Глава 9. реклама в российской прессе xix - качала xx в. 311
добрым людям с просьбой помочь ему, жертвуя ненужные вещи и разный хлам, обременяющий каждое хозяйство" 21. Наряду с темой благотворительности, наиболее активно заявившей себя в рекламе этого периода, возникают и другие содержательные ответвления, ранее отсутствовавшие в русской периодике, например брачные объявления, одним из инициаторов которых также явилось суворинское "Новое время".
В отличие от зарубежной прессы обсуждение межличностных отношений отсутствовало в российской газете, за исключением траурных некрологов. Первоначально эта тематика формируется в недрах юридических проблем. Некоторые юристы публикуют во вполне респектабельных изданиях типа "Русских ведомостей" объявления о своем содействии в бракоразводных делах. Со временем тематика этих объявлений расширяется, отражая все этапы судебных разбирательств. О степени воспринятости общественным мнением нового рекламного потока свидетельствуют факты его проникновения на газетные полосы официоза.
"Московские ведомости" от 12 сентября 1904 г. публикуют:
"Поселянка Анна Мария Георг, урожденная Шнейдер, подала в Московскую Евангелически-Лютеранскую Консисторию на мужа своего Александра Георг бракоразводную жалобу, основанную на безвестном его отсутствии, почему Александр Георг вызывается сим к явке в сию Консисторию в течение года, считая со дня последнего отпечатания сего вызова, для принятия жалобы жены с тем, что если до истечения означенного срока он сам не явится или не пришлет от себя законно-уполномоченного, то брак его будет расторгнут, и вместе с тем жена его будет признана невиновною, а он виновною стороною, и подверг-
„ 99
нут всем последствиям виновной стороны •"< Все более широкое внедрение публичного участия в межличностную сфер, вызывает к жизни ранее немыслимое явление — "Брачную газету", начавшую еженедельно выходить в 1906 г.
"Задавшись целью привить в России новый способ заключения брака посредством объявлений, увенчавшийся полным успехом в Англии, Франции и Германии, мы видели в этом единственное верное средство, чтобы расширить кругозор у желающих вступить в брак, чтобы браки перестали носить современный случайный и вредный для супругов характер, обусловленный тесным кругом знакомых" 23.
- Новое время. 1906, 27 июня.
~" Московские ведомости. 1904, 12 сентября.
^ Брачная газета. 1906, № 16.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Однако набор ее объявлений далеко не всегда свидетельствует о достаточно ответственном подходе рекламодателей к одному из самых серьезных жизненных проблем. Как иначе расценить следующие объявления:
"Студент красивой наружности желает жениться на богатой купчихе
(возраст безразличен). Прошу выслать фотографические карточки —
тайна гарантируется"; "Экстренно хочу жениться — нужны деньги на
уплату 5 тысяч долга. Офицер"24.
Судя по успеху, который получила "Брачная газета" в широких кругах общественности, период патриотического подъема 1904—1905 гг. уступил место сугубо прагматичным устремлениям. Это не замедлило обнаружиться в рекламной экспансии, с новой силой заполонившей более 50 процентов газетных полос.
По нарастающей шел суггестивный нажим, использующий обманные приемы. Снова реклама изобилует предложениями чудодейственных средств. Вновь происходит возрождение негативных факторов в рекламном процессе. Судить об этом можно по многоплановому розыгрышу потребителей крема "Ренессанс". Здесь задействована и историческая интрига: оказывается, "обаятельный цвет лица королевы Марии Антуанетты... был результатом употребления сложного косметического средства. Лейб-медик красавицы-королевы Дюшар оставил своим наследникам разоблачение этой тайны ...", которое и воплощено в предложенном россиянам креме "Ренессанс". "После некоторого времени применения этого средства, не только кожа приобретает естественный чудный цвет, но и грудь приобретает здоровую полноту... все морщины, шероховатости кожи, угри, прыщи, веснушки исчезают бесследно", и дамы, употребляющие этот крем "скоро и легко приобретают утраченную молодость и кажутся на 10, а в некоторых случаях на 25 лет моложе своего возраста" 2Г).
Примечательно, что пробная баночка предлагалась бесплатно, — свидетельство расширения приемов воздействия на потребителя, внедрениями на российский рынок опыта премиальной торговли.
Очередной катаклизм в российской истории — первая мировая война — прервал интенсивное развитие как негативных, так и позитивных факторов российской газетной рекламы.
" Брачная газета 1906, №. 1. 2^ Новое время. 1907, 13 января.