Глава 9. реклама в российской прессе xix - начала xx в. 303
дителями и фабрикантами, а также розничными торговцами, продавая последним без всякой надбавки против фабричной цены".
Но эта задача осуществима лишь при наличии сети торговых агентов. Роль коллективного агента отводилась и газете, "которая бы следила за движением нашей торговли, за спросом на различные продукты и фабрикаты в различных местах и за ценами на них, как на русских, так и, по возможности, на всех главных рынках Европы" 11.
Столь же скурпулезно издатель излагает организационную сторону начинаемого им предприятия. Предполагалось, что "Торговый листок" будет выходить ежедневно (кроме некоторых праздничных дней), печататься в количестве 5000 экземпляров и раздаваться даром в Гостином дворе, на Кузнецком мосту, у Тверских ворот, на Смоленском рынке, па Москворецком мосту, у Покровских ворот. Утром с 11 до 2-х часов 12.
Внятно излагается финансовый механизм издательского дела. "Раздаваясь бесплатно, "Торговый листок", конечно, должен покрывать все свои издержки платой за объявления. Печатать же объявление в "Торговом листке" для Публики представляет довольно большое удобство. Ибо "Торговый листок" — газета не по подписке, а бесплатная, которая непременно будет роздана в количестве 5.000 экземпляров в самых людных местах Москвы. Следственно, печатая свое объявление в "Торговом листке", Вы можете быть уверены, что оно непременно прочтется. "Торговый листок" представляет в этом отношении все удобства отдельных афиш: печатается в довольно большом количестве экземпляров и раздается даром" 13.
Общественная реакция на нулевой номер побуждает издателя статью от редактора в первом номере построить в диалоговом режиме: "Все новое невольно возбуждает любопытство. Наша газета, конечно, тоже подвергается этой участи. Вопросы: "что такое "Торговый листок?", "к чему такая газета?", "какая ее цель?", "будет ли это что-нибудь серьезное?", "не пуф ли это?" — все эти вопросы непременно будут задаваться и раздаваться, тем более что наша газета — дело в Москве неслыханное и небывалое: газета бесплатная".
Это недоверие ко всему новому М. К. Курганов пытается разбить арифметикой из наглядной бытовой прагматики. "Торговый листок" раздается бесплатно. Это пункт довольно важный. В силу его наши читатели лишены всякого права заявлять относительно нас какие-либо требования. Угодно — читайте, не угодно — нет ,— денег за газету с вас никто не берет".
11 Торговый листок. 1866, сентябрь. Там же.
1 ам же.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
Однако рекламодателя привлекает не столько честность в намерениях издателей, сколько эффективность вложенных денег. А дела у издания шли неважно. Искренность и открытость издателя, опубликовавшего, в частности, скандальную информацию о недобросовестности разносчиков, которые продавали бесплатную газету в лавочки как оберточную бумагу, не всегда способствовали его пользе.
Оптимизм издателя уже к октябрю заметно иссякает: "Нам не хочется расстаться с мыслью, что "Торговый листок" — издание небесполезное, а потому и имеющее право на успех... Однако успех этот очень медлен, кто тут виноват? Публикации или наши разносчики? Вероятно, все. Толковать постоянно, что печатать у нас объявления для публики представляет большое удобство - дело весьма скучное и притом не совсем деликатное — отзывается каким-то зазывом. Вот почему мы публику оставляем в покое навсегда: не поймет — делать нечего! Людям и не от таких предприятий приходилось отказываться, несмотря на всю их полезность"14.
Рекламной информации едва хватает на две трети полосы, к концу 1866 г. заявленная периодичность не выдерживается и в феврале 1867 г. "Торговый листок" прекращает существование.
Более удачливы издатели прагматичные, сумевшие оценить неизбежные повторы в обращениях к публике не как навязчивость, а необходимый элемент рекламных коммуникаций, отыскать более гибкие формы адаптации своего бизнеса к сложившимся традициям.
С меньшим размахом, но с большей результативностью осуществлено издание "Петербургского листка" (1864—1914 гг.). Задуманный как "газета городской жизни и литературная", он фактически (на 80%) заполнялся объявлениями.
Приманкой, обещанной редакцией, было право для подписчиков печатать бесплатно шесть объявлений в год. В редакционных статьях эта газета регулярно публиковала полезную информацию для среднего потребителя. В № 17 за 10 апреля 1864 г. читаем о дешевых кухмистерских:
"При нынешней всеобщей дороговизне, начинающей доходить в Петербурге до чудовищных размеров, в мало-мальском ресторане, да еще с иноземным именем, за кусок говядины, даже не всегда удовлетворительного качества, берут с вас — шутка сказать, полтинник! И это делается весьма хладнокровно, будто и в самом деле так следует. Скажем, кофе — 20 и 30 коп., стакан очень плохого чаю — 15 и 20 коп.! Вот почему открытие дешевых заведений должно радовать и заслуживать
14 Торговый листок. 1866, 12 октября.