Житель Белозёрья ведает Ирии восемь рун, что открывают дорогу в царство морское. Род Лунный приходит во сне к Ирии и наказывает ей оберегать Мирград-Землю.
Взглянул хозяин хижины на Ирию да без слов понял, в чём печаль её, - пожалел её. Некогда живал он за пределами Белозёрья в местах разных, то было давно, и знал – помощь дюже нужна правительнице.
Долго ли, коротко ли, рассказал восемь рун заветных деве да велел выучить их и подле Бела Озера в месте, от глаз скрытом, произнести поутру. Откроет то заклинание вход к силам, что развергнут воды да впустят гостью в царство морское.
Получив руны от добродушного хозяина, правительница ирийская сразу нашла место заветное. Но как не старалась, всё не выходило у неё произнести слова должным образом. Вот уж день, другой, третий прошел, а всё никак не выходит. Притомившись, задремала под раскидистым деревом, и причудился ей сон дивный.
Увидала в том сне она Род Лунный, что тремя старцами предстал пред нею – Семаргл, Перун да Один. Её именем величали правительницу да о делах на Мирград-Земле толковали, об урах и о купцах иноземных, что поработить решили Мирград-Землюшку - наказали оберегать её. Да Перун на ухо шепнул Ирии, как мол, надобно руны те гласом девичьим вслух произнести - было слово там одно отличное от мужского гласа, от богатырского.
Поняла тогда правительница ирийская в чём тут дело да тотчас проснулась и немедля подошла к Белу Озеру. Руны все она отчеканила да сказав, немного помедлила, а затем назвала слово девичье.
Расступились тут воды светлые, в миг единый впустили Ирию. И спускаться стала, словно по лесенке, дева во глубины Бела Озера. И дышалось легко без помехи какой либо ей, словно во поле чистом была, а не средь пучины светлых вод. Так спускалась всё глубже и глубже она. Рыбы да твари морские окружали её образ, что в воде, будто растворяясь, влаги даже ни капли не чувствовал. Вот заметила Ирия вдалеке, посредь вод бескрайних, засветились сиянием ярким очертания града подводного.
Селу нарекают княгиней племени жёлтого. Алеан и Села возвращаются на Буян. Совместно с Емелем, Альмирой и Велием они решают, как изжить купцов лиходеев.
На Мирград-Земле меж тем, на её поверхности, воротился на остров Буян Алеан со своею супругою, которую нарекли княгиней племени жёлтого, хоть была она и других кровей. Воевода Велий был приглашён во палаты князя буянского да, прервав на время свои труды, собрались туда Емель с Альмирою. Все решили совет держать, как купцов изжить да отвадить от острова Буяна и от прочих земель заморских.
Часом тем Заор был наставником своим зачарован. Шли доходы от дел неправедных в казну князя урского немалые. Уж забыл он про все горести, что война принесла со тварями, теми что воздухом смрадным дышали. Был доволен, что старцу доверился, и мечтал покорить Мирград-Землю всю и арийское государство светлое.
Ирия в подводном царстве.
Спускаясь всё ниже и ниже во просторы светлого озера, Ирия тут и там видела причудливые создания, которые передвигались, словно то было на суше. Внимание её привлёк небольшой светлый проём. Переведя дыхание, она полезла в зияющее отверстие.
Воздух, которым дышала дева, следовал всюду за ней. На удивление, пройдя немного по узкому проходу, Ирия заметила вдалеке терема словно на суше стояли, и текла жизнь своим чередом подле оных. Подумав лишь о том, чтобы поскорей добраться туда, вмиг очутилась гостья посредь небольшой площади, будто и не разделяла её толща воды с Мирград-Землёй.
Дышалось легко и свет, что давал воздух сотворённый рунами обережными, рассеялся среди более сильного источника жизни. Осмотревшись вокруг, увидала правительница ирийская, что терема имели необычную форму, да вот земля под ногами была самая, что ни есть, настоящая - и травушка, и цветы росли на ней, как и на поверхности. Ярила всё же не наблюдалось, а свод всего был увенчан большим светлым шаром, который дарил тепло растениям и деревьям.
Тут отворилась дверь одного из теремов и девчушка, не старше годков десяти со светлыми волосами, вышла на встречу гостье и жестом пригласила её внутрь хором. Улыбнувшись, Ирия последовала за ребёнком.
Внутри палат было полным полно народу. Были там люди из племён разных и народностей – асы всё ж с ариями пребывали в большинстве. Всё было похоже на большой совет. Стол необычайных размеров в форме круга красовался посреди комнаты. По краям его расселись люди и внутри, словно места более почётные, занимали те, что постарше - мудрецы да трое старцев седовласых сидели на возвышении.
Собрание встретило правительницу недолгим молчанием. Затем, привстав со своей ложи, один из старцев, размахивая своим посохом, указал деве на место подле стола.