Доходы организации розничной торговли

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации»

(ПБУ 9/99) увеличение экономических выгод организации в связи с притоком активов или уменьшением обязательств, приводящие к увеличению капитала

организации, кроме вкладов участников, есть доходы хозяйствующего субъек-

та.

Все доходы организаций классифицируют следующим образом:

1. Доходы от обычных видов деятельности.

2. Прочие поступления.

В организациях розничной торговли для определения суммы доходов от обычных видов деятельности производится исчисление валового дохода тор- говли или суммы реализованной торговой надбавки. Согласно ГОСТу «Торгов-

ля. Термины и определения», валовой доход торговли – показатель, характери-

зующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приоб- ретению за определенный период времени. Определение этого показателя зави- сит от того, какие цены (покупные или продажные) применяются в учете.

При использовании в учете покупных цен определение валового дохода тор-

говли сводится к исчислению разницы между показателем выручки-нетто и суммой списанных в реализацию товаров.

При использовании в учете продажных цен показатель валового дохода тор-

говли (далее – ВДТ) может быть определен различно. Отраслевыми методиче-

скими рекомендациями установлены следующие способы расчета ВДТ: на ос- нове общего товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту товаро- оборота, по ассортименту товарного остатка.

Исчисление ВДТ на основе общего товарооборота возможно к применению

в тех случаях, когда на все товары установлен один процент (уровень) торговой надбавки, не изменяющийся в течение всего учетного периода. Если уровень торговой надбавки в учетном периоде меняется, то возникает необходимость

расчета частных товарооборотов по каждому периоду. Прежде всего, рассчиты-

вается мультипликатор (обратная ставка) торговой надбавки по формуле:

ТНр = ТН : (100 + ТН),

где ТНр – расчетная торговая надбавка; ТН – торговая надбавка.

Затем определяется сумма ВДТ за период, как произведение показателя то-

варооборота и исчисленного мультипликатора по формуле:

ВДТ = ТО х. ТНр : 100,

где ВДТ – валовой доход торговли; ТО – товарооборот в учетном периоде.

В основе расчета ВДТ по среднему проценту лежит исчисление средней торговой надбавки по реализованным в учетном периоде товарам. ВДТ, исчис-

ленный данным методом, как правило, больше или меньше фактического. Ме-

тод применяется на предприятиях с большим ассортиментом товаров и разноуровневыми торговыми надбавками. Предварительно рассчитывается средняя торговая надбавка по формуле:

ТНс = (ТНн + ТНп – ТНв) : (ТО + О + К) х 100,

где ТНс – средняя торговая надбавка; ТНн – торговая надбавка по остатку това- ров на начало учетного периода; ТНп – торговая надбавка по товарам, посту- пившим за учетный период; ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим

(кроме продажи) за учетный период; ТО – товарооборот в учетном периоде; О –

остаток товаров на конец учетного периода; К – остаток задолженности поку-

пателей за товары, проданные в кредит.

На основе исчисленного показателя средней торговой надбавки определяет-

ся показатель торговой надбавки по остатку товара к концу отчетного периода:

ТНк = (ТНс х О) : 100,

где ТНк – торговая надбавка по остатку товаров в конце учетного периода.

Затем рассчитывается показатель ВДТ по формуле:

ВДТ = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк.

Способ расчета валового дохода торговли по ассортименту товарооборота применяется в тех организациях торговли, где устанавливаются разные разме-

ры торговых надбавок по различным группам товаров при незначительном их

(товаров) ассортименте. При этом необходим раздельный учет товаров с раз-

ным уровнем торговой надбавки. ВДТ определяют по формуле:

ВДТ = ТО1 х ТНр1 + ТО2 х ТНр2 + … + ТОп х ТНрп : 100,

где ТО – товарооборот в учетном периоде; ТНр – расчетная торговая надбавка в учетном периоде; 1, 2, … п. – группы товаров с различным уровнем торговой надбавки.

Расчет валового дохода торговли по ассортименту остатка товаров – это ме-

тод, позволяющий определить наиболее точно сумму реализованной торговой надбавки. Однако он более трудоемкий, поскольку его применение требует

проведения инвентаризации товарных остатков на конец каждого учетного пе- риода. Исчисленная в результате инвентаризации сумма торговых надбавок на остаток товаров вычитается из показателей счета 42 «Торговая наценка». ВДТ

определяют по формуле:

ВДТ = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк,

где ТНн – торговая надбавка по остатку товаров на начало учетного периода;

ТНп – торговая надбавка по товарам, поступившим за учетный период; ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим (кроме продажи) за учетный период;

ТНк – торговая надбавка по остатку товаров в конце учетного периода.

Возможно исчисление валового дохода торговли способом сплошной иден- тификации при применении контрольно-кассовых машин со считывающим ин- формацию штрихкодов устройством и соответствующего программного про- дукта.

Исчисленная одним из перечисленных методов сумма валового дохода тор-

говли отражается на счетах способом «красное сторно».

Данная запись на счетах бухгалтерского учета позволяет продажную стои-

мость товаров скорректировать и довести ее до покупной стоимости. Это необ- ходимо сделать, поскольку на субсчетах 90/1 «Продажи» и 90/2 «Себестои- мость продаж» отражается один и тот же объем реализованного товара в одина- ковой оценке – по продажной стоимости.

В состав доходов от обычных видов деятельности в организациях розничной торговли включают также доходы от торговых услуг. Перечень их каждое

предприятие определяет самостоятельно. В состав торговых услуг, в зависимо- сти от вида, типа, специализации предприятия розничной торговли, могут быть включены следующие услуги:

– доставка товаров на дом;

– продажа товаров через торговые автоматы;

– раскрой тканей и сметка раскроенных изделий;

– мелкая переделка швейных изделий;

– растяжка головных уборов и обуви;

– демонстрация моделей одежды и обуви;

– консультации специалистов на выставках-продажах, покупательских кон-

ференциях;

– продажа новых товаров в обмен на старые (швейные машины, телефоны,

телевизоры и т.п.);

– настройка музыкальных инструментов на дому у покупателей;

– комплектование и оформление подарков из товаров, имеющихся в прода-

же;

– прием заказов в предпраздничные дни;

– установка технически сложных товаров на дому у покупателей;

– заказ такси по просьбе покупателей;

– организация информации покупателей о наличии в продаже товаров, рас-

положении отделов;

– хранение личных вещей покупателей;

– доставка подарков по указанному покупателем адресу;

– прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже;

– гардероб для покупателей;

– отдел находок;

– стоянки для автотранспорта;

– детская комната;

– упаковка приобретенных товаров и т.д.

Если указанные услуги оплачиваются покупателями, а не торговой органи-

зацией, то поступившие в оплату денежные средства признаются доходами от обычных видов деятельности.

Прочие поступления (доходы), которые делятся на две группы и учитыва-

ются в организациях торговли в общеустановленном порядке. В табл. 1.15 от-

ражена корреспонденция счетов по учету доходов в розничной торговле.

Корреспонденция счетов по учету доходов в розничной торговле

Таблица 1.15


  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
Доход от продажи товаров 50, 51 90-1
Доход от продажи торговых услуг   50, 51   90-1
Излишки товаров, безвозмездно полученные товары (рыночная стоимость)   41-2   91-1
Положительные курсовые разницы 50, 51, 71 91-1
Доход от взыскания недостачи товаров 91-1
Списание кредиторской задолженности 60, 62, 76 91-1
Разница между продажной стоимостью и фактической себестоимостью продажи собственных акций     91-1
Списание в конце года резерва под естественную убыль товаров     91-1
Определение в конце месяца убытка по прочим операциям     91-9
Определение в конце месяца убытка по обычным видам деятельности     90-9

Пример 1.6. За месяц магазином реализовано товаров на сумму –

590 000 руб. (без учета НДС) по договору розничной купли-продажи. Остаток товаров на конец месяца – 785 900 руб. Сумма торговой надбавки на начало ме-

сяца (без учета НДС) – 432 000 руб., по поступившим за месяц товарам –

333 000 руб.

Отразить факты хозяйственной жизни магазина.

Решение представлено в бухгалтерских записях к примеру:

1. Д 50 «Касса» К 90-1 «Выручка» – доход от продажи товаров за месяц в сумме 590 000 руб. поступил в кассу;

2. Д 90-2 «Себестоимость продаж» К 42 «Торговая наценка» – списана ме-

тодом «красного сторно» сумма реализованной торговой надбавки (ВДТ) –

328 255 руб. (432 000 + 333 000) : (785 000 + 590 000) х 100 х 590 000 : 100).


Наши рекомендации