Содержимое одно, но вместилища разные
Как-то гуру, сидя со своими учениками, сказал: «Гурубрахма шишъябрахма сарвамбрахма» (учитель — Брахман, ученик — Брахман, всё — Брахман), подразумевая, что всё в этом мире есть Брахман. После этого урока один ученик, до того всегда почтительно приветствовавший гуру, перестал вставать при его появлении. Гуру спросил о причине столь странного поведения, и ученик ответил, что поскольку, по словам гуру, всё есть Брахман, значит, не существует разницы между учеником и учителем.
Гуру почувствовал, что сказанное им вернулось к нему бумерангом, и решил преподать ученику урок. Он подошёл к доске и написал, теперь уже раздельно: «Гуру брахма шишъя брахма сарвам брахма». Потом он сказал:
— Вы видите, что, хотя слово Брахман во всех трёх словосочетаниях повторяется, слова гуру, шишъя и сарвам (учитель, ученик, всё) — разные. Только если все эти три слова станут одинаковыми, вы сможете сказать, что все равны и едины. Поэтому пока вы не почувствуете эту «одинаковость» на практике, ученик останется учеником, а учитель — учителем, и ученику не следует уклоняться от того, чтобы выказывать уважение к учителю. Содержимое — одно, но вместилища разные.
Сон третьего человека
Однажды три человека приготовили замечательное блюдо из молока и риса под названием «Кир». В Индии его любят и предпочитают есть остывшим, тогда оно особенно вкусное. Обычно его едят по утрам.
Все трое решили: кому этой ночью приснится самый лучший сон, тому повезёт и утром ему достанется весь «Кир».
Утром, когда они проснулись, один из них начал рассказывать свой сон:
— Один король привёл меня в свой дворец, где я влюбился в его красивую дочь и женился на ней. А так как у короля не было сына, то после его смерти я стал королём и наслаждался жизнью во время моего очень и очень долгого правления.
Второй сказал:
— Мне тоже приснился очень хороший сон. Ко мне пришли ангелы и забрали меня в свои владения. Они сделали меня своим королём, а все феи танцевали, пели и развлекали меня. Жизнь там была настолько чудесной, настолько замечательной, даже более того — одно наслаждение и никакого беспокойства.
Оба сна были очень хорошими. Затем двое попросили третьего:
— Расскажи нам тоже свой сон.
Он ответил:
— Лучше не просите! Мне приснился плохой сон.
Те двое сказали:
— Ладно, мы решим, расскажи нам свой сон.
Он начал:
— Мне приснился очень плохой сон, настолько плохой, что даже стыдно рассказывать вам.
Те двое тогда обрадовались, что он выбыл из игры. Они сказали:
— Значит, нас остаётся только двое. — Однако они настаивали: — Ну ладно, всё-таки расскажи нам свой сон!
И он рассказал:
— Когда я уснул, передо мной появился очень большой и ужасный дьявол. Он пришёл, разбудил меня и принёс мне блюдо с «Киром». Схватив за шею, он ткнул меня ртом в блюдо и сказал: «Если ты не съешь всё это, я не отпущу тебя!» Я стал возражать: «Это не моё блюдо, мы втроём готовили его. Не я один должен есть!» Он сказал: «Ты должен съесть его!» Поэтому мне пришлось съесть, другого выхода не было.
Те двое спросили:
— Был ли это действительно сон?
Он ответил:
— Вы можете убедиться сами, был ли это сон!
Когда они сняли крышку с блюда, в нём ничего не было.
Они воскликнули:
— Если это был сон наяву, ты должен был позвать нас, мы бы помогли тебе!
— Но, — сказал он, — никого из вас там не было. Один наслаждался в своём королевстве, а другой в обществе ангелов, и мне пришлось страдать одному.
Сон царя
Однажды царь всю ночь охотился. Когда наутро он вернулся, его ждал гуру. Но царь решил: «Сначала я немного отдохну». Спустя некоторое время он проснулся и сказал:
— Гуруджи, у меня возник вопрос. Я немного поспал и видел сон, в котором был нищим. Однажды я отправился в деревню попрошайничать и увидел много других нищих. Но все они шли в противоположном направлении. Я шёл в деревню, они — из неё. Один из нищих сказал мне: «Куда ты идёшь? Пойдём с нами. Сегодня день рождения царя, он будет раздавать одежду, много еды и денег». Я пошёл с ними. Я наелся, получил новую одежду и решил сегодня же помыться, одеться в новое и поесть как царь. Пока я мылся, собака утащила мою еду. Я схватил палку и погнался за собакой. Отобрав у неё еду, я проснулся. В этот момент я был нищим, пришедшим к царю попрошайничать в мой собственный день рождения! Гуруджи, какова истина? Кем я был в этот момент: царём или нищим?
Гуру ответил:
— То и другое — сон. В настоящее время мы разговариваем тоже в сновидении. Весь мир спит. Сон означает попрошайничество. Каждый выпрашивает что-то своё. Цари тоже попрошайничают. Все попрошайничают.
Пока все спят, тебе надо проснуться. Тот, кто остаётся в своём «Я», думает в своём «Я», говорит из своего «Я», — только тот воистину пробуждён. Если же забываешь об этом, если «я — это не Я, мне нужно что-то ещё» — то это сон, и ты гоняешься за собакой, чтобы отобрать у неё еду.
Спасительный ответ
Жил некогда один раджа. Он очень любил слушать, как звездочёты предсказывают по звездам судьбу.
Однажды в столицу его государства прибыл один мудрый старый звездочёт, который совершал паломничество в Бенарес. Раджа приказал немедленно позвать этого мудреца. Когда звездочёт явился в царский дворец, раджа пожелал услышать, что ждёт его, раджу, в будущем. На беду, гороскоп, составленный мудрецом, не предвещал ничего утешительного. Раджа страшно разгневался и тут же приказал казнить звездочёта.
— Тебя ждёт смерть! — крикнул раджа. — Для всеобщего спокойствия будет лучше, чтобы таких людей, как ты, не было на свете!
Но прежде чем послать мудреца на виселицу, раджа решил ещё раз испытать его.
— Можешь ли ты определить, сколько тебе осталось жить? — спросил он.
«Если я скажу ему, что проживу ещё долго, он казнит меня сегодня же, чтобы доказать, какой я плохой прорицатель», — подумал мудрец и после некоторого размышления ответил:
— О владыка! Звёзды предсказывают, что мне суждено умереть лишь на одну неделю раньше вас. Поэтому сейчас я прощаюсь с вами, но скоро мы увидимся в ином мире, и я постараюсь достойно вас там встретить. Велите же поскорее отправить меня туда!
Услышав такой ответ, раджа пришёл в неистовую ярость.
— Вон из моего дворца! — завопил он, сверкая глазами. — Увести этого шарлатана и впредь никогда не пускать его сюда!
А мудрецу только того и надо было. И он поспешил отправиться своей дорогой, приговаривая: «Была бы цела голова — тогда и беда не страшна».