Глава 9. реклама в российской прессе xix - начала xx в. 301
времени", являющемся будто бы официальным органом высшего государственного учреждения, а суммы, собираемые этою газетой за объемистые публикации государственного банка по дорогой таксе, составили весьма значительный капитал, поступивший в пользу ее издателя" 1С.
В подаче казенных объявлений прослеживаются официально-нормативные традиции, сложившиеся в 30-е гг. Это заключенная в таблицы статистическая информация — состояние счетов банков, доклады комиссий, биржевая информация о котировке акций и товаров, вексельные курсы, тарифы отделений железной дороги на перевозку грузов.
В дизайне частных объявлений прослеживается дифференцированный подход — в зависимости от целей заказчика и его финансовых возможностей.
Наряду с рубричной рекламой услуг в равном объеме публикуются объявления, заключенные в отдельные рамки. Это реклама книг, журналов, товаров широкого спроса. Изобразительные компоненты этого типа рекламы все еще ограничены игрой шрифтов, орнаментальными рамками и линейками, вариантами размеров на газетной полосе. Для них характерно избыточное многословие. Типичным является объявление, которое публиковалось в течение шести месяцев 1875 г. Рекламируется "Мальц" — экстракт-ное пиво Иоганна Гофа, заголовок лишен экстравагантностей и лишь обозначает рекламируемый предмет. Правда, примечание в скобках "для здоровья", которое следует строчкой ниже, — это уже попытка воздействия на эмоциональную сферу потребителя.
Вся дальнейшая аргументация этого текста, состоящего из пяти объемных плотных блоков, апеллирует к разуму и формирует образ престижного и качественного товара, добропорядочного производителя.
"Мальц — экстрактное пиво Иоганна Гофа (для здоровья)
(фабрики в Берлине, Главная торговля для России в Санкт-Петербурге, на углу Невского и Николаевской улицы, дом № 71-2).
Пиво это, обладая весьма тонким сладким солодовым вкусом, составляет любимый столовый напиток всех кланов общества, оно питает, укрепляет вследствие своих отличных свойств, приятности и полезности. Концессионировано Правительствами: Императорско-Российским, Германско-Прусским, Австрийским, Английским, Французским,
Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981. — С. 101.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
Голландским, Румынским, Греческим, а также Соединенными Севере и Южно-Американскими штатами.
Патентованный поставщик Е. В. Императора, Германского короля Прусского, многих Князей и Принцев, пожалованный знаками отличия:
Королевско-Прусским Орденом Короны; дипломом Королевско-Прусского комиссион-советника с государственной печатью; золотым с короною крестом за заслуги, собственноручно пожалованные Е. В. Императором Австрийским за отличные достоинства Мальц — экстрактного пива Иоганна Гофа и пр. Удостоенный поставки ко дворам:
Его Величества Императора Всероссийского и Его Императорского Величества Великого князя Константина Николаевича и пр.
Иоганнъ Гоф". Формирование престижного образа — наиболее эксплуатируемый принцип в эстетике рекламы 60—80-х гг. Очевидно, эти аргументы были намного действеннее, чем прагматика в обществе, где сословные границы были еще незыблемы. С другой стороны, ссылки на заслуги перед императорскими дворами, на многолетний опыт по структуре еще слишком имитируют тексты геральд-мейстеров. Пройдет всего полтора-два десятка лет и содержательные грани рекламы, в том числе и престижной, воплотятся в наиболее адекватных вариантах, соответствующих внутренней энергетике массового ежедневного издания.
И наконец, важной приметой рекламного менеджмента 60-80-х гг. стало появление бесплатных листков объявлений.
Как явление абсолютно новое для российской практики, оно требовало большой информационной поддержки. Издатели первых бесплатных листков объявлений широко используют уже сложившийся к тому времени прием — публикацию программных документов. Но монологичность программы не справляется с необходимостью коррекции уже сложившихся стереотипов восприятия периодического массового издания. Задачи "раскрутки" этого бизнеса выводят издателей к диалоговым формам.
Не всегда этот опыт был удачен. Первый московский бесплатный "Торговый листок" (1866—1867) — это драма несостоявшегося диалога. Инициатор — издатель и глава торгового дома. М. К. Курганов — человек образованный, интеллигентный, заражен идеями экономического процветания России.
Все логично и благородно в его программе, подробно изложенной в нулевом номере "Торгового листка". Возглавляемый им торговый дом "хочет занять место посредника, входя в сделки с произво