Всемирные экономические конференции: 1920-1933 г.
Развитие международных экономических отношений в послевоенный период выявило необходимость формирования и развития структур и механизмов, обеспечивающие многостороннее регулирование всей системы международных экономических отношений. Можно выделить ряд факторов и объективных процессов, которые повлияли на возникновение и развитие механизмов многостороннего регулирования МЭО:
1. Дальнейшее углубление МРТ и усиление интернационализации мировой экономики и международных хозяйственных связей – производственно-техническое и торгово-экономическое взаимодействие перерастает рамки национальных границ и вступает в тесное взаимодействие между собой как на региональном, так и на международном уровне.
2. Развитие НТР – требует объединения усилий и ресурсов заинтересованных государств.
3. Появление глобальных проблем, которые также имеют и торгово-экономическое измерение.
4. Преодоление раскола мира на «мировой социалистический» и «мировой капиталистический» рынки.
5. Развитие региональной экономической интеграции (предоставление режима наибольшего благоприятствования не только странам, входящим в данное региональное соглашение, но и третьим странам).
6. Тенденции к либерализации МЭО (гармонизация рычагов внешнеэкономического регулирования).
7. Усиление роли и значения ТНК.
8. Общее усиление тенденции к многосторонности в торгово-экономических отношениях и ослабление роли и значения двусторонней модели таких отношений.
Международные экономические организации можно рассматривать, как организованный на международном уровне и в соответствии с принятыми правилами процесс согласования национальных интересов стран, вступающих в экономическое взаимодействие. Формированию системы многостороннего регулирования международных экономических отношений, которое ускорилось по окончанию 2 мировой войны и выразилось в практическом плане создания сети тесно связанных между собой международных экономических организаций и подписании соответствующих международных соглашений, регулирующих конкретные области МЭО, предшествовали неоднократные попытки достижения международных договорённостей и выработки механизмов по упорядочению международных торговых и экономических отношений и реализации планов по ограничению или устранению искусственных препятствий, мешающих успешному развитию международного экономического обмена.
· 1920-1933 гг. – проведение 5 всемирных экономических конференций.
· 1920 г. Брюссель – конференция по финансовым вопросам и внешней торговле.
· 1922 г. Генуя – конференция по вопросам восстановления экономики Европы и уменьшению протекционизма.
· 1927 г., 1930 г. Женева – конференция по проблемам протекционизма и таможенного разоружения.
· 1933 г. Лондон – по вопросам стабилизации национальных валют и устранению ограничений в торгово-политической области.
Данные конференции не привели к заключению конкретных, обязывающих их участников соглашений – наличие острых противоречий между государствами и отсутствие прочной экономической основы договорённостей.
Новый этап в развитии системы многостороннего регулирования МЭО – создание ООН (24 октября 1945 г.) – возможность формулирования основополагающих принципов международного сотрудничества, предпосылки создания международных организаций и структур, осуществляющих анализ, мониторинг и регулирование конкретных секторов МЭО:
МВФ – Бреттон-Вудская конференция 1944г.
МБРР – 1945 г., в настоящее время – ядро «Группы Всемирного банка»
ГАТТ – 1 января 1948 г.
Одной из основных целей по Уставу ООН является осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. За проведение работы в данной области отвечает ведущее подразделение ООН – ЭКОСОС, учрежденный Уставом ООН. Совет состоит из 54 членов, избираемых сроком на 3 года. Решения принимаются простым большинством голосов, 1 член – 1 голос. Совет обладает координирующими и надзорными функциями за оперативной деятельностью подразделений ООН, отвечающих за социально-экономическую сферу, а также специализированных учреждений и институтов.
Вопросы, рассматриваемые ЭКОСОС:
· мировое экономическое и социальное положение, подготовка фундаментальных обзоров и аналитических материалов
· состояние и развитие международной торговли
· актуальные проблемы охраны окружающей среды
· программы помощи развивающимся странам в экономической и научно-технической областях
· различные аспекты продовольственной проблемы
· социально-экономическая статистика и вопросы их гармонизации и совершенствования
· демографические проблемы
· вопросы рационального использования природных ресурсов
· проблемы населённых пунктов
· вопросы мобилизации и использования финансовых ресурсов
· вопросы регионального сотрудничества и др.
Важное направление деятельности ЭКОСОС – подготовка программных социально-экономических документов – международных стратегий развития ООН на десятилетние периоды, анализ хода их выполнения.
Многостороннее регулирование международных экономических отношений имеет ярко выраженный всевозрастающий региональный аспект. Региональные проблемы регулирования МЭО решаются различными международными организациями, в том числе интеграционными группировками и их институциональными структурами: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС, и др. включая СНГ.
В настоящее время в рамках ООН действуют 5 региональных комиссий ЭКОСОС:Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) – 1947 г., 55 стран-членов;Экономическая комиссия для Латинской Америки и стран Карибского бассейна (ЭКЛАК) – 1948 г., 55 стран; Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) – 1947 г., 51 страна;Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) – 1973 г., 13 стран; Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) – 1958 г., 53 страны.
Среди институциональных структур и подразделений ООН, тесно связанных с вопросами многостороннего регулирования МЭО, особое место принадлежитКонференции ООН по торговле и развития (ЮНКТАД). Организация создана в 1964 г. по итогам 1 Конференции ООН (Женева) по торговле и развитию. Участниками ЮНКТАД являются свыше 190 стран-членов ООН. ЮНКТАД относится к международным организациям универсального характера, в деятельности которой с самого начала участвовали все группы государств, независимо от региона, уровня экономического развития, социально-экономического устройства, политической или торгово-политической ориентации. Деятельность ведётся по 3 направлениям: 1) проведение переговоров и обсуждение актуальных вопросов повестки дня на Конференции ЮНКТАД, проходящей 1 в 4 года, а также на ежегодных сессиях Совета по торговле и развитию – результат – выработка резолюций, деклараций и др. официальных документов, 2) информационно-аналитическая работа, включая подготовку обзоров, исследований и др. материалов как для участвующих в переговорах делегаций, так и для заинтересованных стран-членов, 3) разработка и осуществление программ технической помощи развивающимся странам, странам с переходной экономикой.
Вопросы, рассматриваемые ЮНКТАД, касаются проблем регулирования торговли и развития, в первую очередь применительно к развивающимся странам. Важный итог – разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики» - универсальное применение режима наибольшего благоприятствования при предоставлении особых льгот развивающимся странам, облегчение доступа товаров третьих стран на рынки экономических группировок, стабилизация и регулирование рынков сырьевых товаров в интересах экспортёров и импортёров, оказание поддержки развивающимся странам во всех областях их экономической и внешнеэкономической деятельности. Данные принципы составили основу «Хартии экономических прав и обязанностей государств» 1976 г.
Результаты деятельности ЮНКТАД:
· «Картахенские обязательства» 1992 г. (Колумбия) – признание взаимных интересов стран различных регионов и уровней развития.
· «Партнёрство для роста и развития» 1996 г. (г. Мадрид) – содействие росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики. Активная поддержка ЮНКТАД более полной интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
· Декларация 200 г. (г. Бангкок) – глобализация - мощная и динамичная сила для экономического роста и развития, которая могла бы заложить основы для длительного и сбалансированного роста на международном уровне при должном на неё воздействии.
· Соглашение о всеобщей системе преференций (1971 г.) – предусматривался льготный режим для экспорта развивающихся стран в промышленно развитые страны.
· Соглашение по согласованным на многосторонней основе принципам и правилам для контроля за ограничительной деловой практикой (1980 г.).
· Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.) и др.
Деятельность ЮНКТАД сыграла существенную роль в формировании и развитии системы многостороннего регулирования международной торговли. Роль выражается в укреплении сотрудничества ЮНКТАД с системой ГАТТ/ВТО, МВФ, МБРР.
Определённое воздействие на формирование и развитие системы многостороннего регулирования международных экономических отношений оказывают 14 так называемых специализированных учреждений ООН. Они являются автономными организациями, связанными с ООН специальными соглашениями и взаимодействующие с ней и друг с другом посредством координирующих структур ЭКОСОСа: МОТ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный Банк (МБРР 1945 г. – предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам, Международная ассоциация развития 1960 г. – предоставление кредитов на особых льготных условиях беднейшим развивающимся странам), МВФ, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Направления деятельности данных организаций – выработка международных норм и стандартов, обязательных к внедрению участвующими странами (если в виде конвенций) или служащих в качестве ориентиров для национальной политики (если в виде рекомендаций).
В числе международных организаций, которые не являются непосредственно частью ООН и не имеют официального статуса специализированного учреждения ООН, центральную роль в вопросах многостороннего регулирования международной торговли, а также отдельных, тесно с ней связанных элементов МЭО, играет Всемирная торговая организация (ВТО), объединяющая 150 государств, доля которых в мировом товарообороте составляет более 96%. Данная организация была создана в соответствии с подписанным в 1994 году в г. Марракеш соглашением участниками Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проходивших в рамках ГАТТ в период с 1986 -1994 гг. ВТО официально функционирует с 1 января 1995 г. Она не просто заменила собой ГАТТ – 1947 г., но включило это соглашение в редакции 1994 г. (ГАТТ - 1994) в качестве своей интегральной части. В отличие от ГАТТ (юридически не явл. международной организацией – временное соглашение), ВТО – постоянно действующая организация, налагающая на своих участников определённые юр. обязательства. Правовая база ВТО – ГАТТ – 1994, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и др. соглашения.
Основными ограничениями, которые налагает членство в ГАТТ на торговую политику стран-участниц являются:
· Экспортные субсидии – страны, подписавшие ГАТТ не могут использовать экспортные субсидии в любых отраслях за исключением сельского хозяйства.
· Импортные квоты – страны-участницы ГАТТ не имеют права в одностороннем порядке устанавливать импортные квоты за исключением случаев, когда импорт угрожает «подрывом рынка».
· Введение любых новых пошлин и увеличение уже существующих должно сопровождаться уменьшением других аналогичных тарифов с целью компенсации урона, нанесённого странам-экспортёрам.
Цели ВТО – укрепление и развитие мировой экономики, сосредоточение усилий по расширению торговли, росту капиталовложений, увеличению занятости и повышению уровня доходов во всём мире. ВТО – универсальная организация, решающая глобальные задачи в области международной торговли и смежных секторах экономики. Принципы ГАТТ/ВТО – недискриминация в торговле – предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а также национального режима – равного подхода к импортным и отечественным товарам во внутренних налогах и сборах.
Функции ВТО:
· Осуществление административной и организационной деятельности, направленной на обеспечение выполнения многосторонних торговых соглашений, находящихся в компетенции государства.
· Выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров стран-членов.
· Содействие разрешению торговых споров, которые могут возникать между членами ВТО.
· Осуществление мониторинга за торговой политикой стран-членов ВТО.
· Развитие сотрудничества с другими международными организациями и институтами, вовлечёнными в процесс формирования глобальной торговой политики.
Одной из задач ВТО является постоянное наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление необходимых консультаций в области управления и регулирования торговли.
Актуальной задачей ВТО остаётся приём в члены организации других новых членов, включая Россию и большинство стран СНГ. Подобное расширение ВТО должно усилить её универсальный характер, повысить действенность функционирования многосторонней торговой системы и способствовать более глубокой интеграции вступающих стран в мировую экономику и в международную торговую систему.