Раздел 3. Экономический потенциал– внутренняя среда функционирования торговых организаций

Тема 11. Экономический потенциал торговли:

Сущность, факторы роста

Вопросы для рассмотрения:

1. Внутренняя среда торговой организации.

2. Сущность категорий «потенциал», «ресурсы», «резервы», соотношение между ними.

3. Потенциал общественного питания: понятие, функции, черты и количественные параметры. Структурные составляющие потенциала и их взаимосвязь.

4. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста организации.

Под внутренней средой понимаются силы, факторы, явления, находящиеся в рамках ООП и оказывающих на ее функционирование постоянное и самое непосредственное воздействие.

Основными переменными внутренней среды в организации, которые требуют внимания руководства, являются цели, структура, задачи, технологии и люди.

Цели – это желаемый результат, которого стремиться достичь группа в процессе совместной работы (конкретные конечные состояния). Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, и не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, выстроенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленные цели (существуют две основные концепции структуры организации: специализированное разделение труда и сфера контроля).

Задача - это предписанная работа, часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки (считается, что в данном случае организация будет действовать успешно). Задачи делят на три категории – работа с людьми, с предметами, информацией.

Технология – средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт.

Люди – являются центральным фактором в модели управления, включая и ситуационный подход (выделяют три аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах и характер поведения руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп).

Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм организации, т.е. производственно-торговые, управленческие и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления производственно-торговым процессом, анализа экономической информации.

Внутренняя среда, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от формы организации фирмы и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы.

Внутренняя среда состоит из различных компонентов. Внутри фирмы среда представлена функциональными областями, общими для всех типов организации. Независимо ее размера, функциональные области универсальны для всех организаций и имеют следующее предназначение:

- кадровая функция;

- финансы и бухгалтерский учет;

- обеспечение поставками;

- исследование, развитие и изобретения (R&D);

- распространение продукции (доведение товаров до потребителей);

- производственная функция;

- маркетинг.

Внутренняя среда предполагает исследование состояния и перспектив развития потенциала хозяйствующего субъекта.

Потенциал и возможности ООП определяют через исследование кадрового среза, организационного, производственного, маркетингового, финансового и экономического срезов (трудовые ресурсы, оборотные фонды, основные фонды, информация).

Потенциал – совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь.

Потенциал – в широком смысле – средства, запасы, источники, возможности, которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи;

- возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (экономический, производственный, нравственный)

Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности (материальные трудовые, финансовые, природные)

Резервы– запас чего-либо на случай надобности; источник, откуда черпаются средства.

Экономический потенциал –это совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении организации и способности ее работников и менеджеров по эффективному использованию ресурсов с целью деятельности с наибольшей результативностью (наиболее полное удовлетворение спроса населения на продукцию и услуги общественного питания при высоком качестве обслуживания).

Количественными параметрами экономического потенциала общественного питания можно считать

- объем товарооборота;

- наличие и размер запасов сырья и товаров;

- численность, профессионально-квалификационный состав работников;

- финансовые ресурсы, их объем;

- объем, структуру и техническое состояние объектов основных средств,

обеспеченность оборудованием;

- обеспеченность населения местами в ООП в сравнении с нормативами и проч.

Экономический потенциал характеризуется 4 основными чертами:

1 объемом и качеством ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность, а также резервов, не вовлеченных, но подготовленных к хозяйственной деятельности;

2.реальными возможностями организации в той или иной сфере предпринимательской деятельности, включая нереализованные по каким-либо причинам;

3.кадровым потенциалом (от него зависит степень эффективного распоряжения остальными ресурсами);

4.организационной структурой организации и формой предпринимательской деятельности.

Различают две формы экономического потенциала организации:

-натурально-вещественную (основные, оборотные фонды, фонды обращения, трудовые ресурсы);

-стоимостную.

Модель экономического потенциала:

человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал

Модель экономического потенциала любой организации определяется:

- объемом и качеством ресурсов, т.е. объемом основных фондов, оборотных фондов, материальных запасов, численности работников, имеющейся информационной базой и проч.;

- профессиональным и образовательным уровнем кадрового потенциала, достаточным для эффективного использования ресурсов;

- способностью менеджера оптимально использовать имеющиеся в организации ресурсы;

- инновационными способностями организации, характеризуемыми готовностью к обновлению основных средств и технологий;

- информационными способностями организации, т.е. способностью использовать информацию для решения производственных задач;

- финансовыми возможностями организации (обеспеченность собственным капиталом, кредитоспособность, ликвидность, платежеспособность)

Все эти показатели в сумме образуют совокупную экономическую и социальную или хозяйственную способность организации и определяют уровень ее конкурентоспособности (это комплексная оценка состояния важнейших параметров организации в сравнении с выбранными стандартами).

Управление экономическим потенциалом представляет собой оценку и анализ факторов, повышающих или снижающих конкурентоспособность потенциала, выбор и реализация стратегии и тактики для достижения поставленной цели. Выбор стратегии управления экономическим потенциалом должен осуществляться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на показатели деятельности организации питания.

Развитие является общим принципом любой социально-экономической системы и рассматривается как необратимое направление изменения организации. Структурными источниками экономического развития служат:

-развитие на основе факторов производства, которые характеризуются количеством и качеством ресурсов.

-развитие на основе инвестиций

-развитие на основе инновационной деятельности

Экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства на основе увеличения количества вовлеченных в хозяйственную деятельность факторов производства на прежней технической основе. Экстенсивные факторы экономического роста отражают количественную сторону увеличения объема производства за счет увеличения объема используемых ресурсов. К ним относятся рост числа работников, увеличение капвложений, рост объема потребляемого сырья.

Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объема производства за счет повышения эффективности используемых ресурсов. К ним относятся повышение квалификации работников, научно-технический прогресс, совершенствование технологии и организации труда и производства, повышение качества продукции и проч.

Так как в чистом виде перечисленные типы не существуют, говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типах. В условиях ограниченности ресурсов возникает необходимость концентрации усилий на повышении интенсификации и эффективности коммерческой деятельности.

Различают 2 формы интенсивного типа развития: фондоемкую и фондосберегающую.

Фондоемкая форма интенсивного типа развития характеризуется тем, что экономический рост обеспечивается за счет прироста расходов на производство и реализацию.

Фондосберегающая форма интенсивного типа развития характеризуется тем, что темпы прироста товарооборота выше темпов прироста всех видов ресурсов, обеспечивающих этот прирост.

Наши рекомендации