Доходы организации розничной торговли
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
(ПБУ 9/99) увеличение экономических выгод организации в связи с притоком активов или уменьшением обязательств, приводящие к увеличению капитала
организации, кроме вкладов участников, есть доходы хозяйствующего субъек-
та.
Все доходы организаций классифицируют следующим образом:
1. Доходы от обычных видов деятельности.
2. Прочие поступления.
В организациях розничной торговли для определения суммы доходов от обычных видов деятельности производится исчисление валового дохода тор- говли или суммы реализованной торговой надбавки. Согласно ГОСТу «Торгов-
ля. Термины и определения», валовой доход торговли – показатель, характери-
зующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приоб- ретению за определенный период времени. Определение этого показателя зави- сит от того, какие цены (покупные или продажные) применяются в учете.
При использовании в учете покупных цен определение валового дохода тор-
говли сводится к исчислению разницы между показателем выручки-нетто и суммой списанных в реализацию товаров.
При использовании в учете продажных цен показатель валового дохода тор-
говли (далее – ВДТ) может быть определен различно. Отраслевыми методиче-
скими рекомендациями установлены следующие способы расчета ВДТ: на ос- нове общего товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту товаро- оборота, по ассортименту товарного остатка.
Исчисление ВДТ на основе общего товарооборота возможно к применению
в тех случаях, когда на все товары установлен один процент (уровень) торговой надбавки, не изменяющийся в течение всего учетного периода. Если уровень торговой надбавки в учетном периоде меняется, то возникает необходимость
расчета частных товарооборотов по каждому периоду. Прежде всего, рассчиты-
вается мультипликатор (обратная ставка) торговой надбавки по формуле:
ТНр = ТН : (100 + ТН),
где ТНр – расчетная торговая надбавка; ТН – торговая надбавка.
Затем определяется сумма ВДТ за период, как произведение показателя то-
варооборота и исчисленного мультипликатора по формуле:
ВДТ = ТО х. ТНр : 100,
где ВДТ – валовой доход торговли; ТО – товарооборот в учетном периоде.
В основе расчета ВДТ по среднему проценту лежит исчисление средней торговой надбавки по реализованным в учетном периоде товарам. ВДТ, исчис-
ленный данным методом, как правило, больше или меньше фактического. Ме-
тод применяется на предприятиях с большим ассортиментом товаров и разноуровневыми торговыми надбавками. Предварительно рассчитывается средняя торговая надбавка по формуле:
ТНс = (ТНн + ТНп – ТНв) : (ТО + О + К) х 100,
где ТНс – средняя торговая надбавка; ТНн – торговая надбавка по остатку това- ров на начало учетного периода; ТНп – торговая надбавка по товарам, посту- пившим за учетный период; ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим
(кроме продажи) за учетный период; ТО – товарооборот в учетном периоде; О –
остаток товаров на конец учетного периода; К – остаток задолженности поку-
пателей за товары, проданные в кредит.
На основе исчисленного показателя средней торговой надбавки определяет-
ся показатель торговой надбавки по остатку товара к концу отчетного периода:
ТНк = (ТНс х О) : 100,
где ТНк – торговая надбавка по остатку товаров в конце учетного периода.
Затем рассчитывается показатель ВДТ по формуле:
ВДТ = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк.
Способ расчета валового дохода торговли по ассортименту товарооборота применяется в тех организациях торговли, где устанавливаются разные разме-
ры торговых надбавок по различным группам товаров при незначительном их
(товаров) ассортименте. При этом необходим раздельный учет товаров с раз-
ным уровнем торговой надбавки. ВДТ определяют по формуле:
ВДТ = ТО1 х ТНр1 + ТО2 х ТНр2 + … + ТОп х ТНрп : 100,
где ТО – товарооборот в учетном периоде; ТНр – расчетная торговая надбавка в учетном периоде; 1, 2, … п. – группы товаров с различным уровнем торговой надбавки.
Расчет валового дохода торговли по ассортименту остатка товаров – это ме-
тод, позволяющий определить наиболее точно сумму реализованной торговой надбавки. Однако он более трудоемкий, поскольку его применение требует
проведения инвентаризации товарных остатков на конец каждого учетного пе- риода. Исчисленная в результате инвентаризации сумма торговых надбавок на остаток товаров вычитается из показателей счета 42 «Торговая наценка». ВДТ
определяют по формуле:
ВДТ = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк,
где ТНн – торговая надбавка по остатку товаров на начало учетного периода;
ТНп – торговая надбавка по товарам, поступившим за учетный период; ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим (кроме продажи) за учетный период;
ТНк – торговая надбавка по остатку товаров в конце учетного периода.
Возможно исчисление валового дохода торговли способом сплошной иден- тификации при применении контрольно-кассовых машин со считывающим ин- формацию штрихкодов устройством и соответствующего программного про- дукта.
Исчисленная одним из перечисленных методов сумма валового дохода тор-
говли отражается на счетах способом «красное сторно».
Данная запись на счетах бухгалтерского учета позволяет продажную стои-
мость товаров скорректировать и довести ее до покупной стоимости. Это необ- ходимо сделать, поскольку на субсчетах 90/1 «Продажи» и 90/2 «Себестои- мость продаж» отражается один и тот же объем реализованного товара в одина- ковой оценке – по продажной стоимости.
В состав доходов от обычных видов деятельности в организациях розничной торговли включают также доходы от торговых услуг. Перечень их каждое
предприятие определяет самостоятельно. В состав торговых услуг, в зависимо- сти от вида, типа, специализации предприятия розничной торговли, могут быть включены следующие услуги:
– доставка товаров на дом;
– продажа товаров через торговые автоматы;
– раскрой тканей и сметка раскроенных изделий;
– мелкая переделка швейных изделий;
– растяжка головных уборов и обуви;
– демонстрация моделей одежды и обуви;
– консультации специалистов на выставках-продажах, покупательских кон-
ференциях;
– продажа новых товаров в обмен на старые (швейные машины, телефоны,
телевизоры и т.п.);
– настройка музыкальных инструментов на дому у покупателей;
– комплектование и оформление подарков из товаров, имеющихся в прода-
же;
– прием заказов в предпраздничные дни;
– установка технически сложных товаров на дому у покупателей;
– заказ такси по просьбе покупателей;
– организация информации покупателей о наличии в продаже товаров, рас-
положении отделов;
– хранение личных вещей покупателей;
– доставка подарков по указанному покупателем адресу;
– прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже;
– гардероб для покупателей;
– отдел находок;
– стоянки для автотранспорта;
– детская комната;
– упаковка приобретенных товаров и т.д.
Если указанные услуги оплачиваются покупателями, а не торговой органи-
зацией, то поступившие в оплату денежные средства признаются доходами от обычных видов деятельности.
Прочие поступления (доходы), которые делятся на две группы и учитыва-
ются в организациях торговли в общеустановленном порядке. В табл. 1.15 от-
ражена корреспонденция счетов по учету доходов в розничной торговле.
Корреспонденция счетов по учету доходов в розничной торговле
Таблица 1.15
№ п/п | Факты хозяйственной жизни | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
Доход от продажи товаров | 50, 51 | 90-1 | |
Доход от продажи торговых услуг | 50, 51 | 90-1 | |
Излишки товаров, безвозмездно полученные товары (рыночная стоимость) | 41-2 | 91-1 | |
Положительные курсовые разницы | 50, 51, 71 | 91-1 | |
Доход от взыскания недостачи товаров | 91-1 | ||
Списание кредиторской задолженности | 60, 62, 76 | 91-1 | |
Разница между продажной стоимостью и фактической себестоимостью продажи собственных акций | 91-1 | ||
Списание в конце года резерва под естественную убыль товаров | 91-1 | ||
Определение в конце месяца убытка по прочим операциям | 91-9 | ||
Определение в конце месяца убытка по обычным видам деятельности | 90-9 |
Пример 1.6. За месяц магазином реализовано товаров на сумму –
590 000 руб. (без учета НДС) по договору розничной купли-продажи. Остаток товаров на конец месяца – 785 900 руб. Сумма торговой надбавки на начало ме-
сяца (без учета НДС) – 432 000 руб., по поступившим за месяц товарам –
333 000 руб.
Отразить факты хозяйственной жизни магазина.
Решение представлено в бухгалтерских записях к примеру:
1. Д 50 «Касса» К 90-1 «Выручка» – доход от продажи товаров за месяц в сумме 590 000 руб. поступил в кассу;
2. Д 90-2 «Себестоимость продаж» К 42 «Торговая наценка» – списана ме-
тодом «красного сторно» сумма реализованной торговой надбавки (ВДТ) –
328 255 руб. (432 000 + 333 000) : (785 000 + 590 000) х 100 х 590 000 : 100).