Необходимо сразу же уяснить некоторые важные, даже принципиально важные характеристики внебюджетных доходов.
1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев являются платой за оказанные образовательным учреждением услуги, реализованные товары и (или) выполненные работы (за исключение пожертвований).
2. Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами бюджета и могут расходоваться только в порядке, предусмотренном для бюджетных средств, т.е. по смете, в которой не предусматривается получение прибыли.
3. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать понесенные образовательным учреждением затраты на осуществление деятельности, в результате которой эти доходы были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.
4. Выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ или услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает уплаты налога).
5. Прибыль, полученная образовательными учреждениями по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может использоваться ими самостоятельно только после уплаты налога.
Производство и реализация услуг, товаров и работ со всей очевидностью требует определенных затрат. Полученный доход, следовательно, должен быть распределен на три основных составляющих: уплата налога на добавленную стоимость, возмещение издержек и прибыль. Прибыль в свою очередь распределяется на сумму налога на прибыль и прибыль, остающуюся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. В общем виде схема повторяет распределение дохода в коммерческой организации, что, в общем, и должно быть. Специфика отрасли образования состоит однако в том, что в рамках образовательного учреждения осуществляются одновременно и во взаимодействии некоммерческая (финансируемая из бюджета) и коммерческая деятельности при наличии ограничений общего характера:
• отсутствие цели извлечения прибыли и, соответственно, отсутствие ее отражения в финансовых планах;
• невозможность использования бюджетных средств для компенсации затрат по внебюджетной деятельности;
• необходимость совместного согласованного ”участия“ бюджетных и внебюджетных средств в возмещении затрат образовательного учреждения, понесенных в процессе осуществления им своей деятельности.
Первые два ограничения вопросов обычно не вызывают: одно следует из законодательства, а второе - тоже и к тому же отражено в подзаконных актах. Насчет третьего ограничения следует дать некоторые пояснения. Дело в том, что образовательное учреждение является единым комплексом, осуществляющим различные виды деятельности. Для обеспечения их осуществления оно несет некоторый объем расходов, часть из которых обусловлены содержанием этих видов деятельности и пропорциональны их объемным показателям (условно переменные расходы), а часть - не зависят (или зависят не прямо) от объемов работ, а определяются физическими характеристиками учреждения как объекта (условно постоянные расходы). И те и другие расходы должны покрываться за счет доходов, причем как бюджетных, так и внебюджетных. Первые расходы можно посчитать прямо, отдельно по каждому виду деятельности, а вот вторые следует считать в целом по учреждению и распределять по видам деятельности, ”накладывая“, добавляя их в качестве ”довеска“ к прямым расходам. Отсюда и их название - накладные расходы. Варианты такого распределения могут быть разными, но, как правило, распределение осуществляется пропорционально объему работ в стоимостном выражении. Поэтому и используется выражение ”накладные расходы - столько-то процентов“ (от расчетной стоимости работы).
Процесс осуществления внебюджетной деятельности, получения и распределения образовательным учреждением дохода для определения необходимых для этого условий или требований к его организации.
Общая схема предельно проста. Внебюджетные средства поступают в некий механизм осуществления внебюджетной деятельности и превращаются там в финансовый результат, в котором образовательное учреждение заинтересовано. Для того, чтобы правильно понимать содержание этого процесса, необходимо выявить его этапы, отражающие последовательное преобразование внебюджетных средств в финансовый результат, и определить необходимые организационные условия их осуществления. Для этого общая схема процесса декомпозируется, т.е. разделяется на элементы.
Следует отметить, что каких-либо специальных подходов или методов этот процесс не требует, да они и не разработаны. Декомпозиция осуществляется на основе в первую очередь знания содержания исследуемого процесса. В нашем случае - с учетом
всех указанных выше условий и ограничений при осуществлении образовательным учреждением внебюджетной деятельности.