Теории международной торговли
I. Теория абсолютного преимущества А. Смита
Политика меркантилизма, в основе которого лежало стремление максимального накопления денежного капитала и минимальной величины импорта, к концу XVIII в. вошла в противоречие с практикой открытия новых рынков и бурного развития частных торговых компаний. Один из основоположников политэкономии А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» построил модель торгового обмена между странами на основе международного разделения труда, вызванного неодинаковым географическим положением государств и вследствие этого, различиями в издержках производства тех или иных товаров.
Рациональный хозяйственный субъект во внешнеторговой схеме приобретает товары за рубежом по более низкой цене, чем в своей стране; и ориентируется на изготовление товаров, которые дешевле производить дома. Роль государства минимальна, а направление товаропотока задается «невидимой рукой рынка», то есть конкуренцией.
Страны, участвуя в разделении труда, специализируются на товарах, в производстве которых они обладают абсолютными преимуществами. Под абсолютными преимуществами понимается выгода от использования различий в величине производственных издержек. После покрытия внутренних потребностей товары экспортируют в обмен на другие продукты, обладающие меньшими издержками в других национальных хозяйствах. Это позволяет сократить затраты в торгующих между собой государствах за счет экономии ресурсов.
Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в таблице 3.
Таблица 3
Страна X | Страна Y | |
Товар А | 10 труд. ед. | 20 труд. ед. |
Товар Б | 20 труд. ед. | 10 труд. ед. |
Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна X могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна Y должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.
II. Теория сравнительного преимущества Давида Рикардо
Основной труд Д.Рикардо – «Начала политической экономии и налогообложения». По мнению Рикардо абсолютные преимущества являются частным случаем общей модели, которую он назвал «Теория сравнительного преимущества». Под сравнительным преимуществом понимается выгода от использования относительной разницы в сумме производственных издержек.
В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. То есть, сравнительное преимущество определяют наименьшие издержки при выпуске данного товара.
Д. Рикардо приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для этого примера представлены в таблице 4.
Таблица 4
Англия | Португалия | |
n ед. сукна | 100 раб./год | 90 раб./год |
m ед. вина | 120 раб./год | 80 раб./год |
В соответствии с данным примером производство определенного количества (n) сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое (m) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д.Рикардо трудностью перемещения факторов производства между странами.
Согласно модели Д. Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна - 90% (90/100*100). Следовательно, для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно.
При этом необходимо учитывать:
1. Факторы производства распределены между странами неравномерно.
2. Эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.
3. Экономическая эффективность производства каждой страны изменяется со временем.
Значительный вклад в концепцию Рикардо внес английский экономист Джон Стюарт Милль. В своей работе «Основание политической экономии» Миль доказал, что цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что стоимость экспорта дает стране возможность оплачивать совокупный импорт (Закон международной стоимости).
III. Теория размера страны
Теория абсолютного преимущества не учитывает различий стран по их производственной специализации, однако, некоторые недавние исследования, основанные на учете фактора размера стран, помогают объяснить, в каком объеме и какого типа продукция будет вовлечена в торговлю.
Разнообразие ресурсов. Теория размера страны (theory of country size) утверждает, что странам с большей площадью присущи разнообразные климатические условия и природные ресурсы, они в общем ближе к экономической самодостаточности, чем малые страны. Большинство крупных стран, например Бразилия, Китай, Индия, США, Россия, импортируют значительно меньше потребляемых товаров и экспортируют значительно меньше своей продукции, чем небольшие страны, например Ирак, Нидерланды и Исландия. Хотя эта взаимосвязь обычно подтверждается на практике, бывают исключения: Албания — небольшая страна, в которой торговля обеспечивает очень малую долю национального дохода из-за жестких торговых ограничений.
Транспортные расходы. Хотя теория абсолютного преимущества пренебрегает транспортными расходами, последние оказывают равное воздействие на крупные и малые страны. Обычно, чем больше расстояние, тем выше транспортные расходы, средние расстояния для торговли больше в крупных странах, а нормальное максимальное расстояние перевозки конкретного продукта составляет 100 миль, потому что при превышении этого расстояния цены слишком возрастают. Большая часть производственных и рыночных мощностей в США находится более чем в 100 милях от канадской или мексиканской границы. А в Нидерландах почти все производственные и рыночные мощности расположены в пределах 100 миль от границ. Таким образом, именно транспортные расходы, скорее всего, заставляют малые страны участвовать в торговле.
Эффект масштаба производства. Хотя площадь занимаемого пространства является наиболее очевидным способом измерения размера стран, последние могут также сравниваться по размеру их экономики. Страны с развитой экономикой и высоким доходом на душу населения, скорее всего, будут производить товары, для которых применяются технологии, требующие большей продолжительности выпуска продукции, потому что эти страны развивают отрасли для обслуживания обширных внутренних рынков. Эти же отрасли стремятся к достижению конкурентоспособности на экспортных рынках.
IV. Концепция внешней торговли Хекшера–Олина–Самуэльсона
В 30-е годы XX в. шведские ученые Хекшер и Олин уточняют положение теории сравнительных преимуществ и формулируют концепцию факторов производства.
Позднее американский экономист Самуэльсон разрабатывает для этой концепции математический аппарат.
Суть теории. Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства и разной потребностью в тех или иных товарах («Теорема выравнивания цен на факторы производства»).
Согласно концепции Хекшера и Олина в международной торговле наблюдается тенденция, согласно которой страна специализируется на экспорте товаров, обеспеченных в избытке необходимыми для их изготовления факторами производства, а импортирует товары, имеющие относительно дефицитное факторное обеспечение с точки зрения возможностей национального хозяйства.
В этих концепциях торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, сокращающее разрыв в уровне развития между странами.
Модель объясняла принципы развития торговли между индустриально развитыми странами и товарно-сырьевыми придатками или колониями до той поры, пока не возникли серьезные противоречия. Их вскрыл нобелевский лауреат, американский ученый В. Леонтьев. Это противоречие известно как «парадокс Леонтьева».
В 40-е гг. после Второй мировой войны Леонтьев изучал внешнюю торговлю США. В то время Америка обладала избытком капитала по отношению к трудовым ресурсам.
Согласно концепции Хекшера-Олина-Самуэльсона США должны были импортировать трудоемкие изделия, экспортировать – капиталоемкие изделия. Однако в США происходил обратный процесс. Это было связано с появлением нового фактора - наукоемкости. Труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников в других странах, и они экспортировали высокотехнологичные товары.
Парадокс Леонтьева означает, что трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.
Парадокс спровоцировал более углубленный анализ факторов производства и появление новейших теорий международной торговли.
V. Новейшие теории международной торговли
Современные теории международной торговли подразделяются на два типа:
1. Сторонники модели Хекшера-Олина уточняют эту модель через включения в анализ новых факторов: технических нововведений, квалификации рабочей силы и т.д.
2. Противники модели отводят главное место во внешнеторговых операциях внутрифирменным составляющим.
Одна из распространенных теорий – «концепция цикла жизни продукта или товара»
В этой теории выделяются основные стадии товарной экспансии развитой страной:
1) произведенный продукт насыщает национальные рынки близких по уровню развития экономических партнеров;
2) продукт вытесняется на рынки развивающихся государств и осваивает новые рыночные пространства;
3) продукт поставляется по более низким ценам обратно в развитую страну, которая была инициатором описанного цикла;
4) появляется новый товар, который приходит на смену товару, прошедшему цикл.
Наглядно сущность теории жизненного цикла товара можно увидеть на примере таблицы 5. Таблица 5
Этапы жизненного цикла | ||||
Внедрение | Рост | Зрелость | Упадок | |
Размещение производства | в стране нововведения (обычно ПРС) | в стране нововведения и в других ПРС | во многих странах | Преимущественно в РС |
Размещение рынка | Преимущественно в стране нововведения с некоторым экспортом | Преимущественно в ПРС | Рост в РС | Преимущественно в РС |
Смещение на экспортные рынки, по мере того как зарубежное производство замещает экспорт на некоторых рынках | Некоторый спад в ПРС | Некоторый экспорт РС | ||
Быстро растущий спрос | Общая стабилизация спроса | Общий спад спроса | ||
Конкурентные факторы | Почти монопольное положение | Число конкурентов увеличивается | Число конкурентов уменьшается | Цена является ключевым оружием |
Сбыт основывается на уникальности, а не на цене | Некоторые конкуренты начинают снижать цены | Цена имеет большое значение, особенно в РС | Число производителей продолжает уменьшаться | |
Развитие характеристик товара | Товар становится более стандартизирован-ным | - | - | |
Технология производства | Мелкосерийное производство | Увеличение затрат капитала | Крупносерийное производство с высокими капитальными затратами | Неквалифициро-ванная рабочая сила при механизированном крупносерийном производстве |
Внедрение методов, обеспечивающих улучшение товара | Более стандартизирован-ные методы | Высокая стандартизация | ||
Высокая трудоемкость и высокая квалификация относительно затрат капитала | - | Требуется менее квалифицирован-ная рабочая сила |
Проблема совмещения институтов национальной экономики и институтов фирмы, участвующих в международном товарообмене, рассматривается в концепции международной конкурентоспособности наций американским экономистом Портером.
Конкурентоспособность страны по Портеру в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
1. факторных условий;
2. условий спроса;
3. состоянием обслуживающих и близких отраслей;
4. стратегий фирмы в определенной конкурентной ситуации.
§ 3. Ценообразование в мировой торговле
Цена принимает в процессе обмена форму определенного количества денежных знаков и является выражением общественно-полезной ценности товара.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на определенных товарных рынках в основных центрах мировой торговли.
Дифференциация различных уровней цен определяется различиями в условиях производства разных стран в зависимости от среднеотраслевой стоимости производимых товаров.
Большое влияние на формирование цены оказывает тип экономики. Если речь идет о планово-директивной или административной системе, то цена не отражает реальных стоимостных пропорций, так как устанавливается государством нормативно-директивным путем. Если речь идет о рыночной экономике, то под влиянием множества экономических и политических факторов цена рассматривается как ключевой момент системы саморегулирующегося рынка.
При развитом производстве мировые цены складываются благодаря сопоставлению национальных стоимостных показателей с учетом влияния спроса и предложения прежде всего в странах, которые являются ведущими производителями или поставщиками и, соответственно, потребителями данного продукта.
Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества отраслевых рынков товаров и услуг, что порождает множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться, поэтому при обосновании определенной и согласованной внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность отбора цены. Например, это может быть использование цен различных экспортных и импортных операций; могут быть цены в условиях оплаты наличными; могут быть цены, которые формируются в рамках обычных коммерческих сделок.
В международном экономическом анализе, как правило, используют два основных типа мировых цен:
1. цены на продукцию обрабатывающей промышленности;
2. цены на сырье, причем это экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров данной номенклатуры товаров.
Базой формирования выступают цены внутреннего национального рынка.
Формирование мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности тесно взаимосвязано с жизненным циклом продукта, степенью универсальности оборудования, инвестиционной активностью и т.д.
Мировые цены на сырье в большей степени подвержены сезонным колебаниям, влиянию прогнозов и политических событий. Их особенности:
1. Внутренние национальные издержки не играют решающей роли в соотношении спроса и предложения на мировом рынке.
2. Эти цены возникают на основе сочетания цен предложения основных производителей – экспортеров и биржевых котировок.
3. Существует многообразие цен основных производителей, которые определяются спецификой региональных рынков, различием в использовании валюты при расчетах, действием системы скидок и льгот.
4. Государства, которые являются ведущими экспортерами и импортерами могут создавать так называемые картели, то есть внешнеторговые ассоциации по контролю за управлением производством и продажей данного вида продукции.
Чаще всего внутренние цены превышают мировые, что особенно характерно для импортных цен и менее характерно для экспортных цен. Исключение составляют только сырьевые товары. Во многом это связано с таможенными барьерами между странами, с деятельностью на мировом рынке наиболее конкурентоспособных компаний, зависимостью уровня цен международной торговли не от среднеарифметического цен всех экспортеров и импортеров, а от ценовых показателей на продукцию лидеров рынка.
Функции мировых цен
1. Индикативная – позволяет оценивать экономическую ситуацию и конъюнктуру рынка в конкретный момент времени;
2. Коммуникативная – обеспечивает связь между субъектами рынка;
3. Дистрибутивная – определяет распределение доходов субъектов рынка;
4. Стимулирующая – способствует изменению экспортно-импортной политики государства или компании;
5. Санирующая – оставляет существовать и процветать фирмы, которые сумели приспособится к рыночной конъюнктуре.
Главные критерии системы формирования мировых цен:
v Стоимостной объем сделки;
v Использование свободно конвертируемой валюты;
v Официальная регистрация операций купли-продажи в одном из международных центров торговли.