Реклама в российской прессе XIX - начала XX века 307
тельно? Вполне. Однако общий облик газетной полосы, на которой "смешались кони, люди", разумеется, не слишком эстетичен.
Продуманный рекламный образ (имидж) фирмы или товара, создаваемый иллюстративным средством, — скорее исключение, чем правило. Тем не менее появляются и образцы "высокой" рекламы. Продуктивные поиски в этом направлении связаны с "Русскими ведомостями" — газетой русской интеллигенции.
На редкость нетривиально и элегантно выглядит, например, на первой полосе "Русских ведомостей" 18 марта 1890 г. реклама знаменитого виноторговца П. Смирнова. Квадрат с текстом помещен в центре полосы на широко обрамляющем белом фоне. Этот прием изобразительно поданного контраста, нередкий в наши дни, для газет 90-х гг. исключение, конечно же, доступное лишь самым богатым клиентам.
Удачно сформирован и рекламный образ магазина женского белья французской фирмы "Море". Фирменный знак представлен как белый куб с изящно прочерченными гранями, на одном из которых вензель, на другом — лаконичный адрес магазина.
Текст рекламного объявления включает собственные резервы завлечения публики. Типическими в его структуре становятся призывы "Новость!", "Стой!", "Сенсация", "Распродажа". Аргументация содержит все известные современные способы рекламного увещевания: псевдонаучность, авторитетные свидетельства, мнение "одного из нас", эффект чуда и т. п. Установка на сенсацию нередко соседствует с обманом. Происхождение его может быть самым разным — от объективной ограниченности знаний до прямого мошенничества.
В течение всего 1900 г. "Новое время" регулярно публиковало рекламу детского питания Mellin'sfood. Изображение привлекательного здорового младенца, за углы пеленок взвешиваемого на безмене, сопровождалось энергичным текстом:
"Всякое питательное средство, приготовленное из какого-либо зерна,
есть мучное, а поэтому такая пища состоит преимущественно из
крахмала.
Естественная пища ребенка есть материнское молоко, а оно
крахмала не содержит.
Ребенок не может переварить крахмал в мучной пище, поэтому пища
детей не должна содержать крахмала.
Питательное средство М е л л и н а.
MELLINS' FOOD
не содержит крахмала и поэтому есть превосходная пища для детей,
составленная в подражание к материнскому молоку.
Представители для России — "Шанс и К°", Москва".
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Е. КРАУСЪ, Морская, Зб—С.-П&тербургъ. Адр. мк тслеграми-t; «Аргуег. юсозвсхЬт^Е» inrftparb „Т А К И Р Ъ" ^ >;а •о • •З >« 1-' е Л а ч .< ?? • 3 |
ЭКСПРЕССЪ дтчий велосипеды такъ ,какъ вр04ны, изящны ^'кдешевы.^мооквА. БАНЦГАФЪиКа ^Д0" |
штораий *м».дл* сюрсст. да 1/IOOO свх. I'fnpBcnoc. A-in евшая, съ •Удержи эй c-k Увлриыт. Краус-ь-ЦеЬсст» 1 ; i, 7 разм. 9Х1'^ ст. в-ю двохн. касс. 139 р. Склада ecixi прмяадл.дл фотограф!» в мхкро- скогюэ-ь Краус-»,Баупп, ж Лоыб-ь. М 1УМО Требуйте каталог».13—в |
Илл. 34. Для большей части массовой печатной рекламы характерна на-туралистичность изображения. |
У современного потребителя такое объявление вызовет усмешку, поскольку известно, что проблемы детской диетологии не столь однозначны. Но он не может похвастаться тем, что выработал стойкий иммунитет против техники псевдонаучной аргументации. Вспомним, хотя бы рекламу серии косметических средств "Плэнитюд" фирмы "Л'0реаль" под девизом "Против старения".
Как и в нынешнее время, наибольший объем лживой и некорректной рекламы выпадает на долю лекарственных и косметических средств. В том, что касается здоровья и внешности, публика проявляет наибольшую некритичность и доверчивость. Жидкости для волос, способные обратить лысые головы в буйные кудри, пилюли, способные придать классические формы впалой и гипертрофированной груди, порошки, благодаря которым толстый человек может приобрести изящную естественную фигуру.
Злоупотребления сенсационностью, нередко переходящей в обман, вызывают протест, пародирование, насмешки.
У нас в особом авантаже
Всегда бывали распродажи...
Об этом тысячи реклам
Везде свидетельствуют нам.
И в самом деле, коммерсанты
Имеют крупные таланты
По части всяческих реклам...