Тенали Раман откармливает кошку
В виджаянагарском государстве развелась такая уйма мышей и крыс, что Кришна Дева Райя распорядился привезти из персидской страны тысячи котят. Каждой семье дали по котёнку и в придачу по корове, чтобы поить его молоком. Раман весь надой выпивал сам, кошке же доставались только жалкие опивки. Через некоторое время император приказал доставить всех кошек во дворец. Кошки оказались хорошо откормленными, зато их хозяева поражали ужасающей худобой. Один лишь Раман, сам толстый и упитанный, принёс худую измождённую кошку.
— Раман, — возмутился император, — почему у тебя такая тощая кошка — одна шкура да кости?
— О государь, — ответил Тенали Раман, — моя кошка не пьёт молока. Как завидит его — так наутёк. Что я могу тут поделать?
Удивился император:
— На свете нет таких кошек, которые не пили бы молока. Но если то, что ты говоришь, правда, я дам тебе сто золотых монет.
При одном виде миски с молоком кошка и в самом деле обратилась в бегство. Сипаи догнали её, схватили и принесли императору. Кришна Дева внимательно её осмотрел, заметил ожоги на губах и сразу же раскусил хитрость Рамана.
— Ах, обманщик! — вскричал он. — Ведь ты поил её горячим молоком. А всем известно, что «ошпаренная кошка и холодного молока боится».
— Простите меня, государь, — смело молвил Раман, — но, по моему скромному мнению, первейший долг государя заботиться о своих подданных и лишь потом уже — о кошках.
Кришна Дева не только не рассердился на Рамана за эти слова, но и похвалил его за любовь к справедливости. Раман получил от него в награду сто золотых монет.
Только одна надежда
Однажды маленький мальчик лежал при смерти, и никто не мог помочь ему. Но один человек сказал его отцу:
— Есть только одна надежда. Если вы сможете достать яд кобры, смешанный с упавшими в человеческий череп несколькими каплями дождя, шедшего из-под созвездия Свати, тогда жизнь вашего сына будет спасена.
Отец посмотрел на небо и нашел, что созвездие Свати будет в зените на следующий день. И он начал молиться, говоря:
— О, Господи, сделай возможным все эти условия; спаси жизнь моему сыну.
С огромной уверенностью и желанием в сердце он отправился на следующий день в путь и начал прилежно искать в уединенных местах человеческий череп. Наконец, он нашел череп, лежавший под деревом, и начал следить за ним, не переставая молиться. Внезапно пошёл дождь, и несколько капель дождя осталось в перевернутом черепе. Человек сказал себе:
— Теперь у меня есть дождевая вода в черепе, выпавшая прямо под созвездием.
И он продолжал усердно молиться:
— Господи, сделай так, чтобы пришло всё остальное. Через некоторое время он увидел недалеко от черепа лягушку. Вдруг из травы выскочила кобра и хотела схватить лягушку, но в этот момент лягушка прыгнула через череп, и капельки яда кобры упали в воду. Охваченный чувством благодарности, любящий отец воскликнул:
— Господи, по Твоей милости стало возможным всё невозможное. Теперь я знаю, что жизнь моего сына будет спасена.
Только твоё
Однажды к Нитьянанде свами, гуру Муктананды свами, пришла одна женщина. Она была исключительно чувствительной натурой, и её очень удручали голод, насилие, убийства, несчастья и прочие ужасы, царящие в мире. Ей было известно, что люди, знавшие Нитьянанду, почитали его, как Бога. Женщина спросила его:
— Почему в мире столько несчастий?
Ответ показался ей очень странным. Гуру сказал:
— Почтальон приносит тебе только твои письма и не приносит чужие.
Тонкий нюх
У одного человека было большое стадо коров. Однажды случилось ему пойти в другую деревню со всей своей семьёй, и он попросил соседа приглядеть за стадом. А у того было всего десять голов. В отсутствие хозяина он возьми да и подмени трёх своих полудохлых рыжух на трёх упитанных тёлок. Хозяин большого стада, когда возвратился, не заметил этой подмены. А тут как раз начался падёж, и весь его скот подох. Украденные же соседом тёлки выросли и стали давать много молока. Довелось как-то прежнему владельцу отведать их молока — и он сразу же подумал: «Дело ясное, он свёл моих тёлок». Придя к такой мысли, он возбудил дело о краже скотины. И вот истца и ответчика призвали в суд.
Ответчик заявил:
— Если он сможет доказать своё обвинение, я готов подвергнуться наказанию. Но если у него нет никаких доказательств, накажите его за ложное обвинение.
Мариядей Раман отложил слушание дела на пятнадцать дней.
Он велел вскопать грядку, удобрить её овечьим помётом, коровьим навозом и человеческими отбросами и посадить на ней зелень. Когда зелень подросла, из неё приготовили вкусное блюдо на овечьем, коровьем и буйволином молоке. Мариядей Раман пригласил к себе ответчика и жалобщика и после обеда спросил последнего:
— Можешь ли ты сказать, из чего приготовлено это блюдо?
Тот ответил:
— Оно приготовлено из зелени, выращенной на трёх видах удобрения. Я могу распознать в нём вкус овечьего, коровьего и буйволиного молока.
Мариядей Раман убедился таким образом, что он говорит правду, и угрозами принудил ответчика сознаться в совершённой им краже. В этом деле истец заслужил похвалы и добрую славу. Умный человек своего добьётся.
Торговец маслом
Как-то раз поссорились два торговца топлёным маслом. Один из них пошёл к падишаху с жалобой.
— Повелитель! Недавно я дал взаймы знакомому купцу пятьсот рупий без всякой расписки, а он отдавать не хочет, отпирается, видно, надумал присвоить мои деньги. Свидетелей у меня нет. Что же делать? Как мне вернуть долг?
Падишах отослал прошение Бирбалу. Главный советник вызвал названного лавочника. Когда торговцу прочитали жалобу, тот стал оправдываться:
— Хузур, вам, наверно, известно, что мы оба торгуем маслом, но у меня дела идут лучше, ему и стало завидно. Вот он и подал ложную жалобу, оклеветал меня, хочет повредить моей торговле. Велите его жалобу проверить — и правда сама выплывет наружу. Мне больше нечего сказать.
Бирбал сделал вид, что поверил и отпустил торговца. Потом велел позвать к себе жалобщика.
— Ты пока помалкивай, — сказал ему Бирбал. — Придёт время, я разберусь в этом деле по справедливости. А пока живи так, будто ничего и не случилось.
Торговцу волей-неволей пришлось исполнить приказание. Бирбал долго думал об этом тёмном деле и наконец нашёл всё-таки средство узнать правду. Он велел слуге купить на базаре четыре куппы (больших кожаных сосудов) топлёного масла, в две куппы спрятал по золотой монете, незаметно пометил их и послал за обоими торговцами.
— Давным-давно стоят у меня четыре куппы с маслом. Боюсь, как бы оно не испортилось. По одной куппе забирайте вы, остальные я дам другим лавочникам. Цену я не назначаю, надеюсь на вашу совесть, сколько выторгуете, столько и ладно. Оставьте себе толику за труды, а остальное принесите мне.
Торговец-жалобщик не стал спорить, а его обидчик сказал:
— Масла немного, зачем же звать столько торговцев? Можно было бы и все куппы отдать в одни руки. И деньги вы получили бы сразу.
— Нет, нет, так нельзя, — ответил Бирбал. — Для нас вы все одинаковы, мы обо всех заботу имеем. Берите с собой по купле, а остальные я отдам другим купцам.
Лавочники забрали куппы, где были золотые монеты, и ушли.
В тот же день Бирбал отдал остальные куппы двум другим торговцам и наказал им:
— Продайте масло, и через три дня приходите с деньгами во дворец.
Масло уже начало портиться, и купцы решили перетопить его.
Торговец-жалобщик подогрел куппу, а когда масло растаяло, перелил его в котёл и поставил на огонь. От масла пошёл приятный дух, торговец увидел, что оно готово, и начал переливать его обратно. Когда дело дошло до последков и он низко наклонил котёл, то услышал, как на дне что-то звякнуло. Посмотрел, а в котле — золотая монета с печатью Акбара. «Это монета Бирбала, — догадался лавочник, — она случайно сюда попала. Надо отдать чужое добро», — и отнёс монету владельцу.
«Этот торговец — человек честный», — подумал Бирбал.
Второй купец тоже нашёл монету, но, увидев золото, сразу забыл о честности. Он отдал монету старшему сыну и сказал:
— Спрячь у себя, пока я не спрошу.
Все четверо торговцев постарались поскорее продать масло и собрать деньги к сроку. В назначенный день они явились во дворец. Бирбал брал деньги у каждого купца и пересчитывал. Когда очередь дошла до последнего (на которого подана была жалоба), Бирбал, пересчитывая его деньги, сказал:
— В твоей куппе было больше масла, чем в других. В трёх было по одному ману (около 40 кг), а в твоей — ман с четвертью.
Торговец встрепенулся:
— Хузур, что вы говорите?! В моей куппе был только один ман. Когда я перетапливал и взвешивал масло, со мной был мой старший сын. Если вы мне не верите, у него спросите.
Бирбал подозвал своего слугу и шёпотом приказал:
— Пойди к нему домой и скажи старшему сыну: «Отец требует золотую монету, что была в купле, возьми её и иди со мной на дарбар к падишаху».
Слуга так и сделал.
Когда сын торговца пришёл на дарбар, Бирбал спросил у парня:
— Ты принёс деньги?
— Да, господин, — ответил тот и протянул золотой.
— Это хорошо, но здесь только одна монета, а твой отец сказал, что нашёл в купле с маслом четыре таких.
Парень посмотрел на отца и спросил:
— Разве там было четыре монеты, отец? Вы же дали мне только одну.
Тот, стараясь незаметно намекнуть сыну, ответил:
— Ну что ты болтаешь пустое, никакой монеты в купле вовсе и не было.
Честный парень не знал умысла своего отца.
— Как же, — напомнил он почтительно, — разве не выпала эта золотая монета из куппы, когда вы переливали масло?
— Свои же подводят, — сквозь зубы проговорил отец и добавил, с трудом сдерживая злобу: — Ты уже совсем взрослый, а понятия в тебе никакого. Ну как же ты будешь вести моё торговое дело?
И лавочник стал осыпать сына упрёками, но Бирбал оборвал его:
— Оставь свои вздорные речи и говори прямо: согласен ты вернуть жалобщику деньги, взятые взаймы, или нет?
Торговец промолчал. Тогда Бирбал разгневался:
— Тот, кто ради одной монеты пошёл на обман, за пятьсот рупий продаст и честь, и совесть, не так ли?
Торговец и бровью не повёл. От такой наглости Бирбал совсем вскипел, позвал слуг и приказал им выпороть мошенника нещадно. Но тут сын торговца взмолился:
— О отец! Ведь совсем недавно вы сами говорили, что должны заплатить этому купцу пятьсот рупий, мол, Деньги у меня водятся, когда-нибудь верну долг. Отчего же вы не хотите отдать деньги?
Торговцу деваться было некуда — поневоле он признался, что брал взаймы, и пообещал отдать долг.
Правду говорят: «От палки и чёрт бежит». Не пригрози Бирбал торговцу расправой, разве согласился бы он вернуть пятьсот рупий?
Бирбал приказал отправить должника в тюрьму за присвоение чужих денег. А жалобщик, получив долг, был рад-радёшенек и не уставал восхвалять мудрость и справедливость Бирбала. Тут Бирбал сказал всем купцам:
— Вот видите, почтенные, куда ведёт нечестность. Вы, купцы, должны торговать и вести свои дела честно. Сначала обман может принести барыш, но рано или поздно всё наружу выйдет. Родители должны говорить детям только правду. Кто учит ребёнка врать — вдвойне преступник. Сын пока парень честный, и если не попадёт в плохую компанию и не поддастся отцу, то в будущем его торговое дело пойдёт в гору.
И Бирбал обратился к мальчику:
— Так и впредь всегда говори правду, живи честно, без обмана — и не раскаешься.
Получив позволение, все вышли из дарбара и разошлись по домам.