Лобыничев А.В. Комерческое право электронный Учебный курс (СПбГМТУ, 2017)

Лобыничев А.В. Комерческое право электронный Учебный курс (СПбГМТУ, 2017)

Раздел I. Общие положения

Тема 1. Предмет и система курса, история становления и развития коммерческого права

1.1. Понятие коммерции и коммерческого права. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина, предмет коммерческого права

1.2. История становления и развития коммерческого (торгового) права в мире

1.3. История торгового законодательства в России

1.4. Современное состояние российского торгового законодательства. Его место в системе права России. Перспективы развития

Тема 2. Субъекты коммерческой деятельности

2.1. Понятие участников торговой деятельности

2.2. Виды субъектов торговой деятельности

2.3. Основания выбора вида торговой организации

Тема 3. Объекты торгового права, правовой режим товаров

3.1. Понятие объектов торгового права

3.2. Правовой режим товаров в торговле

3.3. Способы формирования режимов

3.4. Классификация товаров

Тема 4. Структура договорных связей

4.1. Понятие договорных связей и их структуры

4.2. Функции посреднических организаций

4.3. Структура связей по поставкам для государственных нужд

4.4. Межрегиональные торговые связи

Раздел II. Коммерческое (торговое) право России

Тема 5. Договоры, регулирующие торговый оборот

5.1. Понятие и правовое определение договора

5.2. Классификация торговых договоров

5.3. Видовые отличия договоров поставки и оптовой купли-продажи

Тема 6. Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров

6.1. Правовое регулирование заключения договоров

6.2. Форма торговых договоров

6.3. Процедура заключения договоров

6.4. Изменение и расторжение договоров

6.5. Порядок установления условий договора

6.6. Условие о предмете

6.7. Условие о сроках

6.8. Порядок доставки и место сдачи товаров

Тема 7. Посреднические договоры в торговле. Договоры, содействующие торговле

7.1. Понятие посреднической деятельности, группа посреднических договоров

7.2. Договор комиссии, договор поручения

7.3. Агентский договор, дистрибьюторские договоры

7.4. Группа обслуживающих договоров. Договор на выполнение маркетинговых работ

7.5. Договор на рекламу

7.6. Договоры на информационное обеспечение и обслуживание

7.7. Договор транспортной экспедиции

7.8. Договор хранения

7.9. Договор страхования

Тема 8. Регулирование перевозок товаров

8.1. Вопросы, подлежащие регулированию в области перевозок

8.2. Договоры об организации перевозок

8.3. Договоры на перевозку конкретных партий

8.4. Документирование перевозок и факта несохранности грузов

8.5. Ответственность органов транспорта, отправителя и получателя

Тема 9. Имущественная ответственность в торговом обороте

9.1. Понятие, функции, особенности, основания ответственности

9.2. Виды и условия применения ответственности

9.3. Основания для освобождения должника от ответственности за допущенное нарушение

Раздел I. Общие положения

Тема 1. Предмет и система курса, история становления и развития коммерческого права

Понятие коммерции и коммерческого права. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина, предмет коммерческого права.

Источники коммерческого права.

История становления и развития коммерческого (торгового) права в мире.

История торгового законодательства в России.

Современное состояние российского торгового законодательства. Его место в системе права России. Перспективы развития.

1.1. Понятие коммерции и коммерческого права. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина, предмет коммерческого права

Понятие участников торговой деятельности

Традиционно главными субъектами торговой деятельности, основной фигурой торгового оборота считаются торговые общества либо отдельные торговцы. Поэтому во все западные торговые кодексы (кроме Единообразного торгового кодекса США) включены разделы, посвященные торговым обществам и товариществам. (Это при наличии в ГК самостоятельных глав о юридических лицах), что, как считает автор одноименного курса Пугинский, неприемлемо, так как возникает противоречие в гражданском праве.

Вместе с тем, для торгового права целесообразно было бы выявить организационное и имущественное своеобразие лиц коммерческой деятельности, однако выразить и закрепить законодательно эту специфику правоведение пока не сумело.

Классификация товаров

Классификации разработаны для различных целей. Некоторые из них закреплены нормативными актами.

По направлению использования товары подразделяются на: 1) товары потребительского назначения (широкого потребления); 2) товары производственного назначения (продукция производственно-технического назначения). Первая группа делится на продовольственные и промышленные товары; на товары краткосрочного или разового пользования и товары длительного пользования.

Товары производственного назначения подразделяют на основное, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье.

Общегосударственные классификации товаров. В состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) России входит Общероссийский классификатор продукции (ОКП). ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и статистике. Он ограничивается классификацией видов товаров и дополняется отраслевыми классификаторами по конкретным маркам, моделям, фасонам и др. При этом первые шесть знаков кода воспроизводят коды ОКП.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утверждена Постановлением правительства РФ 1996 г. Он согласован с принятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Служит основанием применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, мерой внетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

На производственных предприятиях, в торговых организациях применяется классификация изделий по товарным группам, сохранившаяся от системы планового регулирования. В ней промышленные товары подразделяются на: швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные, электротовары и др.

Практика свидетельствует, что в вопросах регулирования правовых режимов и классификации товаров еще много пробелов, устранить которые можно было бы с принятием Торгового кодекса РФ.

Тема 6. Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров

Правовое регулирование заключения договоров

Форма торговых договоров

Процедура заключения договоров

Изменение и расторжение договоров

Порядок установления условий договора

Условие о предмете

Условие о сроках

Порядок доставки и место сдачи товаров

Форма торговых договоров

По общему правилу при заключении договора между юридическими лицами требуется простая письменная форма.

Наряду с этим:

– по ст.159 ГК, если сделка целиком исполняется в момент совершения, то достаточно устной формы договора (при стоимости договора до 10 тыс. руб.).

Несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности договора. Согласно ст.162 ГК недопустимы ссылки на свидетельские показания в случае возникновения спора. (Можно ссылаться только на документы.) Поэтому споры по устным договорам приходится рассматривать как вытекающие из недоговорных обязательств (гл.60 ГК «О неосновательном приобретении имущества»).

При несоблюдении простой письменной формы недействительность договоров предусматривается лишь в случаях:

– внешнеторговых сделок (ст.162);

– договоров страхования (ст.940);

– коммерческой концессии – франшизы (ст.1028).

Требования к форме касаются также и изменения и расторжения договора.

По закону не требуется заключения договоров на специальных бланках, не требуется скреплять подписи печатями. Это может быть предусмотрено сторонами в договоре.

Ст.438 ГК предусматривает особый случай признания договорных отношений, когда продавец, получивший предложение о заключении договора, вместо ответа отгрузит покупателю заказанный им товар. Требуется лишь, чтобы товар был отгружен полностью или частично в срок, установленный для ответа на предложение покупателя.

Условие о предмете

Наиболее существенным является условие о предмете. Содержание предмета купли-продажи предусмотрено ст.455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара.

Предмет выражается через наименование товара и его количество. Применение обобщенных видовых понятий, таких, как «нефтепродукты», «кондитерские изделия, неправомерно. Возникает необходимость дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара.

Ранее судебная практика требовала конкретного указания числа единиц, метров и массы товара, постепенно стало признаваться допустимым указание общей стоимости товара; установление в договоре порядка определения количества (количество, которое удастся закупить на полученные деньги по цене, которая сложится на момент закупки). Возможность косвенного определения количества закреплена ст.465 ГК, а для внешнеторговых – п.14 Венской конвенции 1980 г.

Встречается указание минимального и максимального пределов (допустимых отклонений). Международная практика устанавливает, если указано «около» или «примерно», то допустимая разница не должна превышать 10%. Нельзя указывать только один предел. Количество товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки.

При реализации товаров с ограниченным сроком годности (скоропортящихся) приходится использовать сложные конструкции условий о количестве. Согласовывается минимальный объем поставок на месяц или квартал, а отгрузка производится в соответствии с заказами получателей: суточными, пятидневными и др.

Общее количество поставленного товара подсчитывается в конце месяца. Так определяется количество поставляемых молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и других подобных товаров.

Непосредственно с предметом связан ассортимент (номенклатура) товаров. Различают групповой и развернутый ассортимент.

Групповой обозначает в укрупненных показателях вид товара: обувь мужская, автомобили легковые.

Под развернутым подразумеваются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания в договоре любого отличительного признака (цвет, рисунок, порядок упаковки, расфасовки). При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации (приложение к договору).

Ст.512 ГК предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделия одного ассортимента другим допускается с предварительного письменного согласия покупателя (до отгрузки заменяемого товара). В противном случае поставщик несет ответственность, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.

Для договора купли-продажи (ст.468 ГК) «покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров не заказанного ассортимента и потребовать их замены. Для уменьшения рисков следует предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента.

Возможно определение ассортимента лишь на ближайший период: квартал, полугодие. В договоре предусматривается порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период. Могут предусматриваться обязательства о расширении ассортимента, освоении новых видов товаров. Договор играет ведущую роль в удовлетворении ассортиментных запросов потребителей.

В советский период происходило свертывание и оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассортимента идет медленно.

Условие о сроках

С предметом тесно связано условие о сроках (срок действия договора и сроки передачи или отгрузки товаров).

По сроку действия договоры могут быть краткосрочные, годовые (среднесрочные) и долгосрочные.

По сроку передачи товаров нет требований законодательства.

В договоре следует указывать дату или период. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком устанавливаются ч а с т н ы е с р о к и. Если периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК товары должны поставляться равными партиями помесячно.

По другим видам договоров установление частных сроков нормативно не регулируется, но актуально и для оптовой купли-продажи; закупок для государственных нужд; контрактации сельскохозяйственной продукции. При заключении этих видов договоров следует пользоваться моделью, предусмотренной для поставок.

При выработке условий о сроках следует учитывать:

– длительность цикла производства изделий;

– продолжительность транспортировки;

– наличие складских площадей для хранения товара.

Условие о частных сроках обычно увязывается с ассортиментом и количеством.

Для этого применяются двойные сроки: по общим объемам поставки и по развернутому ассортименту – более продолжительные. Например, в пятидневный срок – 1/6 стоимости месячной партии товара. За оставшееся время месяца обеспечивается поставка всего согласованного ассортимента. Такой порядок позволяет производителю сократить потери от остановок технологического оборудования.

Досрочная отгрузка товара согласно ст.457 и 508 ГК допускается лишь с согласия покупателя.

Помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или передачи товара (календарное расписание с указанием дней отгрузки). Могут устанавливаться часовые и даже минутные (при завозке продуктов в школьные столовые). Такой порядок требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей, но зато дает значительную экономию средств. Это проблема национальная. За нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность (штрафов).

Порядок действий в случае нарушения продавцом сроков передачи товара нормативно отрегулирован только для договоров поставки (ст.511 ГК): количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. В других видах договоров следует поступать по аналогии.

Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Согласно ст. 511 ГК он обязан известить об отказе поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Это актуально в отношении сезонных товаров.

В договорах купли-продажи ст.457 ГК устанавливает более практичный порядок: продавец вправе отгружать товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие от покупателя. Подобный порядок целесообразно предусматривать и в других торговых договорах.

Договор на рекламу

Рекламой, применительно к коммерческой деятельности, признается распространяемая в любой форме и с помощью любых средств информация о товарах либо о юридическом лице (предпринимателе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или юридическому лицу и способствовать реализации товаров.

ФЗ «О рекламе» от 18.07.95 № 108 также учитываются нормы авторского права, законодательства о концессии и других смежных отношениях. Существуют развитые обычаи делового оборота по рекламе.

В 1937 г. Международной торговой палатой был принят Международный кодекс рекламной практики (обновлен в 1986 г.)

Объектом рекламы может быть товар или организация, осуществляющая производство или продажу. Цель рекламы – стимулирование продаж товара, побуждение к его потреблению, оказание помощи в выборе товаров.

Виды рекламы:

1) печатная (листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари и т.п.);

2) рекламные публикации в газетах, журналах, книгах, телефонных и иных справочниках;

3) наружная – щиты, вывески, световые экраны;

4) радио и телереклама в виде кино- и видеофильмов, клипов и т.д.;

5) реклама на транспорте в виде рисунков и надписей на бортах транспортных средств, подъем рекламы в воздух с помощью технических средств;

6) сувенирная реклама – в полиграфическом или промышленном исполнении (блокноты, полиэтиленовые пакеты, канцелярские принадлежности);

7) реклама на месте продажи (упаковка, оформление витрин
и т.п.).

Закон «О рекламе» предусматривает требования к самой рекламе, к деятельности по ее размещению и распространению. Определяет особенности рекламируемых товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливает ограничения для разме­щения рекламы, согласовывает необходимые для наружной рекламы условия, размеры платы за нее, а также требования по отдельным группам товаров (алкоголь, табачные изделия, медикаменты); меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Закон вводит понятия «недобросовестной», «недостоверной», «заведомо ложной», «неэтичной» рекламы и определяет их содержание.

Законодательство выделяет подрядные отношения между рекламодателями (заказчиками); рекламопроизводителями (создателями формы рекламного продукта) и рекламораспространителями.

Существуют понятия разовых рекламных акций и рекламных кампаний.

В договоре на оказание рекламных услуг указывают: цели; круг потребителей; формы рекламы; точную характеристику способов и средств ее распространения; частоту и продолжительность рекламных действий, анализ результатов рекламной кампании, размеры затрат и вознаграждения. Следует при этом руководствоваться общими положениями о договорах; законом «О рекламе» и иными нормативными актами.

Договор хранения

Формула договора (ст.886 ГК): «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности».

При использовании этого договора в коммерческой деятельности применяется более полное регулирование (ст.907–918 ГК «Договор хранения на товарном складе»). Хранителем является определенный субъект – товарный склад – специализированная организация по хранению товаров.

Согласно ст.43 Транспортного устава железных дорог РФ, прибывший в адрес грузополучателя груз хранится бесплатно на станции в течение 24 часов, а за хранение сверх этого срока взимается сбор. Общие правила о договорах хранения содержатся в гл.47 ГК.

Договор хранения должен быть заключен в простой письменной форме. Изъятие из этого положения содержится в ст.434 ГК: простая письменная форма считается соблюденной, если принятие товара на хранение удостоверено сохранной распиской, квитанцией, складским свидетельством или иным документом, подписанным хранителем. Возможна выдача хранителем жетона или иного знака в подтверждение наличия договора.

Цель договора – сохранение вверенного имущества, но в коммерческой деятельности часто хранение сочетается с агентированием и выполнением иных обязанностей: отпуск товара получателям по указанию поклажедателя, систематическое освежение товаров с ограниченным сроком годности, подборка групп товаров для отправления получателям, оформление сохранных залоговых свидетельств на товар и др.

Договор хранения считается платным (ст.896 ГК), если иное не предусмотрено соглашением сторон или нормативно-правовыми актами. Плата вносится по окончании срока хранения либо по истечении каждого периода, определенного сторонами.

Ответственность хранителя (особенности): если хранение производится за плату, то хранитель возмещает убытки в полном объеме. При безвозмездном хранении ответственность носит
ограниченный характер: возмещается лишь прямой ущерб в размере стоимости утраченной вещи или суммы, на которую понизилась ее стоимость.

Особый случай – ответственное хранение (ст.514 ГК). Отгруженные без договора товары, если покупатель отказался их использовать, принимаются на ответственное хранение. Согласно ст.42 ТУ ЖД получатель груза, поставка которого не была предусмотрена договором с продавцом, обязан вывезти груз со станции и принять его на ответственное хранение, если он указан в качестве грузополучателя в транспортной накладной; уведомить отправителя о принятии товара на ответственное хранение и предложить ему распорядиться товаром. Если в разумный срок отпра­витель не распорядился, то получатель вправе возвратить товар или реализовать его на месте (скоропортящиеся товары).

Договор страхования

Страхование регулируется гл.48 ГК, законом РФ 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ (в редакции ФЗ 1997 г. № 157).

Точнее будет считать страхование не способом защиты интересов лица, а как «обязанность уплаты страховщиком страхователю обусловленной суммы для возмещения его потерь или удовлетворения иного интереса в связи с наступлением определенных обстоятельств».

Содержание договора – обязанность уплаты страховщиком страхователю определенной суммы для возмещения потерь или удовлетворения иного интереса в связи с наступлением определенных обстоятельств (страхового случая).

Договор страхования – это многофункциональный договор. Он может применяться, как способ обеспечения исполнения обязательства (функция обеспечения); как страхование риска неисполнения долга должником.

Страховщиками могут быть юридические лица, получившие лицензию на ведение этой деятельности. Страхователями могут выступать любые лица (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане). Условие заключения договора – наличие интереса у выгодоприобретателя к сохранению застрахованного имущества.

Договор заключается на основании заявления страхователя. Договор в виде отдельного документа может не составляться (оформляется страховой полис и правила страхования). Правила страхования – внутренний документ страховщика, в которые могут вноситься изменения, поэтому действует редакция на день страхования. В ст.928 ГК в качестве объекта страхования указаны непротиворечащие закону имущественные интересы лица.

Для торгового оборота наиболее актуально страхование:

– риска утраты, недостачи или повреждения товара либо иного имущества;

– риска ответственности страхователя или иного обязанного лица по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу (жизни, здоровью) других лиц;

– риска ответственности страхователя за нарушение договора (в пользу стороны, перед которой страхователь должен нести соответствующую ответственность);

– предпринимательского риска страхователя (неполучения соответствующих доходов или возникновение убытков).

Существенными условиями договора по ст.942 ГК являются: объект страхования; характер события (страхового случая).

Страхователь обязан сообщить известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение по факту страхования.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости имущества на момент заключения договора.

Плата (страховая премия) – размеры, порядок и сроки внесения взносов. Договор вступает в силу с момента уплаты первого взноса.

Выплата страхового возмещения производится на основании заявления страхователя или выгодоприобретателя. В договоре устанавливается конкретный срок выплаты от даты получения заявления. Целесообразно установить неустойку за задержку вы­платы страхового возмещения.

Основания для невыплаты страхового возмещения указаны в ст.963 и 964 ГК:

– умышленные действия страхователя или выгодоприобретателя;

– военные действия, народные волнения и забастовки;

– обстоятельства, обусловленные договором.

По страховым претензиям установлен специальный срок исковой давности – 2 года (ст.966 ГК).

Вопросы, подлежащие регулированию

При организации перевозок необходимо решать ряд сложных задач:

– обеспечивать сохранность товара;

– соблюдать скорость доставки к получателю;

– снижать транспортные расходы.

Исходя из этого выбирается вид транспорта; вырабатываются условия договоров, основными из которых являются меры по обеспечению сохранности товаров.

Транспортный процесс – сфера преимущественно императивного правового регулирования. Права и обязанности сторон определяются, прежде всего, транспортными уставами, кодексами и детальными правилами перевозок на отдельных видах транспорта. Значение договоров ограничено.

Отношения субъектов регулируются сразу несколькими видами обязательств и имеют несколько уровней. Важнейшие вопросы перевозки отражаются уже в торговых договорах оптовой купли-продажи; поставки; контрактации сельскохозяйственной продукции и др.:

– на какой стороне лежит обязанность доставки товара;

– каким видом транспорта и возможна ли замена;

– условия об использовании специализированной тары и перевозочных средств (контейнеры; поддоны; строп-пакеты, увязка в блоки, пачки и т.д.);

– предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, расписание отгрузки;

– обязанность уведомления получателя;

– меры по обеспечению бьющихся или легко снимаемых узлов и деталей;

– вменение шоферу уведомлять диспетчера о прибытии в каждый пункт заезда;

– меры по обеспечению сохранности груза (шины в связках и т.п.).

Основные моменты из перечисленных условий отражаются в транспортных договорах. При систематическом характере перевозок договором устанавливаются объемы перевозок.

Международные договоры

Международные договоры как источник международного торгового права объединяют большой массив документов как регионального (в рамках интеграционных группировок государств), так и универсального характера.

К числу региональных договоров можно отнести заключенную государствами - членами Европейского союза Римскую конвенцию 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам, которая содержит унифицированные коллизионно-правовые нормы, позволяющие выбрать соответствующую правовую систему для регулирования контрактных обязательств сторон, включая коммерческие сделки.

Региональный характер имеет также и Межамериканская конвенция 1994 года о праве, применимом к международным контрактам, принятая на пятой Межамериканской конференции по международному частному праву и содержащая унифицированные коллизионно-правовые нормы в области международного коммерческого права.

К числу региональных договоров в области международного торгового права относятся заключенные государствами - членами СНГ Ташкентское соглашение 1992 года о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности и Киевское соглашение 1992 года об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, которые заложили основы правового регулирования международных торговых отношений в рамках СНГ.

Важнейшим договором универсального характера в области международного торгового права выступает Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, проект которой был разработан ЮНСИТРАЛ.

Конвенция представляет собой результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки, причем такая унификация носит истинно универсальный характер. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 года и в настоящее время число ее участников превышает 60 государств. СССР присоединился к ней в мае 1990 года, с 1 сентября 1991 года положения Конвенции приобрели для Советского Союза характер юридических обязательств.

После распада СССР участницей Конвенции стала Россия в результате международного правопреемства. Конвенция представляет собой попытку объединить подходы романо-германской (континентальной) и англосаксонской правовых систем, и именно этот факт обусловил не всегда последовательный и одномерный характер ее норм.

Следует отметить, что подавляющее большинство норм Конвенции носит диспозитивный характер, что означает возможность отступить от их содержания по взаимному согласию сторон конкретного международного коммерческого контракта.

Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного торгового оборота. К ним относятся:

- юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);

- порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;

- форма контрактов;

- основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Участие государств в Венской конвенции ООН 1980 года предопределяет применение ее норм к отношениям по международному коммерческому контракту, если таковой относится к сфере ее действия, стороны не исключили ее применения на основании ст.6 Конвенции и коммерческие предприятия сторон контракта находятся в государствах - участниках Конвенции.

Если же основное место деятельности одной из сторон международного коммерческого контракта находится в государстве, не участвующем в Конвенции, такой контракт подпадает под ее действие лишь в случаях, когда по соглашению сторон или в силу коллизионной нормы применимо право государства - участника Конвенции.

К общим принципам Конвенции, в частности, относятся:

- свобода договора;

- диспозитивность положений Конвенции;

- необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле;

- презумпция действия применяющегося в соответствующей области торговли обычая;

- связанность сторон установившейся практикой их взаимоотношений;

- сотрудничество при исполнении обязательств;

- применение критерия "разумности";

- возможность требовать при нарушении обязательств реального исполнения, однако с приоритетом эквивалентного возмещения;

- разграничение нарушений на существенные и несущественные с предоставлением потерпевшей стороне в отношении первых более широких прав, включающих отказ от контракта.

Венская конвенция ООН 1980 года не регулирует такой важный вопрос в области международного коммерческого права, как исковая давность. Институт исковой давности получил самостоятельное закрепление в отдельном нормативно-правовом акте, также разработанном в рамках ЮНСИТРАЛ, - в Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 года об исковой давности в международной купле-продаже товаров. СССР не участвовал в этой конвенции, Россия также ее не ратифицировала.

Следовательно, к отношениям по международным коммерческим контрактам с участием российских юридических и физических лиц применяется не специальный срок исковой давности, установленный Конвенцией (4 года), а общий срок исковой давности, который определяется применимым национальным правом (по российскому законодательству - 3 года).

Нью-Йоркская конвенция ООН 1974 года была изменена Протоколом 1980 года, принятым одновременно с Венской конвенцией ООН 1980 года с целью приведения ее положений в соответствие с нормами последней. В настоящее время в измененной версии Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 года участвуют около 20 государств.

Гаагская конвенция 1986 года служит дополнением Венской конвенции ООН 1980 года и определяет право, применимое к международным коммерческим контрактам, когда стороны таких контрактов имеют коммерческие предприятия на территории разных государств.

Кроме того, Конвенция содержит принципы для регулированиия трех важных аспектов, предваряющих основной вопрос о применимом праве, которые затрагивают:

1) наличие и материальную действительность самого соглашения сторон о выборе применимого права;

2) наличие и материальную действительность международного коммерческого контракта или его условий;

3) формальную действительность международного коммерческого контракта.

Международная практика выработала ряд институтов:

– база поставки (ФOБ, СИФ и т.д.);

– документарные аккредитивы, инкассо, банковская и специальная гарантия.

К международным типовым договорам относятся: типовые контракты; общие условия сделок; руководства по заключению контрактов (договоров).

На формуляре типового контракта находится текст договора, в котором заполняются определенные разделы, и договор вступает в силу после подписания формуляра.

Общие условия сделок могут стать составной частью договора посредством ссылки на данные условия в тексте договора.

Руководство по заключению контрактов содержит различные советы и варианты текстов договоров и является всего лишь рекомендацией.

Обычно типовые контракты разрабатываются крупными участниками международного торгового оборота – профессиональными объединениями субъектов международной торговли или международной организацией. В настоящее время наибольшее значение имеют типовые контракты и общие условия сделок, разработанные Европейской экономической комиссией ООН:

– Типовые контракты продажи зерна – 1957, 1958, 1961 гг.;

– Общие условия экспорта инвестиционных товаров - 1955 и 1957 гг.;

– Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования – 1962 г.;

– Рекомендации по заключению контрактов наиболее сложных видов сделок: 1969 г. – по ноу-хау в области машиностроения; 1973 г. – по строительству крупных промышленных объектов;

– 1974 г. – по заключению международных договоров промышленной кооперации.

10.2.2. Региональное международное законодательство (на примере ЕС и СНГ)

В рамках ЕС проводится гармонизация и унификация права, создается общее право при помощи:

– классических международных договоров (конвенций);

– актов, принятых органами ЕС.

Их имеется три вида: положения, директивы и решения.

Положения – установленные нормы права, действующие во всех государствах ЕС.

Директивы действуют в рамках ЕС, но оставляют государствам право имплиментировать нормы директив в свое национальное законодательство, только таким образом они становятся законодательством.

Решения являются административными актами, а не нормами права. Могут предписывать или запрещать какому-либо государству совершать определенные действия.

Суд Европейского сообщества вправе толковать акты ЕС и таким образом участвует в формировании правовой системы ЕС.

В 1968 г. принята Брюссельская конвенция об юрисдикции и признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.

В 1980 г. – Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам.

В рамках СНГ основной правовой базой являются многосторонние и двусторонние договоры участников СНГ; кроме того, СНГ в лице ее органов принимает: решения, протокольные решения, протоколы. Однако эти документы не носят наднационального характера (воля государств формируется через договоры).

Рекомендательные законодательные акты СНГ принимаются Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. Они представляют собой модельные законы, которые рекомендуются государствам к принятию.

В 1994 г. принята I часть модельного ГК; в 1995 г. – II часть; в 1996 г. принят Рекомендательный акт «Об акционерных обществах».

В 1992 г. принято Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ. В нем установлены: порядок заключения, изменения и расторжения договоров, связанных с межгосударств

Наши рекомендации