Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
Оптовая торговля,в соответствии с Большой экономической энциклопедией (БЭЭ), - это «торговая деятельность прямо относящаяся к реализации товаров или услуг оптовым покупателям, которые приобретают товары и услуги в целях их последующей перепродажи или профессионального использования». По мнению В. Даненбурга «Оптовая торговля – это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.
Сущность и роль оптовой торговли:
-охватывает широкое рыночное пространство и является проводником в реализации больших партий и объемов товаров;
-устанавливает хозяйственные связи, как с производителями, так и потребителями;
-влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями;
-определяет пути перемещения товаров в стране и за ее пределами. Она совершенствует территориальное разделение труда, обеспечивает пропорциональность в развитии регионов и отраслей промышленности.
Преимущества оптовых предприятий:
-обеспечение широты и глубины ассортимента товаров;
-оптимальное формирование и регулирование цен;
-закупка товаров большими партиями на выгодных условиях;
-контроль качества закупленных товаров;
-осуществление внешнеторговой деятельности;
-оперативное регулирование ассортимента в розничной торговле;
-внедрение прогрессивных методов организации торговли;
-обеспечение экономии совокупных издержек обращения;
-оказание услуг, в том числе и маркетинговых, производителям и розничной торговле.
Исходными в деятельности предприятий оптовой торговли являются изменяющиеся рыночное пространство и спрос. Рыночный спрос образует, с одной стороны, поток информации от потребителя через торговлю к производителю, с другой - товарный поток от производителя через торговлю к потребителю. В этом процессе должна быть достигнута согласованность обоих потоков и решающая роль принадлежит оптовой торговле. Она призвана выполнять функцию регулятора рыночного спроса и адаптироваться к требованиям потребителя, что обеспечивает устойчивость наполнения рынка товарами и доведение их до потребителя.
Мировой опыт показывает, что функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия оптовой торговли, выступающей в качестве активного коммерческого посредника. Количественные показатели оптового звена в ведущих странах с рыночной экономикой подтверждают ее масштабность и значимость. Так, в США оптовых структур в расчете на один штат приходится более 8 тысяч; во Франции -около 10 тысяч на один департамент, в Германии - около 10 тысяч на одну землю.
Цель оптовой торговли– получение прибыли путем удовлетворения спроса на товары в удобное для потребителя время и необходимом количестве. От того, как будет развиваться оптовая торговля, в значительной мере зависит целевое производство товаров, их обновление и качество.
В современных условиях задачами оптовой торговли могут быть:
-анализ состояния целевых рынков и оценка потребностей покупателей;
-укрепление материально-технической базы и развитие технической политики;
-поддержание товарных потоков и каналов распределения с учетом потребительского спроса и предложения товаров,
-формирование товарных запасов и маневрирование ими с ориентацией на рыночную ситуацию,
-маркетинговое обеспечение и обслуживание;
-проявление компетенции и оперативности в коммерческо-предпринимательской деятельности.
Правильно организованная коммерческая работа в оптовой торговле способствует удовлетворению запросов потребителей, росту товарооборота и прибыли. Для этого осуществляется комплекс взаимосвязанных коммерческих функций:
-преодоление временного разрыва между моментами производства и потребления товаров;
-преодоление пространственного разрыва между местом производства и местом потребления товаров;
-выравнивание цен и финансирование;
-анализ текущего состояния оптовых рынков и их запросов;
-изучение и освоение новых рынков;
-обеспечение надежности за счет формирования товарных запасов;
-организация хранения товаров и отгрузка покупателям (клиентам) в нужном количестве и в установленное заказчиками время;
-оценка конкурентной ситуации в сфере оптовой торговли;
-предоставление статистической информации по всем аспектам сбыта продукции;
-установление надежных и долгосрочных партнерских отношений с товаропроизводителями;
-создание резервных источников финансового обеспечения процесса товароснабжения;
-оказание широкого перечня услуг как производителям, так и покупателям;
-широкое использование коммерческих методов во взаимодействии оптового предприятия с товаропроизводителями и посредниками.
Для оптовых предприятий характерными формами торговли являются транзитная и складская. В общем объеме оптового товарооборота значительный удельный вес приходится на долю складского товарооборота.