ТС РБК и ВТО, готовность присоединения на условиях вступления России в ВТО, изменения во внешнеэкономической политике членов ТС.

Главным последствием вступления РФ в ВТО для экономики России стало не столько снижение пошлин, сколько установление формальных ограничений для экономической политики всех будущих правительств России.
18 лет были потрачены переговорщиками России и стран-партнеров на выяснение того, как именно страна могла бы не соответствовать нормам ВТО и как Россия может гарантировать, что не воспользуется возможностью ввести протекционистские меры, пишет сегодня "Коммерсантъ".
Доклад рабочей группы по присоединению России к Всемирной торговой организации (есть в распоряжении редакции) является одним из самых сложных текстов, с которыми приходилось когда-либо иметь дело российскому парламенту.
В целом текст могут оценить только специалисты. Доклад не основывается на "мгновенном фото" российской экономики в ее внешнеторговом аспекте. Подавляющее большинство пунктов документа состоит из крайне скрупулезных вопросов к российским переговорщикам о том, как следует понимать ту или иную позицию нашего законодательства, каково типичное правоприменение по этой норме, как Россия намерена далее развивать эти нормы.
Доклад показывает, что 20-летнее развитие норм российского законодательства в сильной изоляции от более или менее гармонизировавшихся в рамках международных институтов систем права в ЕС, США привело уже к середине 2000-х гг. к тому, что законодательство РФ иностранным партнерам очень часто непонятно.
Так, несколько пунктов доклада посвящено вопросу о том, что такое "распоряжения президента РФ", какой статус они имеют в системе руководящих указаний власти и как они соответствуют уже известным им формам введения новых норм права — законам, указам, постановлениям правительства.
Процесс "толкования" и "перевода" этих норм не так часто приводил в процессе торговли к тому, что переговорщики фиксировали в докладе от своего представителя фразой "рабочая группа приняла к сведению данные обязательства" обещание переговорщиков что-то поменять в законах РФ. Обычно в докладе хватает заверения Москвы в том, что в будущем все, что будет делаться в том или ином аспекте внешней торговли в стране, будет соответствовать нормам ВТО. И именно последнее обстоятельство делает документ чрезвычайно важным.
Если тарифные обязательства России при присоединении к ВТО в 2012г. были в той или иной мере известны, то обязательства системного плана, обещания России прекратить ту или иную практику или гарантии того, что после присоединения к ВТО Россия не будет вводить тех или иных законов, оставались неизвестными.
Так, обсуждение доклада уже в первой части начинается с такой, казалось бы, далекой от ВТО темы, как российская макроэкономическая политика. Важнейшее "фиксирующее" положение доклада — любые ограничения на валютные операции в РФ или платежи в валюте будут соответствовать нормам ВТО.
Кроме того, в ходе обсуждения членства России в Таможенном союзе (ТС) вопроса, соответствуют ли нормы ТС, в частности правила введения мер, компенсирующих ухудшение платежного баланса, нормам ВТО, было установлено революционное по своему смыслу требование, ограничивающее смысл всей "евразийской интеграции" в рамках торговой политики.
Дело в том, что создание ТС и Евразийского экономического пространства (ЕЭП) является, согласно российскому праву, международным договором, превалирующим над национальным законодательством. Однако соглашения по ВТО являются теми же международными соглашениями, именно поэтому летом 2010г. Россия провозглашала готовность присоединяться к ВТО всем ТС. Кроме того, переговорщики из других стран задавались простым вопросом: ТС является закрытым союзом, и неизвестно, как другие члены ВТО могут влиять на изменение касающихся их норм ТС. В итоге Россия взяла на себя два обязательства. Первое: в рамках ТС (и, видимо, ЕЭП) РФ не будет принимать на себя никаких обязательств, нарушающих нормы ВТО. Второе: Россия, по сути, будет агентом ВТО в ТС, поскольку она обязалась передавать в ТС при обсуждении "соображения по предложениям" со стороны членов ВТО, с которыми она сама согласна.
Тщательность, с которой страны ВТО проводили ревизию российского правового поля, весьма велика, поэтому лишь со временем правительства России смогут осознать во всей полноте ограничения, которые приняты с подписанием доклада. Например, представителям России пришлось "подтвердить готовность РФ обеспечить транспарентность текущей программы приватизации" — в виде ежегодного отчета ВТО по этому вопросу.
Но большая часть уступок локальна. Так, правительство отказалось, по сути, от предоставления "Аэрофлоту" каких-либо специальных или исключительных прав, влияющих на "объемы и направления экспорта и импорта". РФ взяла на себя прямые обязательства по коммерческому характеру деятельности дистрибуторов природного газа.
В ряде случаев дотошные расспросы о том, как именно устроено законодательство РФ и правоприменение в РФ в отдельных секторах, вынудили российских переговорщиков давать новые обязательства — например, представитель РФ проинформировал, что Россия "подтверждает свое намерение" рассмотреть вопрос о реформе тарифного режима на сахар в 2012г. с целью его дальнейшей либерализации. Отказаться от этого обязательства невозможно, как и от обязательства до конца 2013г. "разработать национальное определение высококачественной говядины", ограничить все допплатежи, взимаемые с экспорта и импорта товаров, "примерной стоимостью" оказанных услуг, зафиксировать стоимость таможенного оформления суммой, эквивалентной 30 тыс. руб. и т.д.
В ряде случаев обязательства России остались условными, но это редкий случай в докладе. Так, переговоры по черному и цветному лому металлов и медным катодам зашли в тупик, и в докладе зафиксировано, что если РФ после присоединения к ВТО увеличит вывозные пошлины на эти товары, то инициировавший это обсуждение (неназванный) член ВТО снимет с себя часть других двусторонних и многосторонних обязательств, что вернет в первоначальное состояние "баланс уступок".
Наконец, в ряде неочевидных случаев России удалось добиться того, чтобы ей не задавались дальнейшие вопросы и за ней сохранили право на страновую специфику. Так, один из анонимных членов ВТО выразил "глубокую озабоченность" по поводу того, что в РФ поддерживается некая "дискриминационная политика в отношении оказания услуг гражданами", проживающими в различных регионах: речь идет о фигурирующих в законодательстве РФ принципах "коммерческого присутствия" и "перемещения физлиц", накладывающих, например, нормы на перевозчиков.
В ответ на это Россия была вынуждена заявить (неофициальный перевод): "Природа и происхождение данной ситуации обусловлены сложными историческими факторами". В итоге стороны договорились урегулировать вопрос двухсторонними переговорами, на которых РФ объявила о готовности сделать "все разумные шаги" для удовлетворения партнера по переговорам.
Английская официальная версия доклада по присоединению России к ВТО будет опубликована до конца декабря. Тогда же, очевидно, к ее изучению приступит российский бизнес и иностранные инвесторы, для которых неприсоединение страны к организации было важнейшим ограничением на проекты в ней.





Наши рекомендации