Анализ элементов рынка аптечных товаров.

Анализ проводится после согласования с руководителем ФО или по его поручению.

Этапы анализа.

  1. Определение целей исследования.

( Пример: определить товары, спрос на которые опережает предложение)

  1. Сбор информации по источникам

· Учетно-отчетная документация

· Результаты социологических исследований

· Прайс листы поставщиков и другие

Сбор информации проводится путем: опроса (анкеты, интервью, телефон, почта), наблюдения, эксперимента.

3.Обработка информации.

Приведение к определенной системе, сопоставимым единицам измерения и т.д.

4.Анализ информации

5.Получение и использование результатов.

Для анализа необходимо иметь динамические ряды элементов рынка

  • Товарное предложение
  • Спрос
  • Цена

Методы анализа рынка аптечных товаров.

    1. Расчет основных показателей динамических рядов
      • Темп роста или убыли
      • Темп прироста
      • Абсолютный прирост или убыль
      • Средние темпы роста

2.Индексный анализ.

Индекс – относительная величина. Позволяет сравнить величины, элементы которых непосредственно не сопоставимы.

Пример: Ассортимент продаж аптечных товаров в разные периоды отличается, поэтому нельзя напрямую сопоставить реализацию товаров во времени (за день, за неделю, за месяц)

В базисном году ввели 3 препарата в продажу. Необходимо выяснить, как они влияют на товарооборот.

Таблица 1

Расчет индексов товарооборота.

Товары Продано (уп) Цена за ед. (руб.)
В базовом периоде В отчетном периоде В базовом периоде В отчетном периоде
А
Б
В

Индекс товарооборота – И т/об.

(ц1* к) + (ц2 *к) + (ц3*к) = (250*9)+(280*22)+(100*25) =10910= 1,148

И т/об. = (ц01*к) +(ц02*к) + (ц03*к) (200*10)+(300*20)+(50*30) 9500

Выручка от продажи данных препаратов увеличилась на 14,8%

Индекс товарооборота не дает представления об изменении товарной массы в сравнении с базовым периодом.

Индекс физического товарооборота = И физ.т/об. Используют цены базисного периода.

И физ. т/об.= (ц01* к) + (ц02 *к) + (ц03*к) = (200*9)+(300*22)+(50*25) = 1,016

(ц01*к) +(ц02*к) + (ц03*к) (200*10)+(300*20)+(50*30)

Фактически товаров продано на 1,6 % больше.

Для количественного выражения разницы цен используют Индекс цен = Иц

(ц1* к) + (ц2 *к) + (ц3*к) = (250*9)+(280*22)+(100*25) = 1,13

Иц = (ц01*к) +(ц02*к) + (ц03*к) (200*9)+(300*22)+(50*30)

Цены выросли на 13%. Увеличение выручки произошло за счет увеличения цен.

Можно рассчитать динамику средней цены.

Сумма продажная за отчетный периодСумма продажная за базисный период

Иц ср. = Сумма проданных товаров : сумма проданных товаров

10910 : 9500

56 60 = 1,23 Цена выросла на 23%

3. Анализ сезонных колебаний элементов рынка.

Товарное предложение, спрос, цена зависят от сезонных колебаний.

Для их характеристики используют индексы сезонности, которые образуют за год сезонную волну. Рекомендуется использовать данные за несколько лет.

Таблица 2

Расчет индексов сезонности спроса на товар.

  Кварталы   Продажа товара А по годам (тыс. руб.) В среднем за 4 года Индексы сезонности %
28,4
59,2
432,5 204,7
227,5 107,7
Всего за год -
В среднем за квартал 187,5 202,5 215,0 240,0 211,3 100,0

Индекс сезонности = Продажа за данный квартал

Продажа в среднем за квартал =

50

187,5*100% = 26,7% - за 1 квартал 1года

60

202,5*100%=29,6% - за 1 квартал 2 года

60

215,0*100% = 27,9% - за 1 квартал 3 года

70

240 *100%=29,2 – за 1 квартал 4 года

Сглаженное значение 60

211,3 *100% = 28,4%

Сезонная волна продажи препарата

28,4%

59,2%

204,7%

107,7%

Это дает возможность прогнозирования возможных продаж по кварталам.

Пример: План – 200 тысяч рублей

200000: 4 = 50000 рублей

1 квартал 50 * 0,284= 14,2 тыс. рублей

2 квартал 50*0,592=29,6 тысяч рублей

3 квартал 50*2,047= 102,4 тысяч рублей

4 квартал 50* 1,077= 53,9 тысяч рублей

Расчеты могут производиться за неделю, месяц, квартал.

4. Анализ баланса товарного предложения.

После сбора данных по товарному предложению, спросу, цене, составляют аналитические таблицы и обобщают результаты.

Пример. Препарат Коаксил поставлен на ПКУ, в связи с этим изменился спрос в аптеке, имеющей лицензию на работу с данными препаратами. Можно проанализировать динамику изменения, удельный вес препарата в общем объеме потребления препаратов данной фармакологической группы.

Или конкуренты открыли аптеку специализированной продажи товаров детского ассортимента, в связи, с чем изменилась реализация памперсов для детей.

5. Метод ценовой эластичности (отдельная лекция).

6.Метод социологических исследований.

Выявление потребительских предпочтений, сегментирование рынка, анкетирование.

По результатам социологических исследований рассчитывают коэффициент, характеризующий степень удовлетворения спроса на препарат (отдельная лекция).

Наши рекомендации