Предвиденье в управлении, его значение и влияние на адаптацию предприятий торговли к изменениям внешней среды
Предвиденье – это умение заранее учитывать, предполагать возможность появления, наступления чего-нибудь.
Умение предвидеть базируется на практическом опыте, аналитическом мышлении, владении информацией, интуиции.
Чтобы представить будущее своей организации и составить её коллективный целевой портрет, можно организовать специальный семинар сотрудников.
При составлении «целевого портрета» организации целесообразно предложить сотрудникам заполнить анкету, которая может содержать следующие вопросы:
¾ Каково ваше идеальное представление о своей организации?
¾ Какой вы представляете себе организацию в 2010, 2020 гг.?
¾ Какие события могут помешать продвижению к намеченной цели и какие будут этому способствовать?
Теория и практика стратегического управления показывают действенность нескольким методов организации выработки целей.
Все они основаны на мнениях экспертов. Среди них такие известные методы, как «мозговая атака», метод разработки «сценариев будущего» и др.
Сценарий – это описание картины будущего, состоящий из coгласованных, логически взаимосвязанных событий и последовательности шагов, с определённой вероятностью ведущих к конечному состоянию (образу организации в будущем).
Сценарии представляют собой количественное описание, содержащие отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов.
Сценарии должны из настоящей ситуации развить картины будущего организации.
Разрабатывается не один сценарий, а несколько с учётом факторов окружающей среды. Альтернативность вариантов развития позволяет руководителям организации видеть возможные последствия изменений в развитии организации под воздействием множества внешних факторов.
Для предприятий торговли важно учитывать поведение клиентов. Покупатели становятся всё более критичными при выборе товаров вследствие более высокой информированности, благодаря использованию системы Интернет.
Ожидается рост заказов и закупок потребительских товаров через средства массовой информации.
Предприятиям торговли будет всё труднее «привязывать» к себе клиентов. Поэтому при разработке «целевого портрета» организации и стратегических «сценариев будущего» руководителе предприятий необходимо ставить во главу угла интересы своих потенциальных покупателей.
В дальнейшем торговые предприятия должны будут более гибко и быстро реагировать на резко меняющиеся запросы клиентов.
Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность и предвиденье будущих изменений в деятельности организации в результате влияния различных факторов.
Особое значение для руководителей торговых предприятий имеет качественное содержание и количественная потребность в информации. Она должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих руководителя проблем, собираться регулярно, с определённой периодичностью и в необходимых объёмах.
От эффективности информационного обеспечения зависит предвиденье будущих изменений во внешней среде предпринимательской деятельности и возможность своевременной адекватной реакции на эти изменения. Информация должна отвечать комбинации целей, которые ставит управленческая структура с теми средствами, которыми она намерена их добиваться. Становление «электронно-прозрачного» мирового рынка (с мгновенным доступом к информации о любых товаров) вызывает резкий рост конкуренции между фирмами-производителями и компаниями, реализующими товар. При этом требования к качеству товара постоянно растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире.
Увеличивается номенклатура видов программного обеспечения (поддержка бизнеса, автоматизация деловых процессов, сетевые технологии и оптимизация групповой деятельности). Следует отметить, что в связи с внедрением системы Интернет популярным стало использование глобальных телекоммуникационных сетей в коммерческих организациях. Современные ЭВМ позволяют проводить сложный логический анализ при подготовке и принятии управленческих решений Поэтому возникает острая необходимость реинжиниринга предприятий, создание предприятий и организаций нового типа, выступающим как атомические единицы информационного общества.
Для торгового предприятия весьма важным является ведение учёта. Правильно налаженная система учёта позволяет отследить деятельность предприятия и выявите проблемы на достаточно ранней стадии. Покупая персональный компьютер, необходимо также запастись и пакетом программ к нему.
Современные электронные кассовые аппараты позволяют подучить быструю информацию об объёмах продажи товаров, денежной выручке, товарных запасах.
Большое значение в процессе управления торговыми предприятиями имеет правовое обеспечение, которое должно осуществляться по следующим направлениям:
¾ правовые вопросы функционировании экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредитной политике, внешнеэкономической деятельности);
¾ законы и нормативные акты по системам: стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политике, безопасности и охраны труда;
¾ законы и нормативные акты по регулированию безопасности товаров, социальному развитию коллектива, охране окружающей природной среды;
¾ правовое регулирование образования и функционирования фирмы.
Начинать торговлю без разработанной системы, быстро и точно информирующей о финансовом положении бизнеса, равносильно самоубийству. Руководителю торгового предприятия необходима полная информация для предсказания возможных проблем и принятия, должных мер до того, как они станут неуправляемыми, а также быстрого реагирования на постоянно меняющиеся факторы внешней среды. Поэтому каждое торговое предприятие должно уделять большое внимание информационному обеспечению.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Раскройте содержание понятия «адаптация предприятий».
2. Какие функции выполняет рынок в конкурентной cpeде?
3. Что означает конъюнктура рынка?
4. Каковы составляющие конъюнктуры торговли?
5. Перечистите факторы внешней среды, оказывающие положительное воздействие на деятельность торговых предприятий.
6. Дайте характеристику факторам отрицательного воздействия на деятельность предприятий.
7. Проведите анализ факторов прямого и косвенного воздействия на организацию деятельности торговых предприятий.
8. На чём основывается технология проведения анализа воздействия факторов внешней среды?
9. Начертите схему влияния факторов внешней среды на деятельность магазина.
10. Как правильно составить матрицу SWOТ-анализа?
11. Перечислите методы и способы адаптации торговых предприятий к изменениям внешней среды предпринимательской деятельности.
12. Какое значение имеет франшиза в деятельности торговых предприятий
13. Раскройте значение рекламы для торговых предприятий.
14. Каким основным требованиям должна отвечать хорошая реклама?
15. Назовите новые методы продажи товаров.
16. Что означает предвиденье будущих изменений в управлении предприятиями торговли?
17. Назовите основные методы, используемые для предвиденья будущих изменений в деятельности предприятий.
18. Какая информация нужна руководителю для предвиденья будущих изменений в предпринимательской деятельности?
19. Какие требования предъявляются к коммерческой информации?