Милость гуру приносит вечную славу
У великого гуру Шанкары было четыре главных ученика: Тротака, Хастамалака, Сурешвара и Падмапада. Из них Падмапада хотел лишь служить учителю, а на занятия не обращал внимания. Другие ученики обычно насмехались над ним за его отставание в науках. Но его глубокое почитание гуру возмещало этот пробел.
Как-то раз он стирал одежду учителя и сушил её на камне посредине реки. Он придерживал одежду, но вода вдруг стала подниматься всё выше и выше, и он сам едва удерживался на вершине камня. Было уже позднее время, гуру могла скоро понадобиться чистая одежда. Тогда Падмапада решился пойти прямо по бурным волнам реки. Он знал, что благословение гуру будет оберегать его. Так и случилось. Там, где ступала его нога, распускались твёрдые, как камень, лотосы и удерживали его на своих лепестках.
Вот откуда пришло его имя — Лотосостопный (Падмапада). Милость гуру позволила ему овладеть всеми знаниями и стать ярчайшим образцом древней мудрости.
Можно ли доверять себе?
Один брахман шёл к себе домой, неся на плечах козлёнка, которого собирался принести в жертву. На полдороге увидели его мошенники и стали говорить между собой: «Вот бы нам сегодня полакомиться этим козлёнком».
Составив план действий, они забежали вперёд и двинулись по дороге навстречу брамину, разделившись предварительно так, чтобы сначала ему попался один, потом двое, а потом трое.
Тот из мошенников, что шёл первым, сказал брамину:
— Несомненно, благочестивый, эта собака обладает высокими достоинствами, если ты носишь её на плечах. Должно быть, она отлично загоняет зверя!
И, сказав так, прошёл мимо.
«Что такое говорит этот негодяй? — подумал брахман. — Чтобы я взвалил себе на плечи собаку? Да как это возможно?!»
Как только он поравнялся со следующими двумя мошенниками, те спросили у него:
— Что за непотребное дело задумал ты, брахман? Этот жертвенный шнур, чётки, кувшин для воды, священный знак на лбу, а на плечах — собака! Тьфу! Или, может быть, она очень хорошо загоняет зайцев и кабанов?
И с этими словами прошли мимо.
Тогда брахман, решив проверить себя, бросил козлёнка на землю и тщательнейшим образом ощупал его уши, рога, хвост и прочее.
«Вот дураки! — подумал он. — Приняли козлёнка за собаку. И как это их угораздило?» Он опять взвалил животное на плечи и двинулся дальше.
Тут повстречались трое и говорят:
— Смотри, не коснись нас, проходи боком!
— Почему?
— Да потому, что ты только знаками чист, брахман, а на деле, видно, охотник, раз с собакой ходишь!
Сказали и прошли дальше.
«Да что же это такое? — подумал брахман. — Но ведь если столько людей говорят одно и то же, значит, это — правда. Да и оборотни в мире — вещь нередкая. А вдруг это ракшаса в собачьем обличье? Ещё чего доброго возьмёт и примет собственный облик!»
И, уже ни в чём не сомневаясь, бросил брамин козлёнка наземь и в страхе, как бы не пришлось совершать потом искупительный обряд, пустился бежать без оглядки.
А мошенники съели козлёнка.
Молчание — золото
Однажды у падишаха появилась новая прихоть.
— Бирбал! — приказал он. — Покажи мне человека, который был бы умнее всех на свете.
Бирбала ничем не удивишь, он с ходу ответил:
— Конечно, владыка мира! Скорее скорого разыщу и доставлю. Но для этого необходимо мне десять тысяч рупий.
По приказу падишаха Бирбалу тут же выдали кошелёк с деньгами. Бирбал взял их и отправился домой. Деньги оставил и пошёл бродить по улицам. Ходит-бродит, а из головы не идёт забота: как найти самого умного человека?
Но не зря люди говорят: «Кто ищет, тот всегда найдёт». Повстречался ему ахир (пастух) прямо возле ворот его собственного дома. Бирбал расспросил крестьянина, кто он и откуда, узнал, что пастух очень беден. Сказал он крестьянину:
— Послушай, уважаемый, хочу я тебе помочь. Приходи ко мне завтра, и если ты всё сделаешь, как я скажу, получишь сто рупий.
Какой крестьянин смог бы отказаться? Бедняга отродясь таких денег не видал.
— Вот и хорошо. Завтра мы с тобой пойдём во дворец к падишаху, и когда он станет задавать тебе вопросы, ты, смотри, молчи, не отвечай ни слова.
— Хорошо-хорошо, я всё так и сделаю.
На другой день Бирбал привёл пастуха во дворец и говорит:
— Владыка мира! Ваше приказание исполнено — перед вами самый умный человек на свете. Можете его испытать.
Падишах велел «мудрецу» подойти поближе и начал его расспрашивать:
— Почтеннейший, откуда ты родом? Как тебя зовут? Где ты живёшь? Что ты знаешь лучше всего?
Много ещё всяких вопросов задавал падишах, но ахир молчал, ведь его, как младшего брата жениха на свадьбе, заранее научили, что и как надо делать.
Падишаху это показалось немного странным, но он всё же продолжал задавать вопросы. Пастух по-прежнему молчал. Когда Бирбал увидел, что падишах уже теряет терпение, он сказал:
— Владыка мира! Его смутили ваши расспросы. Он думает: «А что сделает падишах, когда узнает от меня всё это?» Как говорится: «У раджи, йога, огня и воды — нравы особые, лучше держаться от них подальше». Вот потому он и молчит, по пословице: «Молчание — золото».
Бирбалова наука пришлась по душе падишаху, и он отпустил пастуха.
Монах и земиндар
В одном селении был индуистский монастырь. Монахи из монастыря ходили каждый день с чашечками для милостыни, собирая себе пищу.
Однажды один монах, проходя мимо, увидел земиндара (землевладельца), который жестоко бил бедного человека.
Святой человек, у которого было очень доброе сердце, начал просить земиндара перестать делать это. Земиндар, ослеплённый яростью, немедленно повернулся к монаху и излил на него яд своего гнева. Он бил его до тех пор, пока тот не упал без чувств на землю. Другой человек, видя, в каком состоянии лежит монах, пошёл в монастырь и рассказал, что случилось. Братья-монахи побежали к месту, где лежал святой человек. Они подняли его, принесли в монастырь и уложили в постель.
Но святой человек долгое время оставался без сознания. Горюя и сокрушаясь, братья обмахивали его лицо веером, умывали его, подносили молоко к его рту и старались вернуть к жизни. Постепенно они привели его в сознание.
Святой человек открыл глаза и посмотрел на своих братьев. Один из них спросил громким голосом:
— Господин, узнаёшь ли ты человека, который поит тебя молоком?
И святой ответил слабым голосом:
— Брат, кто бил меня — тот же поит меня.