История возникновения и развития торговли в Беларуси.
История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появления людей, которые сами не занимаются производством материальных благ, т.е. с появления экономических отношений.
История торговли развивалась в тесной взаимосвязи с историей развития человеческого общества, его хозяйственной деятельностью, во взаимосвязи с историей экономики. История торговли очень тесно взаимосвязана с развитием науки и технического прогресса.
Обмен продуктов как товара возник в определенных исторических условиях на основе общественного разделения труда. Исторический ракурс возникновения и развития торговли можно условно представить следующими основными вехами.
В рамках первобытнообщинного строяпроизошло возникновение обмена первоначально для собственного потребления (продукты еще не товар), а затем обмен превратился в регулярный общественный процесс, появились деньги и возникло товарное производство. Оно осуществлялось экономически обособленными производителями – купцами.
Перемены в экономической жизни и быстрое развитие товарного производства начались во времена крестовых походов (1096-1270 гг). Купцы потянулись за отрядами рыцарей, снабжая их всем необходимым и получая в обмен возможность устраивать свои лавки и склады в крепостях и военных лагерях.
Дальнейшее углубление общественного разделения труда в XI-XII вв. вело к расширению внутреннего рынка, средств производства и предметов потребления, рынка труда. Все это дало толчок к возрождению и развитию европейских городов. С развитием городов произошло разделение ремесленной и торговой деятельности. В отличие от странствующих купцов, которые занимались внешней торговлей, купцы, появившиеся в западноевропейских городах в XI-XII вв., занимались также и внутренней торговлей.
Особенно быстрыми темпами стали развиваться торговля, товарное производство и города в период развитого феодализма. Возродившиеся и выросшие города стали центрами, обслуживающими дальнюю торговлю. Значение торговых городов стало настолько большим, что они отвоевали себе немалые льготы и привилегии у королей, феодальных правителей и церковных владык. Со временем в Европе стали появляться «вольные города» (на Руси – Великий Новгород). Во Франции вольные города получили название «буржуазных» - от слова «бург», означавшего «укрепленный город».
Дальнейшим толчком к развитию товарного производства и бурному развитию международной торговли после крестовых походов послужило открытие Америки и морского пути в Индию.
В X-XI вв. в связи с развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, с развитием сухопутных путей и средств сообщения возросло значение ярмарок (регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов). Ярмарки сыграли важную роль в развитии средневековой торговли, денежного рынка и кредита. На них располагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В период становления капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товара сменился продажей по образцам.
В XVI-XVII вв. в истории Западной Европы происходит переход от феодализма к капитализму, вызвавший значительные изменения в торговле. Основными чертами этого переходного периода были:
- первоначальное накопление капитала (происходит становление рыночной экономики, первоначально капиталы накапливались не в производстве, а в сфере обращения и кредита (торговле и ростовщичестве), источником накопления капитала выступали ограбление и эксплуатация колоний, контрабандная торговля, работорговля, пиратство, монопольная торговля);
- наличие множества мануфактур (два признака мануфактуры – эксплуатация труда и разделение труда, что позволило перейти от поштучного к массовому производству).
Роль и значение торговли при капитализме изменились по сравнению с их ролью в докапиталистических формациях. В рабовладельческом и феодальном обществах купеческий капитал выступал посредником между производителем и потребителем. В условиях промышленного капитализма выделился торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала. Это часть капитала, функционирующая в сфере обращения и выполняющая специфические функции реализации стоимости и прибавочной стоимости.
Экономическая стратегия пришедших к власти большевиков была разработана В.И.Лениным летом 1917 г. В основе этой стратегии лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Новое общество должно было иметь бестоварный и безденежный механизм. Но на первой стадии все же предполагалось наличие товарно-денежных отношений, и материальной базой этих процессов стала национализация банков и синдикатов. Национализация по замыслу большевиков должна была не разрушать уже сформированные хозяйственные связи, а, наоборот, объединить их в масштабе всей страны, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.
Была проведена национализация банков, земли, промышленности, транспорта, внешней и крупной оптовой торговли. В розничной торговле национализация охватила в основном лишь крупные предприятия (универмаги, многолавочные фирмы). В торговле продовольственными товарами она была проведена более широко, что было вызвано большими затруднениями в продовольственном снабжении страны. Для улучшения снабжения населения Совнарком 9 ноября 1917 г принял Декрет «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле». Этот декрет разрешал контроль над всеми торговыми предприятиями и конфискацию их в целях лучшей организации снабжения населения. В конце 1917 г и начале 1918 г были установлены государственные торговые монополии (хлебная монополия) и введены твердые цены на важнейшие товары: сахар, рис, соль, свечи, спички, ткани, керосин, сельскохозяйственные машины и др.
В период 1917-1920 гг. снабжение населения осуществлялось через потребительскую кооперацию. Декретом Совнаркома от 21 ноября 1918 г было предусмотрено осуществление национализации и муниципализации частной торговли. Этим было положено начало замене частного торгового аппарата государственными и кооперативными предприятиями. Частные торговые предприятия продолжали существовать до конца 1919 г и лишь в начале 1920 г. частная торговля была полностью запрещена.
С окончанием гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Для прекращения разрухи и перехода к восстановлению хозяйства надо было изменить экономическую политику. Был осуществлен переход к «новой экономической политике» (нэп). Нэп – антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики при сохранении командных рычагов в руках правительства. Нэп включал следующий комплекс экономических и социально-политических мероприятий:
- разрешение частной торговли;
- замену продразверстки продовольственным налогом (продукты разрешалось продавать на рынке);
- привлечение к развитию промышленности иностранного капитала;
- сдачу государством в аренду многих мелких предприятий;
- аренду земли под государственным контролем;
- перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость;
- наем рабочей силы;
- отмену карточной системы и уравнительного распределения;
- платность услуг;
- замену натуральной зарплаты денежной;
- отмену всеобщей трудовой повинности.
В 1925 г политика нэпа уступила место политике «индустриализации», т.е. созданию крупного машинного производства для тяжелой промышленности, превращению страны аграрной в страну индустриальную, обеспечению экономической независимости и укреплении обороноспособности.
Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении. В области экономики стала развиваться система жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Главным итогом индустриализации явилось закрепление командно-административных методов управления экономикой.
С построением «социалистического общества» (с середины 30-х гг. прошлого века) усилилась роль планового начала во всех рыночных связях, началась планомерная организация торговли. Расширялась торговая сеть государственной и кооперативной торговли, колхозная торговля. Колхозная торговля представляла собой продажу колхозами и колхозниками излишков сельскохозяйственной продукции на рынке, не планировалась государством и осуществлялась по свободным ценам. Была широко развита система государственного нормированного снабжения.
В 1932 г был принят закон, запрещающий открытие магазинов и лавок частными лицами. В этом же периоде создана система централизованного распределения товарных фондов как по отдельным назначениям, так и в территориальном разрезе. Централизованное планирование товарных фондов охватило все основные продовольственные и промышленные товары. Значительно возросла роль планирования товарооборота в разрезе торговых систем: орсы, розничные торговые организации (торги), сеть специализированных магазинов, сеть универсальных магазинов, специальные фирменные магазины. В 1934 г государственная торговля стала играть ведущую роль в розничном товарообороте, ее удельный вес повысился с 36% в 1932 г до 60% в 1934 г. В течение 1935-1936 гг. были отменены карточки и ликвидированы закрытые формы торговли, а в феврале 1939 г с реформой цен был завершен переход на систему единых государственных розничных цен.
К середине 1970-х гг. внутренняя торговля превратилась в одну из крупных отраслей народного хозяйства.