Посягательство на чужую жену
Случилось однажды Раману разбирать любопытное дело.
— Ваша милость, — жалобным голосом воззвал к нему истец, — я путешествовал вместе с женой. В вашем городе нам пришлось перейти вброд через реку Кавери. Когда мы поднялись на другой берег, этот человек — он всё время шёл за нами следом — схватил мою жену и повлёк её за собой, утверждая, будто она его законная супруга. Мы здесь люди чужие, и у меня нет никаких свидетелей, кроме бога и жены.
Ответчик заявил:
— Господин судья, она моя жена. Но он увёл её от меня: то ли околдовал, то ли приворотным зельем опоил, не знаю уж как. Еле-еле успел я их догнать. Я тоже здесь человек чужой и в подтверждение моих слов могу сослаться лишь на бога. Но я могу назвать одну, только мне известную, примету. Под коленом у неё большая чёрная родинка. Прикажите, чтобы её осмотрели женщины, и вы убедитесь в моей правоте.
Пригласили женщин, и они подтвердили слова ответчика.
На один миг Мариядей Раман, который председательствовал на суде, задумался, затем громко провозгласил:
— Сегодня ночью будет проведено тайное расследование, а завтра утром я оглашу приговор.
Он велел, чтобы истца и ответчика охраняли мужчины, а женщину — женщины, и ушёл домой.
Наутро Мариядей Раман распорядился, чтобы истца и ответчика отвели на лобное место. Поставив их обоих рядом, он подозвал к себе палача и громким голосом сказал:
— Один из этих чужеземцев — низкий негодяй, посягающий на чужую жену. Кто именно — ты знаешь. Если он и сейчас не скажет тебе всей правды, отсеки ему голову.
Палач обнажил свой широкий меч и с грозным видом направился к обоим чужестранцам. Ответчик, испуганно задрожав, крикнул:
— Я признаю свою вину, господин! Только не рубите мне голову… Когда этот человек и его жена переходили реку, женщина приподняла подол сари, и я увидел большую чёрную родинку. Тут-то я и решил завладеть его женой, которая, по правде сказать, мне очень приглянулась.
Судья назначил преступнику заслуженное им наказание, а женщину возвратил её мужу.
Правильно гласит поговорка: «Дурное дело добром не кончится».
Пощёчина
Однажды царь Акбар беседовал с девятью лучшими своими придворными. Это были девять самых талантливых и творческих людей королевства. У Акбара иногда бывали причуды: он неожиданно мог сделать что-нибудь эдакое… И, конечно, царя не спросишь: «Почему?»
Неожиданно Акбар ударил человека, стоящего рядом. Им оказался Бирбал, самый умный человек при дворе. Бирбал подождал несколько секунд, наверное, думая, что делать, однако делать что-нибудь было нужно! И вот он развернулся и дал пощёчину человеку, стоящему рядом с ним. Им оказался один из министров.
Хорошенькое дело! Тот просто опешил: «Что происходит? Что это за шутки?» Потом, недолго думая, он влепил по уху следующему… Говорят, что эта пощёчина обошла всю столицу. А ночью Акбара внезапно ударила его собственная жена. Он спросил:
— Что ты делаешь?
А она ответила:
— Я не знаю, в чём дело, но это происходит по всей столице. Сегодня меня ударила твоя старшая жена. Но она старше меня, поэтому я не могла ответить ей тем же. А, кроме тебя, мне некого ударить.
— Надо же, — задумчиво произнёс Акбар. — Моя собственная пощёчина вернулась ко мне.
Право святых
Однажды индийский мудрец Нарада шёл к месту паломничества — в храм бога Вишну. На ночлег его приютила одна бездетная семья. Наутро хозяин обратился к Нараде с просьбой: «Ты собираешься в храм Вишну. Попроси его, чтобы он послал нам ребёнка».
Нарада попросил Бога:
— Смилуйся над этим человеком и дай ему ребёнка.
Бог ответил тоном, не допускающим дальнейшего обсуждения:
— Этому человеку не суждено иметь ребёнка.
Нарада закончил молиться и вернулся домой.
Пять лет спустя Нарада вновь совершал паломничество и вновь переночевал у гостеприимных хозяев. На этот раз он увидел двух маленьких детей, игравших у порога хижины.
— Чьи это дети? — спросил Нарада.
— Мои, — ответил хозяин.
Нараде захотелось узнать всю историю, и человек рассказал:
— Пять лет назад, сразу после того, как ты ушёл, в нашу деревню пришёл один саньясин. Он переночевал в нашем доме, а утром, перед уходом, благословил меня и жену… И вот плоды его благословения».
Добравшись до храма, Нарада сразу же обратился к Богу:
— Ты говорил мне, что тому человеку не суждено иметь детей. Сегодня у него их двое!
Бог рассмеялся, услышав эти слова.
— Это, должно быть, проделки святого, — ответил он. — У святых есть право менять судьбу!
Празднество Бога Вишну
Однажды Бог-Хранитель Вишну устроил празднество и пригласил на пир как демонов, так и богов с ангелами.
Вишну усадил дьяволов по одну сторону, а богов и ангелов — по другую. Затем он обнёс всех всевозможной хорошей и вкусной пищей. Перед тем как приступить к еде, он сказал, что они могут наслаждаться поданной пищей, но только при одном условии: никто не должен сгибать свои руки во время еды — руки должны оставаться прямыми.
Тогда демоны очень рассердились и потребовали разъяснения:
— Как можно принимать пищу, не сгибая рук? Бог Вишну оскорбительно шутит над нами, — и, обвиняя его, они удалились голодными, ничего не попробовав.
Но ангелы, настроенные мирно, подумали: «Не ради же насмешки подано столько еды. Конечно, она не зря приготовлена. За этим должен скрываться какой-то смысл»
Обычно боги и ангелы перед началом еды смотрят вокруг себя: не остался ли кто-то без пищи. Сначала они кладут первый кусочек в рот тому, у кого нет еды, и только следующий — себе в рот. Думая так, они обнаружили, что сидящие вокруг них голодны. Они взяли пищу и положили в рот другим, и при этом их руки оставались прямыми. Таким способом они подавали еду друг другу в рот и прекрасно наслаждались.
Это был урок-пример служения, сострадания и мира. О нём и хотел рассказать Бог Вишну. Научить других быть удовлетворёнными, миролюбивыми и счастливыми — это искусство.