Глава 9. реклама в российской прессе xix - качала xx в. 311

добрым людям с просьбой помочь ему, жертвуя ненужные вещи и разный хлам, обременяющий каждое хозяйство" 21. Наряду с темой благотворительности, наиболее активно зая­вившей себя в рекламе этого периода, возникают и другие содер­жательные ответвления, ранее отсутствовавшие в русской перио­дике, например брачные объявления, одним из инициаторов которых также явилось суворинское "Новое время".

В отличие от зарубежной прессы обсуждение межличностных отношений отсутствовало в российской газете, за исключением траурных некрологов. Первоначально эта тематика формируется в недрах юридических проблем. Некоторые юристы публикуют во вполне респектабельных изданиях типа "Русских ведомостей" объявления о своем содействии в бракоразводных делах. Со вре­менем тематика этих объявлений расширяется, отражая все этапы судебных разбирательств. О степени воспринятости обществен­ным мнением нового рекламного потока свидетельствуют факты его проникновения на газетные полосы официоза.

"Московские ведомости" от 12 сентября 1904 г. публикуют:

"Поселянка Анна Мария Георг, урожденная Шнейдер, подала в Мос­ковскую Евангелически-Лютеранскую Консисторию на мужа своего Александра Георг бракоразводную жалобу, основанную на безвестном его отсутствии, почему Александр Георг вызывается сим к явке в сию Консисторию в течение года, считая со дня последнего отпечатания сего вызова, для принятия жалобы жены с тем, что если до истечения означенного срока он сам не явится или не пришлет от себя законно-уполномоченного, то брак его будет расторгнут, и вместе с тем жена его будет признана невиновною, а он виновною стороною, и подверг-

„ 99

нут всем последствиям виновной стороны •"< Все более широкое внедрение публичного участия в межлич­ностную сфер, вызывает к жизни ранее немыслимое явление — "Брачную газету", начавшую еженедельно выходить в 1906 г.

"Задавшись целью привить в России новый способ заключения брака посредством объявлений, увенчавшийся полным успехом в Англии, Франции и Германии, мы видели в этом единственное верное средст­во, чтобы расширить кругозор у желающих вступить в брак, чтобы бра­ки перестали носить современный случайный и вредный для супругов характер, обусловленный тесным кругом знакомых" 23.

- Новое время. 1906, 27 июня.

~" Московские ведомости. 1904, 12 сентября.

^ Брачная газета. 1906, № 16.

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

Однако набор ее объявлений далеко не всегда свидетельству­ет о достаточно ответственном подходе рекламодателей к одному из самых серьезных жизненных проблем. Как иначе расценить следующие объявления:

"Студент красивой наружности желает жениться на богатой купчихе

(возраст безразличен). Прошу выслать фотографические карточки —

тайна гарантируется"; "Экстренно хочу жениться — нужны деньги на

уплату 5 тысяч долга. Офицер"24.

Судя по успеху, который получила "Брачная газета" в широ­ких кругах общественности, период патриотического подъема 1904—1905 гг. уступил место сугубо прагматичным устремлениям. Это не замедлило обнаружиться в рекламной экспансии, с новой силой заполонившей более 50 процентов газетных полос.

По нарастающей шел суггестивный нажим, использующий обманные приемы. Снова реклама изобилует предложениями чу­додейственных средств. Вновь происходит возрождение негатив­ных факторов в рекламном процессе. Судить об этом можно по многоплановому розыгрышу потребителей крема "Ренессанс". Здесь задействована и историческая интрига: оказывается, "обая­тельный цвет лица королевы Марии Антуанетты... был результатом упо­требления сложного косметического средства. Лейб-медик красавицы-королевы Дюшар оставил своим наследникам разоблачение этой тайны ...", которое и воплощено в предложенном россиянам креме "Ренес­санс". "После некоторого времени применения этого средства, не только кожа приобретает естественный чудный цвет, но и грудь приобретает здо­ровую полноту... все морщины, шероховатости кожи, угри, прыщи, веснуш­ки исчезают бесследно", и дамы, употребляющие этот крем "скоро и легко приобретают утраченную молодость и кажутся на 10, а в некоторых случаях на 25 лет моложе своего возраста" 2Г).

Примечательно, что пробная баночка предлагалась бес­платно, — свидетельство расширения приемов воздействия на потребителя, внедрениями на российский рынок опыта премиаль­ной торговли.

Очередной катаклизм в российской истории — первая миро­вая война — прервал интенсивное развитие как негативных, так и позитивных факторов российской газетной рекламы.

" Брачная газета 1906, №. 1. 2^ Новое время. 1907, 13 января.



Наши рекомендации