Глава 9. реклама в российской прессе xix - начала xx в. 299
указа, например, была отмена государственной монополии на публикацию частных объявлений. Правда, эта свобода, как, впрочем, и многие другие, являлась половинчатой. Государство оставляло за собой право контролировать и регламентировать издателей, в качестве наказания применяя для неблагонадежных такие сильнодействующие средства, как запрет на публикацию объявлений и даже приостановку самого издания. Тем не менее реклама в средствах массовой информации переживает новый этап в своем развитии.
С этого времени во всех печатных изданиях получает законную прописку раздел "Объявлений", содержащий в шапке подробные сведения об условиях публикации и адресах приемных пунктов, что исключительно информативно для организации рекламного бизнеса.
По мнению историков печати, безусловный лидер среди частных газет 60-х гг. — "Голос" А. А. Крае веко г о, первое массовое российское издание.
Уже в шапке первого вышедшего в свет номера объемная литировапная заставка "Прием и печатание объявлений" свидетельствует, выражаясь современным языком, о серьезном маркетинговом подходе к организации этого бизнеса. Среди оговариваемых позиций обращает на себя внимание информация, которая характеризует дифференцированность рекламных жанров этого периода: "Принимаются казенные и частные объявления, рекламы, всякого рода оповещения, библиографические известия, торговые прейскуранты и т.п. на всех европейских языках".
Чрезвычайно любопытны сведения о скидках для желающих печатать объявления постоянно, в течение года. Они, внося деньги вперед, пользуются уступкою соразмерной числу объявлений.
"Подающему объявление выдается квитанция", "Объявления печатаются не позже, чем на 3 день со дня подачи", — эти оговоренные условия взаимоотношений с рекламодателем также весьма примечательны. Акцент на добропорядочность, безусловно, был в имидже издания выигрышным, поскольку на рекламном подпольном рынке слишком долго преобладали иные тенденции.
В том же первом номере "Голоса" опубликован список адресов, где принимаются объявления, состоящий более чем из двух десятков пунктов, две трети из которых расположены в провинции. Энергичное пополнение этого списка за счет вновь открываемых иностранных и провинциальных представительств газеты свидетельствует о совершенно новой для России форме организации информационного бизнеса — агентстве. Эти очевидные
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
факты опровергают первенство, приписываемое конторе Метце-ля, созданной в 1870 г.
Избранная стратегия на рекламном рынке принесла свои положительные результаты, объем объявлений возрастает с каждым годом, и к 80-м гг. газета одной из первых выносит их на первую полосу.
Реализация стратегии на массовость нашла отражение в структуре рекламного потока. Подателями подавляющего большинства объявлений были представители третьего сословия, ищущие заказов на работу. Встречный рекламный поток — запросы на рабочую силу.
В соответствии с финансовыми возможностями главного рекламодателя, а также из-за существенного объема заявок в "Голосе" сформировался устойчивый макет рекламных полос. Это рубрич-ные объявления, систематизированные по характеру предлагаемых услуг. Пока еще нет никаких иллюстраций, для рекламных акцентов используется лишь игра шрифтов, тексты крайне спрес-сованны, в типических оборотах используются сокращения типа "сличи, реком." (с личными рекомендациями), "зн. дело" (знаю дело).
Обращают на себя внимание объявления в траурных рамках. Их значительный объем и регулярность свидетельствуют о том, что "Голосу" удалось "освоить" чрезвычайно любопытный информационный ноток. Жанр некролога выходит на рекламную полосу, и это точка отсчета личностной рекламы в прессе — событие, которое характеризует новое качество отношения общественности к рекламе. Вслед за "Голосом" к 70—80-м гг. некрологи начинают занимать значительную часть в рекламной площади многих преуспевающих изданий.
Диапазон подачи рекламных текстов, сложившийся в период 60—80-х гг., более нагляден в опыте газеты "Новое время" (1860— 1917 гг.). А. С. С у в о р и н, ее издатель, очень хорошо чувствует российскую конъюнктуру и, не обольщаясь идеалами свободного частного предпринимательства, умело строит отношения с чиновниками государственного аппарата и получает заказы на казенные объявления.
Эту сторону отношений приоткрывает записка в Императорскую Канцелярию его обиженного конкурента — редактора "Биржевых ведомостей" Трубникова: ""Новое время" из всех частных газет избрано быть органом государственного банка, не говоря уже о том, что с тою времени издателю этой газеты открыт широкий кредит в этом байке. Такое распоряжение, до сих пор не отмененное, возбуждало искусственно доверие публики к "Новому