Торговец Мима и жулик Бяньба
Не было в городе такого человека, который не знал бы торговца Мима. Это был честный человек, всегда готовый услужить людям. Бедняков он не раз выручал из беды, и жители всегда добром платили Мима. Кто товар поможет ему перевезти на своём осле, кто воды принесёт домой, кто чайсуму (тибетский чай) для него приготовит.
И только мелкий воришка Бяньба ненавидел Мима, потому что был Бяньба как две капли воды похож на него. И ростом, и походкой, и лицом. Только Мима все в городе любили и уважали, а жулика разве могли уважать добрые люди? И решил Бяньба отомстить своему двойнику.
Как-то раз собрался Мима в соседний город шёлковые ткани продавать. Заметил его Бяньба, быстро переоделся в халат — точь-в-точь как у торговца — и пошёл следом за ним. А когда показались дома соседнего городка, Бяньба подбежал сзади к Мима и сорвал с его плеча корзину с рулонами шёлка.
— Держите его, люди, держите! — изо всех сил закричал Мима.
А Бяньба и не думал убегать. Собралась толпа. Окружили их люди, смотрят и ничего не могут понять. Один говорит:
— Это моя корзина. Он хотел отнять её у меня! Я торговец Мима!
Другой говорит:
— Не верьте ему, это он сорвал с моего плеча корзину!
Вышел тут из толпы старик и говорит:
— Не знаем мы вас. Вы похожи как две капли воды в нашей реке. И роста одного, и голоса одинаковые, и халаты не отличить друг от друга. Есть у нас судья, пусть он решит, кто из вас прав, а кто виноват.
И повели их к судье.
Внимательно выслушал старый судья Мима и Бяньба и так сказал:
— Положите один рулон шёлка на стол. И когда я взмахну этим жезлом, вы оба разом его хватайте. Кто захватит больше, тот и есть настоящий Мима.
Сказал и взмахнул своим жезлом.
Бросился Бяньба на шёлк, крепко схватил его и так потянул, что даже материя затрещала. А Мима лишь осторожно руку положил на шёлк — боялся порвать красивую материю!
— Теперь я вижу, кто из вас настоящий Мима. Шёлк никогда не был твоим, — обратился судья к Бяньба, — ты не пожалел материю и порвал её. Значит, ты никогда и не звался Мима. А ты, почтенный торговец Мима, пожалел свой товар, не стал его рвать. Забирай корзину и иди с миром, торгуй в нашем городе.
Позвал судья стражу и велел посадить Бяньба в сырой подвал.
Три вора и царь
Однажды вышли три вора на свой промысел, чтобы украсть что-нибудь. А царь, что в тех краях правил, как раз в этот час тайно, в простой одежде по городу ходил: хотелось ему посмотреть, как подданные его живут. Увидел он трёх воров, подошёл к ним и спрашивает:
— Кто вы такие будете, братцы?
— Мы воры, ищем, чего бы украсть! — отвечают они. — А ты кто?
— Я тоже вор. А чем же вы, братцы, знамениты в своём деле? — спрашивает царь.
— У меня такой глаз, — говорит один, — что как только взгляну на любой замок, так он сразу и отпирается.
— А у меня такой нюх, — говорит другой, — что я любой клад даже под землёй чую.
Третий сказал:
— А я один раз увижу человека и потом хоть через сто лет могу сказать, где его найти.
Потом они стали у царя спрашивать:
— Теперь и ты нам, вор, скажи, чем можешь похвастаться.
— Если я кивну головой в одну сторону, — ответил царь, — то человека сразу повесят, кивну в другую — он избавится от петли. Так что если вместе пойдём, то половину добытого мне будете отдавать.
«Такой товарищ нам будет кстати, — подумали воры. — Ведь мы всё время под страхом казни живём, а с ним нам нечего петли бояться». И взяли они его в товарищи.
Повёл их царь туда, где его собственная казна хранилась. Взглянул первый вор на запоры, и они тотчас раскрылись. Второй сразу показал, где сокровища схоронены. Набрали воры золота и драгоценностей, собрались уходить, а тут как раз стражники их и схватили. Царь-то потихоньку от воров скрылся, да и послал туда стражников. Привели троих воров па царский суд, и повелел царь их повесить. Вспомнили тогда воры про нового товарища: «Вот был бы он здесь, то вызволил бы нас!» Первые два вора спросили у третьего:
— Скажи, братец, где же наш новый товарищ?
Огляделся тот кругом и указал на царя, что сидел на престоле:
— Вот он!
Тогда все трое воров взмолились:
— О махарадж, мы показали тебе всё, что умеем. Теперь ты покажи своё уменье, недаром же ты назвался нашим товарищем.
Сделал царь знак головой, и стражники тотчас освободили воров. Отдал царь им половину того, что они взяли в казне, и велел никогда больше не брать чужого.
Три типа человека
Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет своё значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго учёные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал всё не сдавался. Он нашёл маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй — изо рта, а у третьей — через пупок. Подумав немного, он сказал:
— Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трёх.
Туфли Мастера
У одного Святого один очень преданный ученик был богатым человеком. Он путешествовал со ста верблюдами, нагружёнными ценными товарами, и остановился в гостинице. В это же время другой ученик того же самого Мастера также остановился там. Он посетил своего Мастера и рассказал, что его дочь собирается выйти замуж, но у него нет ни гроша.
В Индии существует обычай, что те люди, сыновья которых женятся, не обязаны тратить много, а те, чьи дочери выходят замуж, должны потратить много денег. Вот и его дочь собиралась выйти замуж, и он переживал, что ничего не имеет.
Тогда он обратился к Мастеру с просьбой помочь выполнить свой родительский долг. Мастер предложил:
— Ладно, бери мои туфли, я дарю их тебе с удовольствием. Продолжай заниматься своей работой, и всё будет в порядке, ни о чём не беспокойся.
Эти туфли были поношены и не представляли никакой ценности, если бы их решили продать. Поэтому ученик был очень огорчён и почувствовал себя обречённым. Он не смог ничего сказать в присутствии Мастера, остался в замешательстве. Он думал, что вместо помощи Мастер сыграл с ним шутку и просто отделался от него. В унылом настроении он добрался до гостиницы.
В это же время богатый ученик снял товар со ста верблюдов и, обойдя гостиницу, в одном месте почувствовал характерный запах Мастера. «Должно быть, кто-то от Мастера находится здесь», — подумал он. Он остановился возле одной двери. Из комнаты, где находился человек с поношенными туфлями, шёл запах благовоний Мастера. Владелец верблюдов постучал, дверь открылась, и он спросил:
— Откуда вы приехали?
Человек ответил, что он находился у своего Мастера, и назвал его имя. Владелец верблюдов был очень счастлив, что тот оказался братом по вере, и с любовью обнял его. Бедняк поведал ему о том, что ходил к Мастеру за помощью, но Мастер не дал ему ничего.
— Он просто одурачил меня, и теперь я не знаю, что предпринять, — сказал он.
А владелец верблюдов был очень счастлив, что Мастер наградил ученика чем-то великолепным, способным помочь брату по вере. Тогда он попросил:
— Не смог бы ты продать мне то, чем наградил тебя Мастер? Я здесь, чтобы купить это.
Бедняк спросил:
— Чем ты заплатишь мне? Это весьма незначительная вещица.
Сейчас владельцу верблюдов стало ясно, что его собеседник не понимал настоящей ценности того подарка, которым наградил его Мастер, ибо он мог думать только о материальной ценности туфель с тех пор, как ему потребовались деньги. Владелец верблюдов знал, что он мог купить туфли за полдоллара или, возможно, за доллар. Но он также знал, что это несправедливо, так как ему известна их истинная ценность. Поэтому он должен поступить справедливо и заплатить за них истинную цену. Он сказал:
— Ну хорошо, у меня нет с собой столько денег, чтобы заплатить за них реальную цену, но всё, что у меня есть, я постараюсь отдать тебе.
Бедняк поинтересовался:
— Что у тебя есть, и что ты можешь предложить мне?
Тот объяснил, что у него сто верблюдов, гружённых товарами, и предложил:
— Так вот, я могу передать тебе все 100 верблюдов и в придачу весь товар, а взамен ты отдашь мне, если пожелаешь, благословения Мастера. И тогда я буду удовлетворён.
Бедняк никогда не рассчитывал на что-либо подобное и спросил:
— В своём ли ты уме? Что ты говоришь? У меня только эти старые туфли, и мне больше нечего дать тебе.
Владелец верблюдов с пониманием ответил:
— Я в своём уме, и то, что сказал, исполню.
Бедняк согласился, и был очень счастлив вручить те туфли богачу, а самому стать владельцем ста верблюдов с товарами. Ранним утром он отправился домой и был очень доволен, что хоть Мастер и не оказал помощи, но, по крайней мере, какой-то сумасшедший выручил его. Замечательно, что наконец-то его проблема разрешилась, и он получил даже больше, чем требовалось.
В то же время человек, продавший весь свой товар и всех верблюдов, был тоже очень счастлив, что также много заработал. Он взял те туфли, поместил себе на голову и направился к Мастеру. Предложив ему туфли, он произнёс:
— Пожалуйста, прими их обратно. У меня нет достойного места, чтобы поставить эти благороднейшие и святые вещи. В этом мире нет такого чистого и достойного места для хранения этих святых вещей.
Мастер спросил его:
— Во что они обошлись тебе?
Он ответил:
— Они обошлись мне в сто верблюдов с товарами.
— Значит, всё в порядке, — ответил Мастер.
Туфли, одежда и котелок
В 1957 году недалеко от Дера-Дана Сант Такар Сингх увидел человека, у которого при себе были три вещи: пара туфель, кусок ткани на теле вместо одежды и котелок для пищи и воды. Котелок с водой не закрывался крышкой, и человек прикрывал его тканью.
Учитель предложил ему приобрести крышку для котелка, чтобы не закрывать котелок одеждой, на что человек ответил:
— Когда я уходил из дома, я решил, что не буду увеличивать свои потребности сверх того, что есть при мне. Если сегодня мне не обойтись без крышки, то завтра мне может потребоваться факел для ночи, потом мне может понадобиться палка для ходьбы и так далее. Мои запросы будут расти до тех пор, пока я окончательно не окажусь снова в доме как семейный человек. Имея при себе лишь три вещи, я могу легко жить дальше и чувствовать себя удовлетворённым.
Ты всегда чист
Один юноша обратился к Рамана Махариши с вопросом:
— Я теряю голову от молодой женщины, живущей по соседству, и боюсь согрешить с ней. Пожалуйста, скажите, что мне делать?
И Рамана Махариши ответил:
— Ты всегда чист. Твои чувства и тело искушают тебя, а ты путаешь их со своей подлинной сущностью. Так что сначала разберись, кого искушают и кто искушает. Но даже если соблазн победит, не думай потом о содеянном, потому что сам ты всегда чист. Не нужно винить себя и считать грешником.
Ты познал истину
В Индии жил святой человек, великий мудрец по имени Вьяса. Он известен как автор афоризмов Веданты. Сам он не совсем достиг цели, но сын его Шука родился совершенным. Вьяса научил своего сына мудрости и, преподав ему истину, послал ко дворцу царя Джанаки. Последний был великим царём и назывался «Джанака видеха». «Видеха» значит «без тела». Будучи царём, он совершенно забыл, что у него есть тело, и чувствовал себя всё время духом. Мальчик Шука был послан к нему с тем, чтобы поучиться мудрости.
Царь знал, что сын Вьясы идёт к нему, и сделал заранее соответствующие распоряжения, вследствие которых стражи не обратили на мальчика никакого внимания, когда он появился у ворот дворца. Они дали только стул, и Шука просидел на нём три дня и три ночи; никто не говорил с ним, никто не спрашивал его, кто он и откуда. Он был сыном великого мудреца; отец его был очень значительным лицом, и его почитала вся страна, да и сам Шука был достойным всяческого почитания человеком. Однако невежественные, грубые стражи дворца не обращали на него никакого внимания. По истечении трёх дней пришли министры царя и знатные вельможи и приняли его с великими почестями. Они ввели Шуку в великолепные комнаты, выкупали его в благоуханной ванне, дали чудную одежду и в течение восьми дней окружали его всевозможной роскошью. Но серьёзное и ясное лицо Шуки не изменилось ни в малейшей степени от перемены в обращении с ним. Он оставался таким же среди роскоши, каким был тогда, когда одиноко ждал у ворот. Наконец его провели к царю. Царь сидел на троне, играла музыка, кругом танцевали и всячески веселились. Царь дал ему чашку молока, наполненную до краёв, и попросил семь раз обойти с нею зал, не пролив ни капли. Мальчик взял чашку и пошёл среди музыки и окружавших его прекрасных лиц. Согласно желанию царя, он семь раз обошёл зал, не пролив ни капли молока. Ум его не мог быть привлечён внешним миром, пока он сам не допускал влияния мира на себя. Когда Шука принёс чашку царю, тот сказал:
— Я могу лишь повторить то, чему тебя научил отец и чему ты сам научился. Ты познал Истину. Иди домой.
Ты принят
Как-то в одной стране возжелал император узнать о жизни, смерти и жизни после смерти. Призвал он своих мудрецов и спросил их. А они отвечали ему:
— Если бы мы знали об этом, нас бы здесь и в помине не было. Мы так же невежественны, как и ты, с той лишь только разницей, что ты — властелин и богат, а мы — мудрецы, которые тем и зарабатывают себе на жизнь. Мы не знаем. Чтобы узнать это, ты должен покинуть свой дворец и искать Мастера. Мастер никогда не придёт сюда к тебе. Мастера ты сам должен найти.
И император отправился на поиски. Он ходил по всем известным святым и всё равно не был удовлетворён. И снова он призвал к себе мудрецов и сказал им:
— Ну вот, я обошёл всех, кого только можно было сыскать в империи, а толку никакого!
И вновь услышал он в ответ:
— Ты не там ищешь. Так ты никогда не найдёшь. Ты ходишь ко всем известным людям. А разве среди них есть Мастера? Истинный Мастер никогда не становится известным, это случается слишком редко. А потом, истинный Мастер любым способом стремится скитаться, поэтому и найти его могут лишь настоящие искатели, а не любопытные люди, которые всегда спрашивают мимоходом. Ты искал в неподходящих местах. Мы знаем одного человека здесь, в столице, попробуй пойти к нему.
А этот человек был нищим и жил вместе с другими нищими под мостом. Император не мог поверить, что это и есть тот самый человек, но что-то исходило от нищего, какое-то особое излучение — свет невидимый. И нечто неведомое коснулось императора и что-то изменило в нём. И, не отдавая себе отчёта в своих действиях, император коснулся ног нищего, как если бы тот был императором, а он, император, — нищим просителем. Он сам себе поразился, что сделал так. А нищий сказал:
—Ты принят.