Сущность Атмана едина во всех
У гуру было много учеников, и он рассказывал им о добрых и полезных вещах. Как-то на уроке он сказал им, что, когда они занимаются пуджей (богослужением) или медитацией, какие бы помехи ни возникали, они не должны обращать на них внимания и прерывать медитацию. Ученики верили каждому слову гуру.
В день рождения гуру один ученик решил посвятить ему особые молитвы, повторив сто восемь имён Бога. Ученик взял фотографию гуру, сто восемь цветков и собрался совершить пуджу в традиционном духе у себя дома, пригласив на неё гуру.
Другой ученик взялся проводить учителя в дом товарища, а сам вернулся в ашрам, чтобы провести пуджу там. По дороге гуру попросил его быть осторожным и во время пуджи закрыть входную дверь ашрама.
День был очень жарким, а у гуру не было сандалий на ногах, а на голове — достаточно волос, чтобы уберечься от солнца. Когда он вернулся в ашрам и попытался открыть дверь, ученик внутри был поглощён обрядом. Гуру постучал и попросил ученика открыть ему. Ученик же ответил, что он совершает пуджу и что гуру поэтому следует подождать, так как обряд прерывать нельзя.
Твёрдая решимость
В одном месте была засуха. Земледельцы орошали свои поля, проводя воду по канавам с большого расстояния. Один земледелец обладал большой решимостью и силой характера. Однажды утром он твёрдо решил рыть свою канаву до тех пор, пока не доведёт её до реки и не проведёт воды на своё поле. Начав работать, он вскоре потерял всякое представление о времени. Пришёл и прошёл час завтрака. Жена звала его пойти домой умыться и поесть.
— Завтрак остынет, — говорила она, — оставь работу и иди домой.
Сначала земледелец не обращал внимания на её слова, но потом попросил её идти домой и не мешать ему.
— Ты не понимаешь, — сказал он, — что из-за этой страшной засухи у нас ничего не вырастет. Нечем будет кормить детей, и все мы умрём с голоду. Я решил во что бы то ни стало сегодня же провести воду на наше поле. Вот тогда я умоюсь и поем.
Услышав это, жена его ушла домой, а земледелец работал весь день и к вечеру прокопал канаву до реки. Тогда он сел на землю и с восторгом смотрел, как поток воды бежал к его полю. Его ум был спокоен и счастлив. Он пошёл домой, позвал жену и сказал:
— Теперь дай мне поесть и набей мою трубку.
Он умылся, с удовольствием поел и заснул глубоким сном.
Другого земледельца, который также хотел провести воду на своё поле, жена тоже позвала в полдень:
— Иди домой, умойся и поешь, — сказала она.
И он сразу же бросил лопату и воскликнул:
— Милая, когда ты зовёшь меня, я должен идти.
И его поле осталось сухим.
Как земледелец не может оросить своё поле, так и стремящийся к Богу человек не может достичь Его без твёрдой решимости.
Твои молитвы не приняты
Однажды один человек, мусульманин, молился Богу. Другой человек, вероятно, имевший связь с Богом, проходил мимо и сказал:
— Твои молитвы не приняты Богом, и поэтому они не принесут плода.
Мусульманин был очень счастлив услышать это и подпрыгнул от избытка чувств. Другой человек сказал:
— Разве ты не понял меня? Твои молитвы не приняты.
— Я хорошо понял, — ответил мусульманин, — вот почему я и прыгаю. Я очень счастлив от этой новости.
— Что делает тебя таким счастливым?
— Я счастлив, что Бог знает о том, что я молился. Если он сказал, что мои молитвы не приняты, значит, он знает, что я молился. Теперь я выполнил свой долг. Его воля — принять или не принять. Пусть делает всё, что хочет. Это его дело, что он не принимает мои молитвы. Я не беспокоюсь об этом.
Тенали Раман и боевой конь Райя
Захотелось Тенали Раману прокатиться на одном из боевых императорских коней. Но едва он взобрался на норовистого скакуна, тот сразу же его сбросил. Увидел это Кришна Дева и покатился со смеху.
Но Раман не растерялся и закричал:
— Этот конь до сих пор возил людей хилых и лёгких, как пёрышко. Поэтому стоило залезть на него человеку потяжелее и посильнее, как он тут же скинул эту ношу.
Тенали Раман и брахманы
Когда Кришна Дева Райя писал книгу «Амуктамальята» («Повесть о девушке, которая носила гирлянды, предназначавшиеся богам»), он задал советникам такой вопрос:
— Кому обязана страна своим процветанием и величием?
Льстецы, разумеется, ответили:
— Царю.
— Советникам, — сказал Аппаджи.
— Народу, — молвила императорская дочь.
А гуру Таттачари заявил:
— Чистым душой и телом брахманам.
— Нет, все брахманы — чревоугодники и корыстолюбцы, — вскочив со своего места, крикнул Тенали Раман. — Многие из них с готовностью пожертвуют чистотой души и. тела ради денег. Если завтра же я не докажу, что прав, накажите меня за оскорбление всего брахманского сословия.
Припомнились ему несколько брахманов, его соседей. Когда он однажды попросил их о помощи, они отказали ему да к тому же ещё и оскорбили. «Вот подходящий случай расплатиться с ними!» — подумал он.
Наутро, когда брахманы после молений облегчались на берегу реки, Тенали Раман подошёл к ним и сказал:
— Император раздаст сегодня утром щедрые дары восьми брахманам. Бегите во дворец!
Не почистив зубов и не совершив омовения, только спрыснув водой головы, брахманы кинулись во дворец. Мнилось им, будто они чистые, на самом же деле были они все в грязи. В таком виде и предстали они перед советом.
Раман рассказал всё как было.
— Эти брахманы, — объяснил он, — прибежали за дарами, даже не совершив омовения. Как могут такие алчные люди способствовать процветанию и величию страны? Признайте, государь, что я победил в споре с гуру.
Весь совет рассмеялся.
Гуру ушёл, понурив голову.
— И таким-то грязнулям я подарил землю! — вспылил император. И он велел отобрать у брахманов ранее пожертвованные наделы.
Тенали Раман и воры
Был у Тенали Рамана большой сад. В засушливое лето он требовал обильной поливки. Таскал, таскал Тенали Раман воду из глубокого колодца и совсем выбился из сил. И вот как-то раз заметил он в саду шестерых воров, рыжих здоровенных детин. Раман поспешил зайти в дом и громко крикнул жене:
— Дорогая! Времена сейчас трудные, боюсь, как бы к нам в дом не забрались воры. Давай с тобой спрячем все наши золотые вещи в старые ларцы, а ларцы сбросим в колодец: там они будут в полной безопасности.
Он, его жена и маленький сын набили ларцы камнями и песком и сбросили их в колодец. Как только они ушли, обрадованные воры принялись черпать воду, надеясь добраться до ларцов с золотом.
Тенали Раман незаметно вышел в сад и тихонько прокопал канавки к деревьям и грядкам.
А утром, когда рассвело и на улицах появился народ, Тенали Раман громко закричал:
— Эй, вы, там, у колодца! Хватит черпать воду: вы уже оросили весь мой сад. Возьмите себе в награду ларцы с камнями и, пока ещё не наступил день, уходите подобру-поздорову.
Испуганные воры, благодаря судьбу, что отделались так дёшево, кинулись наутёк.