Пути формирования положительного имиджа торгового предприятия
Имидж – это создание неповторимого образа, который формируется под воздействием множества факторов и выделяет данное торговое предприятие среди множества других
Положительный имидж торгового предприятия способствует формированию постоянного контингента покупателей и привлечению новых потенциальных покупателей.
Это конечно, в первую очередь отражается на объёмах продажи и способствует росту товарооборота. Гарантии сбыта продукции постоянным покупателям и увеличение числа покупателей за счёт положительного имиджа торгового предприятия в целом отражаются на результатах его хозяйственной деятельности. Рост товарооборота способствует увеличению прибыли.
Месторасположение магазина, его внешний вид, интерьер, способ, при помаши которого товар предлагается для продажи – всё должно быть привлекательным для покупателей.
Большое значение для покупателей имеет близость расположения магазинов к остановкам общественного транспорта и к автостоянкам. Отсутствие хороших подъездных путей для некоторых магазинов становится основной причиной их разорения. Особенно это важно для магазинов, осуществляющих торговлю крупногабаритными товарами.
Окружающая магазин обстановка при выборе места его расположения также очень важна. Территория вокруг участка должна быть проверена на любые запахи, не соответствующие характеру предлагаемого товара. Например, размещение булочной рядом с китайским рестораном вряд ли будет способствовать процветанию бизнеса. Пустующие магазины также не привлекают покупателей, так как это накладывает отпечаток упадка.
Большое значение для привлечения покупателей имеет внешнее оформление магазина. Как можно привлечь внимание покупателей, а затем побудить их зайти в магазин? Основными составляющими внешнего вида магазина являются:
¾ фирменный знак и вывеска;
¾ оформление фасада магазина;
¾ вход в магазин;
¾ витрины и их оформление.
Фирменный знак магазина (эмблема) должна помочь покупателям быстро выделить определённый магазин среди других и быстро ассоциироваться у них с широким ассортиментом продаваемых товаров.
Вывеска магазина – это его название («нейминг»), которое должно соответствовать его имиджу. Выбору названия магазина необходимо уделить большое внимание. Задача заключается в том, чтобы, по возможности, подобрать, такое название, которое сообщало бы покупателям об уникальных характеристиках вашего предложения товаров. К названию могут быть добавлены дополнительные сведения, подчёркивающие ключевые характеристики вашего бизнеса («работаем круглосуточно»). Не следует выбирать название, которое имеет две интерпретации. За рубежом существует практика опроса потенциальных покупателей, используя ассоциативный тест, идея которого состоит в получении спонтанного ответа на предстоящее название магазина.
Наши торговые предприятия порой не задумываются о том, какую информацию могут получить покупатели из названия магазина. Лишь бы было красиво. Так, у нас появляются магазины с названием «Мерлин», «Версаль», «Рафаэлло», «Вернисаж», «Инкассо», название которых не даёт представления об ассортименте реализуемых товаров или просто дезинформируют покупателей. Например, название магазина «Пикассо» ассоциируется с известным французским живописцем и предполагает реализацию произведений искусства, однако это совсем не так.
Важен также выбор шрифта и цветовой гаммы вывески. Все вместе они образуют символ или логотип, по которому опознается магазин.
Витрины магазина могут использоваться для следующих целей:
¾ показа ассортимента товаров, выставляемых на продажу;
¾ демонстрации товаров, особенно нуждающихся в рекламе;
¾ создания общего имиджа.
Основная функция витрины – привлечь внимание покупателей и побудить их зайти в магазин.
При их оформлении витрин необходимо правильно выбирать цветовую гамму и освещение. Не делайте ошибки. Нельзя перегружать витрину товарами, так как это может рассредоточить внимание покупателей.
Впечатление от внешнего вила магазина должно подкрепляться и его интерьером. Все чувственные восприятия (обонятельные, звуковые, зрительные) должны быть приняты во внимание. Неприятно делать покупки в магазине, пропахшем запахом табака, отсыревших стен.
Особое внимание следует уделить выкладке и размещению товаров в торговом зале. Магазин, стремящийся произвести впечатление исключительности, должен использовать такие полки и подставки для выкладки товаров, которые должны быть приятны для прикосновения и зрительного восприятия. Большое внимание должно быть уделено способу группировки и расположения всего ассортимента, учитывая его сбытовые характеристики. При выкладке товаров на торговом оборудовании необходимо соблюдать следующие принципы:
¾ однородные товары вкладываются по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
¾ целесообразно применять простейшие приёмы выкладки товаров (прямую укладку, навалом);
¾ декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
¾ полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
¾ в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1 100 – 1 600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
¾ сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчётных узлов), используя для этих целей корзины или кассеты.
Формированию положительного имиджа торгового предприятия во многом способствует фирменная одежда продавцов, внутримагазинная информация и разнообразный спектр услуг для покупателей.
Таблица 5.3.1 – Что хотят покупатели получить от супермаркета
Позиция | Основные характеристики магазина | Индекс значимости |
Чистота Чёткая маркировка цен Точное ценовое сканирование Низкие цены Собранные, вежливые клерки на кассе | 93,8 92,8 92,4 91,8 89,9 | |
Дата сроков изготовления на товаре Хороший отдел свежих овощей и зелени Частые распродажи и специальные предложения Маленькая очередь на кассе Удобное расположение магазина | 89,2 88,5 87,2 86,9 86,8 | |
Цены за единицу товара на полке Полки обычно хорошо укомплектованы товаром Не бывает недостатка в товарах особого предложения Хороший молочный отдел Хороший мясной отдел | 86,2 85,3 85,2 84,6 83,9 | |
Предупредительный персонал в отделах индивид. обсл-я Удобный для покупателя план магазина Предложение купонов двойной ценности Обычно не переполнен Хороший ассортимент замороженных продуктов питания | 83,4 83,0 79,9 77,3 77,2 | |
Новые товары, которые я вижу, продаются в магазине Хороший ассортимент национальных торговых марок Возможность сделать все покупки в одном магазине Хороший ассортимент товаров торговой марки магазина Дежурные упаковщики | 76,1 75,9 75,0 73,5 72,6 | |
Менеджер дружелюбен и отзывчив Приятная атмосфера / декор Хороший ассортимент экологически безопасных товаров Наличие информации о питательной ценности Открыт в поздние часы | 72,6 71,0 67,6 67,4 65,0 | |
Хороший отдел закусок Программа магазина для частых покупателей Магазинная пекарня Хороший ассортимент товаров без опред-й товарной марки Хороший отдел аптечных и туалетных товаров | 64,2 61,8 61,4 60,0 59,4 | |
Кассовые услуги Хороший ассортимент непищевых товаров Магазин принимает дебитные / кредитные карты Приметная массовая выкладка товара Аптечный отдел | 57,2 56,1 53,9 45,5 42,3 | |
Доставка товаров до машины Наличие органической зелени / овощей Упаковка товара оптового клуба Продажа полностью готовых блюд на вынос Видеопрокат | 40,1 39,8 38,0 28,3 15,7 |
Положительный имидж формируется не только у покупателей. Это также партнёры по бизнесу. Для них главное, чтобы магазин выполнял своевременно и качественно принятые на себя обязательства.
Поставщиков товаров, прежде всего, волнует своевременный расчёт за них. Бывают случаи, когда привезённый товар отказываются принимать под предлогом «нам не надо». Это приводит к тому, что договоры на поставку расторгаются, а в магазине сужается ассортимент реализуемых товаров. Покупатель, привыкший покупать этот товар именно здесь, вынужден искать другой магазин. Это влечёт потерю товарооборота, что снижает эффективность работы в целом.
Большое значение положительный имидж имеет и для конкурентов. Их интересы, прежде всего в ведении чистой борьбы. Особенно часто приходится сталкиваться с физическим уничтожением своих конкурентов.
Нельзя сформировать положительный имидж торговому предприятию, если игнорировать взаимоотношения с местными органами власти и управления. Это прежде всего своевременная уплата всех налогов, участие в благотворительности, оформлении улиц городов и населённых пунктов.
Учитывая все эти рекомендации, можно создать свой единственный, неповторимый имидж магазина, который будет привлекать покупателей и способствовать повышению эффективности его работы.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Охарактеризуйте состояние научно-технического прогресса в торговле.
2. Какое значение имеет развитие материально-технической базы торговли в повышении эффективности управления?
3. В чём состоит значение прогрессивных технологий товароснабжения?
4. Какое значение имеет научно-технический прогресс в торговле для покупателей?
5. Приведите основные аргументы необходимости внедрения достижений научно-технического прогресса для работников торговых предприятий.
6. Раскройте содержание основных направлений внедрения научно-технического прогресса в торговле.
7. Какие требования предъявляются к рациональному размещению розничной торговой сети?
8. На чём основывается утверждение необходимости товарной специализации магазинов?
9. Перечислите основные направления товарной специализации.
10. Что означает типизация магазинов?
11. Дайте классификацию магазинов.
12. Какое значение имеет научная организация труда на предприятиях торговли?
13. Что означает инновационная политика предприятия?
14. В чём вы видите значение венчурного бизнеса?