославское, Ростовское, Угличское, Переславское, а чуть позже и Белозерское княжества. В XIV веке в ле­тописях появилось его прозвище — «Большое Гнездо» — за многочисленное потомство, представители которого за­нимали престолы во всех удельных княжествах Северо-Вос­точной Руси.

Александр Невский — родился в 1220 году в Переслав-ле-Залесском. Внук Всеволода Большое Гнездо, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Выдающийся полководец и государственный деятель. Прославился в битвах со шведа­ми и немецкими рыцарями. Великий владимирский князь с 1252 по 1263 год. Проводил политику мирного подчинения Золотой Орде.

Константин Всеволодович — князь, старший сын Всево­лода Большое Гнездо. После смерти отца стал великим влади­мирским князем в результате упорной борьбы с братом. При нем шло строительство храмов в Ярославле и Ростове, писались иконы и книги. По его приказу был заложен Спа-со-Преображенский монастырь в городе Ярославле. Князь от современников получил прозвище «Мудрый».

Василько (Василий Константинович) — старший сын Константина, князь ростовский. Участвовал в битве на реке Сити, был взят в плен и принял мученическую смерть. При­числен к лику святых.

Всеволод Константинович — младший сын Константи­на, князь ярославский. По преданию, погиб в битве на реке Сити в 1238 году. Причислен к лику святых, как и его стар­ший брат Василько Константинович.

Федор Ростиславович Черный — князь смоленский и ярославский. Был женат на дочери последнего ярославско­го князя Василия Всеволодовича, единственной наследнице ярославского князя. Жил в Ярославле. Вместе с другими князьями ездил в Орду. Участвовал в походах Орды на Северный Кавказ. После смерти княгини Ярославской полу­чил во владения от ордынского хана Ярославль и другие земли. Женился на дочери ордынского хана. Жители Яро­славля не пускали князя в город, но он сумел сломить их сопротивление. Федор расширил Ярославль, приказал по­строить земляной вал, несколько храмов в городе. Умер в 1299 году. В середине XV века обретены его мощи. Причис­лен к лику святых. Основатель второй ярославской княже­ской династии.

Сергий Радонежский — в миру Варфоломей, церковный деятель. Его родители, Кирилл и Мария, были богатыми и знатными боярами, владели землями возле Ростова Вели­кого. В селе Варницы и родился Варфоломей. Обучение гра­моте давалось ему с трудом. Но упорство и молитва позво­лили ему постичь Святое Писание. Родители его со временем переселились в Радонеж. Этот городок и дал прозвище их сыну. После смерти родителей Варфоломей ушел в монастырь и принял имя Сергий. Он вел очень тихий и правед­ный образ жизни. Основал несколько монастырей, самый известный из которых называется Троице-Сергиевой лаврой. И в каждой обители он вводил новый устав — общежитий­ный. По такому уставу все имущество монахов становилось общим, и они совместно занимались трудом и молитвами. Сергий Радонежский благословил московского князя Дмит­рия Ивановича на Куликовскую битву и отпустил в поход двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. Он предсказал победу Дмитрию Донскому. Слава об этом святом человеке дошла до Константинопольского патриарха, который при­слал Сергию крест и грамоту. В ней патриарх одобрял все действия Сергия. Умер Сергий Радонежский в 1392 году, а в 1452 году был причислен к лику святых. Его ученики продолжали дело святого и основали множество монасты­рей, преимущественно в Северной Руси. В настоящее время действует монастырь на родине Сергия Радонежского в селе Варницы рядом с Ростовом.

Стефан Пермский — современник Сергия Радонежско­го. Был монахом монастыря Григория Богослова в Ростове Великом. Затем отправился распространять христианство в Пермский языческий край, где проживало население коми. Создал азбуку пермского языка. Причислен к лику святых.

Епифаний Премудрый — церковный деятель и писатель, младший современник Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Юность его прошла в Ростовском крае. Здесь он принял монашество в монастыре Григория Богослова. Талант­ливый писатель начала XV века. Автор двух известных про­изведений — «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Сте­фана Пермского».

Александр Федорович Брюхатый — последний князь ярославской династии. При нем в 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Московского государства. Алек­сандра оставили управлять ярославскими землями до самой иго смерти в 1471 году.

Курбский Федор Семенович — потомок князя Федора Ростиславовича Черного. Имел такое же прозвище — «Чер­ный». Фамилия произошла от названия реки Курбицы, где

располагались владения этого рода (в 25 километрах от Яро­славля). В 1483 году Федор Курбский возглавлял вместе с во­еводой Иваном Салтык-Травиным Сибирский поход. Были завоеваны и присоединены земли по верхнему течению реки Оби. Так началось продвижение русских в Сибирь, еще за сто лет до походов Ермака.

Наши рекомендации