Классификация оптовых услуг.
1.По составу и виду оптовых услуг:
а) Для клиентов-покупателей оптовые предприятия должны оказывать следующие услуги:
♦ оценка потребностей и спроса;
♦ преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка и т. п.);
♦ хранение товарных запасов;
♦ доставка товаров;
♦ кредитование закупки;
♦ концентрация товарной массы;
♦ информационное и консалтинговое обслуживание и др.
б) По отношению к клиентам-поставщикам услуги оптовой торговли должны состоять в следующем:
♦ централизация коммерческой деятельности;
♦ поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
♦ инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
♦ минимизация кредитного (коммерческого) риска;
♦ маркетинговое обслуживание.
2. по функциональному назначению можно выделить следующие основные комплексы услуг:
♦ технологические — по хранению, подсортировке, фасовке, упаковке, маркировке, транспортно-экспедиционные и др.;
♦ коммерческие — помощь в рекламировании товаров, комиссионные, посреднические, по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей и т. п.;
♦ организационно-консультативные — консультации по вопросам ассортимента и качества товаров, эксплуатации изделий, организации розничной продажи, изучения спроса, маркетинга и др.;
♦ информационные — сбор, накопление, обработка коммерческой информации и передача ее контрагентам;
♦ финансовые — по организации торгово-расчетных операций (кредитование сделки на льготных условиях, наличные и безналичные расчеты, авансовая оплата и т. п.).
Услуги, предоставляемые оптовой базой своим клиентам, как правило, должны быть платными и способствовать активизации оптовой деятельности. Конкретные размеры оплаты услуг следует устанавливать в заключаемых между оптовым предприятием и клиентами договорах. Они должны отражать расходы на эти услуги с учетом их трудоемкости и обеспечения нормальной рентабельности этих операций, а также экономически заинтересовывать оптовые базы в оказании услуг своим клиентам.
Таким образом, доходы оптового предприятия складываются из продажи товаров — торговых надбавок и платы за оптовые торговые услуги.
Формы и методы оптовой торговли
Формы оптовой торговли
Выбор формы оптовой торговли зависит от конкретного товара, его положения на рынке (пользуется спросом; спрос не велик, степень насыщенности рынка), от конкретной сделки оптовой компании с продавцом товара. Существуют две основные формы оптовой торговли: транзитная и складская.
При транзитной форме товары доставляются от производителя в розничную сеть или другой оптовой компании (более мелкой или находящейся в другом городе), минуя склад оптовика-посредника. Это форма имеет то преимущество, что ускоряется оборот, снижаются логистические издержки, повышается сохранность товара. Транзитная поставка применяется, если не требуется промежуточная подготовка товара по качеству, расфасовке, переборке и т.д. В этом случае оптовик-посредник не имеет возможность формировать ассортимент, кроме того, что отгрузил производитель.
Применяются два вида расчетов транзитной поставки с производителям:
- с оплатой транзитной партии товара;
- без вложения собственных средств путем получения посреднического процента (комиссионных).
Во втором случае оптовая компания выполняет организаторские функции и собственником товара не является. При складской форме партия товара от производителя поступает на склад оптовой компании, а затем распределяется по разным сбытовым каналам до розничной торговли. Не смотря на возросшие логистические издержки, в этом случае лучше удовлетворяются потребности торговли в предпродажной подготовке. Улучшается также ритмичность снабжения магазинов, в том числе малыми партиями, что является удобным для них. Открывается возможность формирования требуемого для каждого магазина товарного ассортимента.
Продажа товаров с личной отборкой покупателями.
Сущность метода продажи на основе личной отборки состоит в том, что покупатель производит отбор товаров со склада самостоятельно при ознакомлении с имеющимся
ассортиментом. Личная отборка практикуется в основном при продаже товаров сложного ассортимента, также новых и малоизвестных товаров. Этот метод позволяет делать взаимоотношения между работниками оптового пред-я с представителями покупателя более конкретными и оперативными. Личный отбор товаров проводится в товарных секциях склада или в залах товарных образцов, демонстрационных залах, торгово-коммерческих павильонах. Отбор товаров непосредственно в секциях складов создаёт трудности оптовым покупателям в ознакомлении с ассортиментом товаров, так как они часто расположены в разных секциях и хранятся в упакованном виде, работники складов отвлекаются от работы по выполнению заказов и других операций технологического цикла обработки товаров. Наиболее удобны для ознакомления и отбора товаров залы, товарных образцов, которые являются коммерческими центрами торговых пред-й. Кроме товарных образцов, для ознакомления оптовых покупателей с ассортиментом предлагаемых товаров в залах могут использоваться каталоги товаров и различные проспекты. Технология продажи товаров включает:
1) ознакомление покупателя с товарами и их отбор;
2) оформление товароведом-реализатором заказа (отборочного листа) в трёх экземплярах (один покупателю, другой для выписки счета-фактуры, третий на склад для отборки и подготовки товаров к отпуску)
3) после получения покупателем счета-фактуры производитсяотпуск
товаров со склада оптового пред-я.
Продажа по требованиям-заявкам (заказам) покупателей
Этот метод оптовой продажи включает письменные, телефонные, телеграфные, телетайпные, телефаксные заявки (заказы) покупателей на товары устойчивого ассортимента или хорошо ему известные. Заявка, поступившая на оптовое пред-е, регистрируется в специальном журнале работниками зала товарных образцов, проверяется её соответствие заключённому договору с покупателем, выписывается отборочный лист (счёт-фактура) и передаётся на склад для комплектования партии товаров и подготовки её к отправке. Такой метод продажи освобождает работников розничной торговой сети от поездок на оптовые пред-я и позволяет оперативно уточнять требования покупателей в отношении качества и других характеристик поставляемых товаров, при необходимости согласовать замену их аналогичными, дать консультацию по хранению, использованию и рекламе отдельных видов изделий и т. п. Для более чёткой организации оформления, учёта и исполнения заказов оптовых покупателей применяют единый бланк заявок (заказов), что значительно облегчает процесс его формирования и выполнения.
Продажа через разъездных товароведов (торговых агентов, коммивояжеров)
Сущность этого метода оптовой продажи состоит в том, что товароведы (торговые агенты, коммивояжеры) оптовых пред-й, имеющие при себе образцы товаров, каталоги, альбомы, проспекты, посещают пред-я розничной торговли. После ознакомления с номенклатурой предлагаемых товаров работники магазинов могут оформить заявку (заказ) на доставку товаров. Кроме принятия заявок, товароведы проверяют наличие товаров в магазинах, изучают спрос населения, оказывают помощь работникам розничной торговой сети в организации рекламы, продаже товаров и т. д. Прогрессивным направлением при организации оптовой продажи является торговля через передвижные комнаты товарных образцов и автосклады, которые оборудуются в кузовах автомашин. Передвижная комната товарных образцов имеет соответствующее оборудование для показа различных образцов товаров выдвижные ящики для списков, альбомов, каталогов и т.п.