Определение числа разгрузочных мест, коэффициента освещённости
Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад, и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине. Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин, оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве - еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного - можно тогда посмотреть на витрины магазинов, расположенных рядом с фудкортом, полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры - создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают.
Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку, это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, - все это является значимыми факторами для покупателя.
Количество разгрузочных мест определяется в соответствии с п. 3.31 ВСН 54-87. Для магазина «Одежда», торговая площадь которого составляет 360 м?, предусмотрено одно разгрузочное место площадью 24 м?.
При выборе одежды, ее цвет имеет если не самое главное значение, то занимает ключевое место. Как бы не были удачны композиции товарной выкладки и подбор выставленных товаров, они не будут производить нужного впечатления, пока свет не станет компонентом оформления интерьера магазина. Поэтому важно правильно осветить торговое пространство и выгодно подчеркнуть неповторимость новой коллекции одежды и ее непревзойденные цвета и оттенки. Особенностью такого специфического товара, как одежда является то, что она очень чувствительна к освещению и при малейшем изменении насыщенности и количества направленного света меняет оттенки. Кроме традиционного верхнего освещения, используют различные подсветки, лампы и другое местное освещение. Среди дополнительного освещения используют различные козырьки, прожекторы, системы с галогенными лампами, различные направленные потоки света. Они могут выступить дополнительными элементами декора с дополнительной осветительной функцией. Такой подход к освещению придаст индивидуальность магазину и сделает нахождение в нем приятным. На начальном этапе проектирования магазина именно свету уделяется особое внимание. Ведь именно освещение придает форму торговому пространству. С его помощью можно улучшить пространство магазина, скрыть недостатки. Кроме того, начинать отделку стен торгового зала бессмысленно, если оно не освещено в полном объеме, ибо именно свет вскроет все изъяны в покраске стен и подскажет, где лучше разместить торговое оборудование.
Для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент:
Кс = Sзп / Sтз (1)
где Кс - коэффициент световой естественной освещенности торгового зала;
Sзп - площадь застекленной поверхности (окон), м?;
Sтз - площадь торгового зала, м?.
Нормы естественного освещения определяются соотношением площади остекления оконных, витринных и дверных проемов и площади пола. Для торговых залов, например, это соотношение должно составлять 1:6, конторских помещений - 1:8, а для подсобных - 1:10.
Норматив коэффициента освещения должен быть не менее 0,125.
При известных данных величины площади пола торгового зала (360 м?) и коэффициента световой освещенности (0,125) можно определить площадь застекленной поверхности, которая рассчитывается по формуле:
Sзп = Sтз * Кс (2)
Sов = h * l (3)
где h - высота витрины, м;
l - длина витрины, м.
Sов - площадь одной витрины, м?.
Sов = 2,5 * 3 = 7,5 (м?)
Количество планируемых витрин равно 4, следовательно, площадь застекленной поверхности будет равна:
Sзп = 7,5 * 4 = 30 (м?)
Теперь мы можем рассчитать коэффициент освещенности. Принимаем так же во внимание, что дверь в нашем магазине будет тоже застекленной (3м (длина)*3м (ширина)= 9м?):
Кс = (30 + 9) / 360 = 0,108
Норматив коэффициента освещения - 0,125. Мы видим, что полученное значение не много меньше чем данный коэффициент. Для решения этой проблемы, нам необходимо будет добавить больше искусственного освещения.
Помимо естественного освещения для освещения торговых залов применяется искусственное освещение с использованием электроламп накаливания и ламп люминесцентного освещения.
Искусственное освещение должно применяться в соответствии с установленными нормами. Уровень освещенности в пределах этих норм достигается системой общего, местного и комбинированного освещения.
Очень важным требованием к освещению витрин является устранение бликов в окне, чтобы можно было лучше рассмотреть имеющийся в магазине товар. Внутри магазина освещение используется для создания особой атмосферы, что можно осуществить одним из двух способов. В таких магазинах, как супермаркеты, освещение поддерживается на стандартном уровне и обеспечивает хороший обзор всех товаров. Другой метод, обычно применяемый в магазинах одежды, состоит в использовании специальной мощной подсветки для создания интересных эффектов или ощущения насыщенных цветов. В обоих случаях освещение необходимо подбирать таким образом, чтобы можно было показать товар, выделить его из окружающей среды, поэтому как светом, так и тенью необходимо управлять с большим искусством.
В данном магазине применяется комбинированное освещение всего помещения, так и освещение отдельных витрин. Особенно ярким должно быть освещение на месте примерки одежды.
Рациональное освещение торговых помещений помогает привлечь внимание покупателей именно к тем товарам, которые магазин считает необходимым усиленно регламентировать. Изменяя время от времени цвета освещения отдельных участков, зон торгового зала, также привлекает покупателей и тем самым содействует коммерческому успеху магазина.